Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока " Географическое положение Евразии"

Конспект урока " Географическое положение Евразии"

Скачать материал

Пояснительная записка

к уроку географии 7 класса

« Географическое положение Евразии»

 

    Урок составлен на основе Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 классы), авторская программа по географии, 6-10 классы под редакцией Душиной И.В.—М.: Дрофа, 2003.
     На уроке используется личностно-ориентированный подход в обучении.

 Осуществляется развитие в процессе обучения всех субъектов: и учащихся и учителя.
Это создание  диалогических взаимоотношений, привлечение учащихся на всех
этапах учебного процесса, создание общей мотивации деятельности, актуализация   знаний,   взаимное   обучение,   взаимный   контроль, ответственность за организацию, порядок, дисциплину на уроке, организация   рефлексии   учащихся   по   поводу   услышанного   и сделанного на уроке, положительный эмоционально-нравственный и психологический фон урока, точная постановка вопросов и заданий -точные ответы и правильные решения учащихся, развивает как учителя, так и учащихся.

           Также на уроке реализуется принцип     уровневого    подхода    к     выполнению познавательных заданий, выполнению  разных по уровню и значимости для каждого творческих заданий, уровневый контроль знаний и умений, но в то же время вырабатываются общие для всех учащихся принципы,   формы,   правила,   закономерности,   необходимые   для развития социальных личностных качеств, они по своей сути являются индивидуальными качествами, так как реализуются у каждого ученика по-своему.     Поэтому   учителю    предоставляется    широкое    поле деятельности для коррекции   некоторых  качеств у отдельных учащихся.

        Учащимся на уроке была создана широкая ситуация индивидуального выбора способов решения разнообразных задач познавательного и практического характера, участвовать в творческом поиске, осуществлять умение общаться, высказывать собственное мнение, давать оценку происходящего, сотрудничать друг с другом, с учителем, работать с основной и дополнительной литературой, эмоционально воспринимать и высказываться, проявлять эрудицию, находить точки соприкосновения , разнообразно рефлексировать, удивляться и спорить, увязывать знания полученные на других предметах со знаниями, полученными в ходе урока, вырабатывать правила поведения, обобщать и находить общие закономерности.

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

«Географическое положение Евразии»

 

Планируемые  результаты:

Предметные: называть и показывать  элементы береговой линии; определять географическое поло­жение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географическо­го положения материка на его природу. Почему Евразию можно назвать «одним из двух».

Метапредметные: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию; сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию. Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения.  Развивать умение самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах. Организовать учебное сотрудничество в группе. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Уметь ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: осознавать целостность мира. Развивать у учащихся память, мышление и внимание, умение контролировать результат своей деятельности.

 

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 7-го класса, учебник географии, контурные карты, глобус, цветные флажки, характеристики материков и список номенклатуры на доске, карточки с заданиями, инструкциями.

Данный урок целесообразно провести в виде самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации: учебником, картами и глобусом, так как семиклассники не только знакомы с понятием географического положения материка, но и обладают умением его характеризовать.

 

План урока

 

I. Организационный этап — 1 мин.

 II.Изучение нового материала:

1.Формулировка темы с помощью выполнения задания с опорой на
ранее приобретенные знания — 2 мин.

2.Актуализация субъектного опыта учащихся  путем  использования
задания на формирование ассоциаций по отношению к новому материалу —
3—4 мин.

3.Изучение условной границы между Европой и Азией (работа по вариантам) — 2—3 мин.

4.Выявление факторов, определяющих особенности природы материка (работа в парах) — 2мин.

 5.Знакомство      с      размерами      материка      путем      выполнения индивидуального задания по выбору — 3—4 мин.

 6.Характеристика географического положения  материка на основе индивидуальной работы по одному из предложенных вариантов, формулировка выводов — 12—14 мин.

 7.Составление  списка  номенклатуры  по   теме  и  его  самопроверка  (работа в группах) —

8-10 мин.

 Ш. Подведение итогов урока— 1—2 мин.

 IV. Объяснение домашнего задания — 1—2 мин.

Ход урока

Учитель. Какие материки мы с вами уже изучили в этом учебном году?

 Задание 1. Из предложенных на доске характеристик определите те. которые соответствуют изученным континентам:

а)самый маленький по площади;

б)наиболее влажный материк;

в)находится в районе Южного полюса;

г)расположена самая длинная горная цепь на cyme;

д)в органическом мире много эндемиков;

е)самый большой по площади материк;

ж)экватор проходит почти посередине;

з)самый жаркий материк;

и) располагаются Великие озера;

к) омывается четырьмя океанами;

л) самый холодный материк;

м) занимает по площади третье место.

После выполнения задания учащимся предлагается прикрепить карточки с характеристиками соответствующих материков на настенную физическую карту полушарий.

Учитель. Какие из характеристик остались невостребованными? Для какого материка, по вашему мнению, они подходят? Действительно, 6-й и 10-й пункты характерны для материка Евразии, который нам и предстоит изучить.

 

Задание 2. Какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Заполните сначала первую графу таблицы, которую мы составляем по каждому материку. Подумайте, что бы вы хотели узнать о Евразии

Евразия



Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

1. Самый большой по площади материк.

2. Омывается четырьмя океанами.

3. Расположена высочайшая вершина мира.

4. Материк, на котором мы живём, и др.

 

 

    Затем школьники перечисляют известные им сведения о материке Евразии. Учитель записывает наиболее важные из них на доске.

Учитель. Насколько верны ваши представления о материке Евразии, мы узнаем позже на этом и других уроках по данной теме.

   Итак, нам с вами предстоит совершить длительное и увлекательное путешествие по Евразии, чтобы познакомиться с особенностями природы этого огромного континента.

  А кто из вас знает, откуда произошло название этого материка? Правильно, его образуют две части света — Европа и Азия. А в чем заключается различие между понятиями «материк» и «часть света»? Какие части света вы уже знаете? А что означают названия таких частей света, как Европа и Азия? Кто может показать по карте эти части света?

   Для того чтобы установить, как проходит условная граница между этими частями света, выполните следующее задание:

Задание 3. (по вариантам). Пользуясь учебником и картой атласа, определите, как проходит сухопутная граница между Европой и Азией (I вариант), и покажите морскую границу между этими двумя частями света (II вариант).

   Работая в парах, учащиеся показывают друг другу сухопутную и морскую границы на карте атласа. А затем школьники, вызванные по желанию, называют географические объекты, по которым проходит условная граница между Европой и Азией, и показывают их на настенной карте . Другие ребята внимательно следят за показом и при необходимости исправляют и дополняют ответы.

Учитель. Евразия отличается необычайно большим разнообразием природы. Выполните, пожалуйста, новое задание:

Задание 4 (выполняется в парах). Какие же факторы определяют различие в природе любого материка? Обсудите в парах и выберите два основных фактора из предложенных на доске (на обсуждение дается 1 мин):

а) история развития и формирования материка;

б) размеры материка;

в) тектоническое строение;

г) географическое положение;

д ) рельеф;

е) климатические условия.

Учитель. Правильно, основными факторами, влияющими на разнообразие природы материка, являются его размеры и географическое положение.

   Мы уже выяснили, что Евразия — самый большой по площади материк. Какова же его площадь? Откуда мы можем получить эти данные?

Задание 5.   Используя диаграмму (рис. 3) учебника , выполните одно из предложенных заданий по выбору:

1.Сравните площадь Евразии с площадью других материков. Определите, какие материки по площади в сумме могут составить площадь Евразии. Сколько вариантов решения вы нашли.

2. Сравните площадь самого большого и самого маленького материка нашей
планеты. Подсчитайте, во сколько раз Евразия превосходит его по площади.

3.Какую долю от площади всей суши занимает Евразия?

4.Определите,  сколько   процентов  приходится  в  Евразии   на  каждую  из
составляющих ее частей света (Европу и Азию).

5.Какую часть материка занимает наша страна? (Площадь России 17,1 млн.км'.)

 

   Полученные результаты учитель записывает на доске и предлагает школьникам, используя эти данные, сделать вывод: «Евразия — величайший материк земного шара. На ее долю приходится '/3 всей суши. Она занимает площадь 54 млн. км2, причем 4/5 территории континента приходится на Азию и '/3 — на Европу. Площадь самого большого материка приблизительно равна суммарной площади Африки и Северной Америки. Евразия почти в 7 раз больше Австралии — самого маленького по площади материка. Почти третью часть Евразии занимает территория России».

Учитель. Почему же изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения? Какие будут мнения? Аргументируйте свои суждения.


   Действительно, изучая различные континенты, вы узнали, что, помимо размеров, особенности природы каждого материка определяет и их географическое положение. Что же включает в себя понятие «географическое положение материка»?

Задание 6. (на выбор).

1.  Вспомните,  пожалуйста,  план  характеристики   географического
положения  любого материка.

2.  Если вам трудно вспомнить, то расставьте перечисленные на карточке пункты плана в логической последовательности.

Убедившись, что учащиеся знают план характеристики ГП, учитель предлагает им выполнить практическую работу. Обучающиеся к моменту изучения Евразии уже должны уметь характеризовать географическое положение материка. Поэтому они могут выполнить данную работу с большей степенью самостоятельности.

Задание 7. (практическая работа). Дайте письменную или устную характеристику географического положения  Евразии, выбрав одно из предлагаемых заданий:

I. Охарактеризуйте   географическое   положение   Евразии   самостоятельно, используя карты атласа и план.

II. Дайте характеристику географического  положения  Евразии,  пользуясь инструкцией и картами.

 

Инструкция

по характеристике ГП Евразии

1.Определите положение Евразии по отношению к экватору, Северному тропику,  Северному    полярному    кругу,    начальному    меридиану.  Какие климатические пояса и природные зоны расположены в пределах материка?

2.Определите географическую широту крайней северной и крайней южной точек, географическую долготу крайней западной и крайней восточной точек континента. В каких полушариях расположена Евразия?

3.Рассчитайте протяженность материка (в градусах и километрах) с севера на юг по 80°в.д. и с запада на восток по 50° с. ш. (1° по 50-й параллели соответствует 71,7 км).

4. Определите   положение   Евразии   по   отношению   к   океанам   и   другим
материкам.

 

III. Дайте сравнительную характеристику географического положения Евразии и Северной Америки.

Результаты выполнения задания могут быть представлены в форме таблицы, схемы, описания и т.п.

Проверка выполнения заданий осуществляется по каждому пункту плана. Отдельные ученики характеризуют особенности географического положения материка, другие исправляют и дополняют их ответы, третьи указывают черты сходства и различия между Евразией и Северной Америкой. Учитель привлекает как можно больше учащихся к обсуждению. С этой целью он предлагает высказать свою точку зрения, обосновать ее, поощряет ответы ребят и т.п. Для большей наглядности в крайних точках материка на карте полушарий или на глобусе укрепляются цветные флажки, которые позволяют выявить положение Евразии не только в Восточном, но и в Западном полушарии.

С целью обобщения выявленных особенностей географического положения материка учитель предлагает обсудить вопрос: как географическое положение, величина территории и изрезанность береговой линии Евразии влияют на особенности ее природы, жизни и хозяйственной деятельности населения? В результате поиска ответа учащиеся под руководством учителя делают следующие выводы:

1. Огромные размеры материка, особенно большая протяженность с севера на юг, определяют исключительное разнообразие природных условий: в Евразии представлены все климатические пояса и все природные зоны мира; этим обусловлена и значительная контрастность природы (самая высокая вершина и самая низкая впадина земного  шара , самые высокие и низкие зафиксированные температуры воздуха и др.).

2.   Ввиду большой протяженности материка с запада на восток в центральных его районах наблюдается усиление континентальности  и сухости климата, что, в свою очередь, влияет на широкое распространение здесь пустынь и полупустынь.

3.Из-за близости Евразии с  Северной  Америкой  и  Африкой  существует некоторое сходство органического мира с этими материками, соответственно на северо-востоке и юге континента.

4.Сильная   изрезанность   западных   и   восточных   берегов   континента   и
наличие удобных бухт создают условия для строительства морских портов и благоприятно влияют на развитие мореплавания.

Учитель. Мы с вами установили, что Евразия — единственный материк земного шара, который омывается четырьмя океанами. В каждом океане, омывающем берега Евразии, находятся различные географические объекты: моря заливы, проливы, острова и т.д. Их достаточно много, надо отобрать наиболее значимые. Поэтому следующее задание предлагается выполнить в контурных картах. Работу с контурными картами следует начать на уроке и продолжить дома. Задания для работы дома могут быть следующие (на выбор):

Задание 1. Нанесите условную границу между Европой и Азией и подпишите

географические объекты, по которым она проходит.

Задание 2.   Обозначьте   на   карте   важнейшие   объекты,   характеризующие

особенности географического положения Евразии.

Задание 3. Составьте кроссворд по данной теме.

Задание 4. Подготовьте сообщение по теме «Отечественные имена на карте

Евразии» (опережающее задание).



 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока " Географическое положение Евразии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Урок составлен на основе Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 классы), авторская программа по географии, 6-10 классы под редакцией Душиной И.В.—М.: Дрофа, 2003.
     На уроке используется личностно-ориентированный подход в обучении.

 Осуществляется развитие в процессе обучения всех субъектов: и учащихся и учителя.
Это создание  диалогических взаимоотношений, привлечение учащихся на всех
этапах учебного процесса, создание общей мотивации деятельности, актуализация   знаний,   взаимное   обучение,   взаимный   контроль, ответственность за организацию, порядок, дисциплину на уроке, организация   рефлексии   учащихся   по   поводу   услышанного   и сделанного на уроке, положительный эмоционально-нравственный и психологический фон урока, точная постановка вопросов и заданий -точные ответы и правильные решения учащихся, развивает как учителя, так и учащихся.

           Также на уроке реализуется принцип     уровневого    подхода    к     выполнению познавательных заданий, выполнению  разных по уровню и значимости для каждого творческих заданий, уровневый контроль знаний и умений, но в то же время вырабатываются общие для всех учащихся принципы,   формы,   правила,   закономерности,   необходимые   для развития социальных личностных качеств, они по своей сути являются индивидуальными качествами, так как реализуются у каждого ученика по-своему.     Поэтому   учителю    предоставляется    широкое    поле деятельности для коррекции   некоторых  качеств у отдельных учащихся.

        Учащимся на уроке была создана широкая ситуация индивидуального выбора способов решения разнообразных задач познавательного и практического характера, участвовать в творческом поиске, осуществлять умение общаться, высказывать собственное мнение, давать оценку происходящего, сотрудничать друг с другом, с учителем, работать с основной и дополнительной литературой, эмоционально воспринимать и высказываться, проявлять эрудицию, находить точки соприкосновения , разнообразно рефлексировать, удивляться и спорить, увязывать знания полученные на других предметах со знаниями, полученными в ходе урока, вырабатывать правила поведения, обобщать и находить общие закономерности.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 075 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 909
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Евтушенко Татьяна Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Евтушенко Татьяна Павловна
    Евтушенко Татьяна Павловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6687
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 110 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек