Конспект
урока по русскому языку в 5 классе.
Тема:
«Имена существительные
одушевленные
и неодушевленные».
УМК:
учебный комплекс под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 5
класс.
Тема урока:
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (1 час).
Тип урока:
Комбинированный урок с элементами исследования.
Цель: углубление
знаний о понятии «категория одушевлённости/неодушевленности».
Задачи:
Познавательные:
·
учить различать одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные;
·
учить учащихся классифицировать
одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
·
углубить знания обучающихся об имени
существительном.
Развивающие:
·
развивать познавательный интерес;
·
развивать логическое мышление, внимание,
память, орфографическую зоркость;
·
развивать речь, мышление, внимание,
воображение, память, наблюдательность.
Воспитательные:
·
воспитывать сдержанность, умение выслушивать
товарищей;
·
воспитывать чувства гордости за Родину,
гражданственности и патриотизма на конкретном материале;
·
воспитывать чувство ответственности,
самостоятельности.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления.
Оборудование: компьютер,
проектор, интерактивная доска, таблицы по русскому
языку, карточки дифференцированных заданий, на рабочем столе учащихся: учебник,
тетради, ручки и карандаши.
Методы
контроля учебной деятельности на данном уроке:
- Устный и
письменный;
- Фронтальный,
групповой, индивидуальный.
1.Приветствие.
Здравствуй, меня зовут Ксения Александровна. Я очень рада ВАС видеть.
За
окном серый февральский день. А хочется тепла и света. Повернитесь, пожалуйста,
к однокласснику и подарите ему свою солнечную улыбку, пожелайте друг другу
удачи на уроке. А я желаю удачи ВАМ. Молодцы, садитесь.
2.Речевая разминка.
- Ребята, какую
часть речи вы изучаете? (Имя существительное)
- Сейчас
посмотрим, насколько хорошо вы знаете эту часть речи. Я буду называть вам
слова, как только услышите существительное, хлопните в ладоши 1 раз.
Например: рубашка
(хлопок).
Машина,
бегать, попугай, я, красивый, дом, желтоватый, летать, мой, книга.
- Скажите,
пожалуйста, как вы определили существительные?
*Если не отвечают,
то я задаю вопросы: На какие вопросы отвечает существительные? Что они
обозначают?
- Хорошо,
правильно.
Дайте полный ответ
на вопрос, что такое имя существительное?
3. Определение темы урока.
Ребята, а теперь
обратите внимание на доску, перед вами записаны слова с пропущенными буквами.
Ваша задача: пройти к доске, выбрать цветочки с нужными буквами и разместить их
на месте пропуска, объясняя орфограммы.
НА ДОСКЕ: ш…фер,
ш…рох, возр..ст, пч..лка, маш..на, за..ц.
Остальные в
тетрадь. Объяснили орфограммы.
- Ребята, скажите,
с какой частью речи мы только что работали. Можем ли мы разделить эти слова на
группы? По какому признаку?
(Все эти слова являются
существительными. Одни из них отвечают на вопросы кто? Другие на вопросы что? Ребята,
как вы думаете, как это связано с темой нашего сегодняшнего занятия?)
Имена
существительные одушевленные и неодушевленные. Запишите тему урока в тетрадь.
4. Определение цели урока.
Цель нашего
сегодняшнего урока, ребята следующая: вспомнить, какие слова в русском языке
называются одушевленными, какие – неодушевленными.
Также мы узнаем
сегодня, на основе чего можно одни слова отнести к одушевленным, а какие к
неодушевленным.
Откройте учебник
на странице, прочитаем правило.
Надпишите над
именами существительными одушевленными букву «О», а над неодушевленными букву
«Н».
Еще раз сделаем
вывод, на какие вопросы отвечают имена существительные одушевленные и
неодушевленные.
5. Работа с теоретическим материалом.
Обратите внимание
на таблицу на слайде. В этой таблице 2 столбика. В первом слове записано слово
«БРАТЬЯ», во втором - «СТОЛЫ».
Давайте
просклоняем данные существительные по падежам.
|
|
Одушевленные
|
Неодушевленные
|
|
|
И.п.
|
брат
|
Стол
|
|
|
Р.п.
|
Брата
|
стола
|
|
|
Д.п.
|
Брату
|
Столу
|
|
|
В.п.
|
Брата
|
Стол
|
|
|
Т.п.
|
Братом
|
Столом
|
|
|
П.п.
|
о
брате
|
о
столе
|
|
|
|
Р.п.=
В.п.
|
И.п.=
В.п.
|
|
Формы
каких двух падежей совпадают в первой колонке? Р.п.=В.п.
Формы
каких двух падежей совпадают во второй колонке? И.п. = В.п.
Какой
вопрос мы задаем к слову в 1 колонке, какой – к слову во 2 колонке.
Давайте
сделаем вывод: Имена существительные отвечают на вопрос кто? и у этих
существительных совпадают формы Р.п.=В.п. А имена существительные
неодушевленные отвечают на вопрос что? У этих существительных совпадает форма
И.п и В.п.
|
|
|
|
|
|
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята, давайте
представим на минуту себя маленькими зернышками, присядем, вот мы постепенно
готовимся к тому, чтобы стать росточками, немного приподнимемся, вот росточек
тянется, растет, у росточка появляется стебель, на стебле появляются листочки и
завязывается бутончик. Появилось солнышко, и бутончик распустился, растение
потянулось к солнышку, как можно выше. Начался дождик, бутончик закрыл свои
лепесточки. Но тут снова выглянуло солнышко, пригрело цветочек, ему стало
комфортно, и он расслабился.
Садитесь,
спасибо.
7. Проблемная ситуация.
Напоминаю про
совпадение форм. Вы скажите, зачем нам нужна эта формула, мы можем задать
вопрос кто? или что? и с легкостью определим, какое перед существительное, но
русском языке ни одно правило не бывает простым.
Запишем
предложение под диктовку:
Заботливые
дети вырастили этот хрупкий и нежный цветок.
Найдите в
предложении орфограмму, с которой мы уже сегодня работали.
Назовите все имена
существительные в этом предложении.
Дети, цветок.
А сейчас мы
проведем с вами небольшое исследование. Ребята 1 варианта выступят в роли
биологов, ребята второго варианта - в роли лингвистов.
Ребята, все из вас
знают, кто такие биологи? А кто такие лингвисты?
Задание следующее:
1. Биологи,
подумайте и докажите «цветок» - живой или неживой предмет.
2. Лингвисты,
а вы пользуясь полученными знаниями, подумайте и докажите слово «цветок» -
существительное одушевленное или неодушевленное. (просклоняйте и посмотрите,
какие формы совпадают, сделайте вывод).
ВЫВОД:
и те, и те по-своему правы. И биология, и лингвистика – это две науки, каждая
из которых живет по своим законам. Но так как мы изучаем язык, нас будут
интересовать законы лингвистики, по которым слово «цветок» - существительное
одушевленное.
В русском
языке много слов, которые с точки зрения биологии являются живыми,
одушевленными предметами, а с точки зрения лингвистики – неодушевленными. Сюда
относятся все названия растений: кактус, росток, фиалка…
Ребята, но
есть и такие, которые с точки зрения биологии являются неодушевленными,
неживыми объектами, а филологи относят их к одушевленным существительным:
кукла, манекен, снеговик, названия карт (король, дама, валет).
Как вы думаете
почему, с чем схожи все эти предметы?
8. Словообразовательная работа.
Но наш язык не
только противоречив, он еще и очень богат на разного рода превращения.
Исследователями мы побыли, давайте примем на себя роль волшебников.
Перед вами
записаны слова, задайте к ним вопросы, какие это существительные одушевленные
или неодушевленные? Образуйте от этих неодушевленных имен существительных
одушевленные по образцу:
Сила – силач.
Барабан –
баранщик.
Аптека – аптекарь.
Москва – москвич.
Баян – баянист.
Помощь – помощник.
Какая часть слова
позволила вам это сделать, выделите суффиксы во всех словах?
9. Творческое задание.
Подготовьтесь к
выразительному чтению сказки Льва Успенского:
По реке плывет
плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот.. Плот спрашивает у Кота:
- Ты живой?
- Живой.
- А чем докажешь?
- Двигаюсь.
- Я плыву, а ты
сидишь.
- Захочу — буду
шевелиться.
- Я - великий
плот, живой, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существую.
Кот подумал и
говорит:
- Я тебе
грамматически (с точки зрения русского языка) точно докажу, кто есть кто, а что
есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против
моего винительного.
Помогите коту,
докажите, на деле, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения,
допишите сказку.
9. Итоги урока.
Ребята, что вы
узнали сегодня нового на уроке?
А какова была цель
нашего сегодняшнего занятия? Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?
10. Домашнее задание.
Дома вам нужно
будет повторить правило.
А также на выбор:
1). Вы можете
дописать сказку, над которой мы сегодня работали, она есть у вас на листах,
используя для этого форму сочинения-рассуждения. Там же есть место для вашего
сочинения.
2) А кто-то может
написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Предчувствие весны». В
своем сочинении найдите, все имена существительные и определите, какие из них
одушевленные, какие неодушевленные.
11. Оценивание и выставление отметок.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.