Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока природоведения в 5 классе по теме "Мир звезд"

конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Мир звезд"

Скачать материал

Конспект урока по природоведения в 5 классе.

Тема «Мир звёзд».

Ф.И.О.: Щипанова Татьяна Александровна

Место работы: МКОУ Лысовская СОШ Суровикинского района

Должность: учитель

Предмет: биология, география

Тема  :«Вселенная» .

Базовый учебник:ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС. Авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин

Цель урока:

обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о звёздах (форме, составе, размерах, состоянии, количестве, удалённости от Земли).

Задачи:

А) создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных; навыков работы с разнообразными источниками информации (текстом и иллюстрациями учебника, цифровым материалом); умения выбирать и самостоятельно использовать различные способы выполнения заданий.

Б) развивать любознательность, эмпатию (вживание в образ).

В) воспитывать эмоционально – ценностное отношение к миру.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

Формы организации работы учащихся: парная, групповая.

Средства обучения: карта звёздного неба, магнитная доска, изготовленные заранее учениками модели звёзд, различающихся по температуре и цвету

 

 

 

 

 

 

 

Структура и ход урока.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1. Организационный этап.

 

 

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Стихотворение:

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

(Пожелание плодотворной работы на уроке)

Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу.

Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока.

 

 

 

Проверка готовности рабочего места ученика и учителя

1. Контрольно – оценочный этап

а/ взаимопроверка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б/ проблемный вопрос

На доске:

Группа А.

- Что такое астероид?

- Что вы знаете о метеоритах?

Группа Б.

- Каково строение кометы?

- Что такое метеор?

Учитель проводит включённый контроль одной пары, оценивает сам их работу.

Предлагает другой паре осуществить взаимооценку.

После комментария в журнал выставляются оценки.

 

- Можно ли наблюдать метеоры на Луне?

Дети в парах осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка.

Вопросы учащимся позволяют проверить объективность отметок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос заставляет применить знания о метеорах и Луне в новой, необычной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смыслоообразование – осуществляют самооценку своих знаний, ставят дальнейшие задачи обучения.

Нравственно-этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные: умение ставить проблему

 

2. Мотивационно – целевой этап:

а/ определение темы урока;

 

 

 

 

б/ целеполагание

Диалог с учащимися:

1. Перечислите все известные нам космические тела.

2. Какие космические тела не входят в состав Солнечной системы?

3. Что мы сегодня будем изучать на уроке?

4. Какова тема урока?

 

На доске вывешивается карта звёздного неба

.

 

Диалог с учащимися:

- Как вы относитесь к звёздам?

- Нужно ли их изучать?

- Что вы хотели бы узнать о звёздах?

- Какие источники информации мы будем использовать?

Каждый ученик называет не более одного небесного тела.

 

 

 

Дети самостоятельно определяют тему урока, они могут предложить разные варианты. Одна из тем записывается на доске, а дети пишут её в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

В диалоге должны принять участие как можно больше детей.

Учащиеся могут высказывать собственное мнение, каким бы оно не было.

Важно помочь детям определить для себя: нужны ли им знания о звёздах?

Какие и для чего? (личностная значимость знаний).

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смыслоопределение.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Формулирование темы и цели урока

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: управление своим поведением: умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывание суждений, подтверждение их фактами

3. Организационно – деятельностный этап:

а/ определение понятия «звёзды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б/ составление плана изучения звёзд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в/ самостоятельная работа в малых группах

 

 

 

 

 

г/ физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г/ выступление учащихся

1. Понятие о звёздах.

Учитель предлагает дать детям собственное определение.

Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся назвали самые существенные признаки звёзд и только после этого записывает на доске:

Звёзды – это раскалённые огромные газовые шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.

 

Давайте составим по этому определению план изучения звёзд.

О каком признаке звёзд говорит первое слово, второе, третье и т.д.

 

 

 

 

Сможете ли вы сами изучить эти свойства звёзд?

Какие источники информации вы можете привлечь для самостоятельной работы?

Как вам удобнее будет работать – индивидуально, в парах или в группе?

Выберите задания и приступайте к работе (5 минут).

 

Учитель читает стихи:

*А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою (машут руками)

*Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй (плавательные движения руками)

*Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу (ходьба на месте)

*Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

 

 

Учитель консультирует, направляет, корректирует по ходу работы, предлагает принять активное участие в обсуждении вопросов и выставление оценок за ответ.

 

Дети дают определение понятия «звёзды», опираясь на имеющиеся у них знания и опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают определение в тетради.

 

 

 

 

 

Устно составляют план (он записывается на доске):

- температура,

- размеры,

- состав,

- форма,

- удалённость от Земли.

 

Дети отвечают на вопросы учителя, определяют источники информации, разбиваются на группы.

 

 

 

После определения для себя заданий, приступают к самостоятельной работе.

 

Выполняют физические упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму подачи этой информации всему классу и представляют её.

Внимательно слушают ответы ребят, задают вопросы, оценивают выступления.

Формирование устойчивого познавательного интереса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение в условиях работы в парах или в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

Выполнение  учебных действий в соответствие с заданием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение вести самостоятельный поиск

 

 

 

 

 

 

 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками

 

Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

4. Рефлексивно – оценочный этап.

Творческое задание: «Я – звезда» (соотнести то, что узнали о звёздах, с человеческими качествами и описать звезду).

Можно предложить вопросы – ориентиры:

- Как меня называют?

- Где я нахожусь?

- Какая я? (форма, размеры, цвет и т.д.)

- Как я себя чувствую в космическом пространстве?

- Что меня ждёт в будущем?

 

Учитель предлагает детям оформить это задание в виде кластера, детской сказки или телерепортажа из космоса.

В классе находятся дети, которые успешно себя отождествляют со звездой, фантазируют.

 

 

Большинство детей нуждается в вопросах – ориентирах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают, в какой форме будут выполнять творческое задание, уточняют неясные моменты у учителя.

 

Использование

приобретенных

знаний и умений в самостоятельной

практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение систематизировать знания по теме.

 

 

 

 

Выполнение  учебных действий в соответствие с заданием

5. Задание на дом.

Учитель комментирует д/з:

а/ прочитать текст параграфа, проверить свои знания, пользуясь блоком контроля;

б/ задания о созвездиях и практическую работу выполнять по желанию;

в/ для любознательных –составить презентацию о звёздах, используя дополнительную литературу, интернет – ресурсы и справочную литературу.

Выбирают д/з по своему усмотрению, при необходимости просят проконсультировать по проблемным вопросам.

 

Записывают д/з в дневник.

 

 

 

6/ Заключение.

Вспомните, какую цель поставили мы в начале урока, оцените свои результаты.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

 

Эмоционально - ценностное отношение к изучаемой теме.

 

Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

 

 

Дополнительное оборудование к уроку:

1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,зелёные – готов отвечать,

2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо,грустный – нет удовлетворения от урока

3. Солнышко – поощрение, так как Солнце – звезда,  а стремиться к звёздам, значит, стремиться к  знаниям,  подниматься вверх, развиваться.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Мир звезд""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

     Конспект урока природоведения в пятом классе по теме "Мир звезд". Вначале урока учащиеся вспоминают основные понятия изученные на пршлых занятиях:метеор, метеориты, астероид и другие. На занятие учитель ставит проблемный вопрос "Можно ли наблюдать метеориты на Луне?".Постепенно учитель подводит учащихся к формулированию темы урока и начинается изучение новой темы.На доске необходимо закрепить карту звездного неба. В игровой форме ребята знакомятся с классификацией звезд. На уроке считаю необходимым использование физ.минутки так как ребята перенапрегаются и устают.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 896 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 435
    • DOCX 26.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щипанова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1610
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 28 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 39 регионов

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе