Урок истории 8 класс
Васильева
Наталья Ивановна, учитель истории и
обществознания КОУ «Ермаковская СОШ» Тарского муниципального района Омской
области, высшая квалификационная категория.
Тема
урока: Крестьянская реформа 1861 года. Отмена
крепостного права в России.
Тип
урока: комбинированный, урок формирования знаний,
универсальных учебных действий с элементами исследовательской работы.
Технология:
работа с историческими источниками,
Цель
урока:
1. Сформировать у
учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России,
определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны.
2. Развивать
способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в
различных жанрах, умение анализировать исторические документы, статистические
данные, извлекать из них информацию. Высказывать свою точку зрения на события с
разных позиций, ставить перед собой и группой проблему, намечать пути её
решения, обобщать; формировать социально-личностные компетенции.
3. Воспитывать
уважение к истории своего Отечества, уважение к людям, посвятившим жизнь
реформированию России.
Задачи
урока:
1. Выяснить
основные положения реформы отмены крепостного права, историческое значение
реформы для развития страны.
2. Продолжить работу
над развитием умений работать с историческими источниками, решать тесты,
подбирать недостающую информацию, соотносить информацию из различных
источников, отбирать наиболее оптимальные пути для решения проблемы,
анализировать результаты индивидуальной и групповой работы.
3. Воспитывать
умение понимать, сочувствовать, сопереживать людям, ставить себя на их место.
Понятийный
аппарат: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный
надел, уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции,
временнообязаннные крестьяне, реформа, прирезки, отрезки, манифест.
Даты:
1842 г., 1797 г., 1803 г., 2 апреля 1854
г., 29 января 1855 г., весна-лето 1856
г., 19 февраля 1861 г.
Оборудование:
видеопроектор, учебник «История России XIX
век» для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, раздаточный материал:
карточки-инструкции, карточки-задания, тесты, словарное лото.
Литература:
1.
Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Ход
урока
I.
Организация
класса.
………………….
1. Работа с документом.
- Отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:
Слайд 1
картина + стихи
В каком году – рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень-
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Это
строки из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Беседа
по вопросам:
- Обратите
внимание, как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?
- Как вы думаете,
почему автор дал именно такие названия?
Названия говорят о
бедственном положении крестьянства.
…………………………..
-
Как вы считаете, когда могло происходить действие поэмы?
……………………….
-
А почему Некрасов героев своей поэмы назвал временнообязанными?
……………………..
С
1861 до 1881 гг. до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных
крестьян обязательно переводили на выкуп.
-
Сегодня мы вместе с вами и попробуем выяснить, кто такие временнообязанные и с
каким историческим процессом связано появление этого понятия.
Для
этого нам
предстоит пролистать страницы журнала «Крестьянская реформа 1861г.»
- что
соответствует теме нашего урока. На страницах журнала мы с вами познакомимся
с такими понятиями, как: крестьянская реформа, рескрипт, дарственный надел,
уставная грамота, мировые посредники, выкупные операции, реформа, прирезки,
отрезки, манифест. Слайд.
Сегодня на уроке вы будете работать группами, при этом роль вашей
группы будет меняться в зависимости от предложенных заданий, за выполнение
которых вы будете зарабатывать баллы. Сегодня у нас на уроке будут работать
эксперты, которые будут проверять и оценивать выполненные вами задания.
Результаты будут заноситься в оценочную таблицу. На протяжении всего урока вы
будите видеть заработанные вами балы. И самостоятельно сможете оценить
результативность работы вашей группы.
На столах у вас лежат пронумерованные бланки для выполнения заданий.
Обратите
внимание на таблицу с баллами
Дорогие
ребята, я надеюсь, что работа наша будет дружной и плодотворной.
Итак,
начнем!
1 страница нашего устного журнала называется «Предпосылки отмены
крепостного права» Слайд.
1. Переход к изучению новой темы. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися.
-
Давайте вспомним, что такое крепостное право? Слайд.
Вопрос - ответ
Форма
зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, неся за пользование ею
различные повиности барщину, оброк и подчиняются судебной и административной
власти помещика. Крестьянин является собственностью барина.
-
Как относился к крепостному праву Николай I. Слайд.
Портрет Николая I.
Вопрос. Следующий слайд – ответ.
Николай
I говорил,
что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была
бы ещё большим злом, т.к. нарушила бы общественное спокойствие.
-
Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? Слайд. Вопрос - ответ
В
Латвии и Эстонии в 1816 г. было отменено крепостное право. Крестьяне получили
личную свободу, но без земли.
-
давайте вспомним, какие законы, подрывавшие устои крепостничества, постепенно
принимались верховной властью, выполнив задание.
Выполняя роль аналитиков, решите задание № 1. Соотнесите
имя, дату и название указа.
Ребята работаем быстро, не более 3-х мин., выполненные задания
сдаем на проверку экспертам
Слайд. Задание.
Павел
I
|
1842
г.
|
об
«обязанных крестьянах»
|
Александр
I
|
1797
г.
|
«о
трёхдневной барщине»
|
Николай
I
|
1803
г.
|
«о
вольных хлебопашцах»
|
Пока
эксперты проверяют, обратите внимание на правильные ответы
Ответ: Слайд.
Имя императора
|
Год издания указа
|
Название указа
|
Павел
I,
|
1797,
|
«о
трехдневной барщине»
|
Александр
I,
|
1803,
|
«о
вольных хлебопашцах»
|
Николай
I,
|
1842,
|
об
«обязанных крестьянах»
|
II.
Изучение
новой темы.
2. Итак, ребята подошло время перехода ко второй странице.
Слайд. Портрет Александра II. Название
«Александр II»
-
Вы уже знаете, что в самый разгар Крымской войны внезапно умер император
Николай I и на
престол вступил его сын Александр II.
Поэтому следующая страница нашего журнала посвящена личности
Александра II.
Прослушайте
сообщение об императоре Александре II.
Пожалуйста
….
Сообщение ученика. Александр II.
Спасибо,
…., присаживайся!
-
Учитель. Александр II незаурядная личность, он получил
довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории.
Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии,
ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно,
полезная», «сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая
опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее…». Обстановка
и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью,
искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также
учителями и наставниками и их воспитанниками.
Воспитатели
отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность,
общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры,
храбрость, красивую внешность.
-
Прослушав сообщение, вы много узнали нового про императора Александра II, и
теперь вам предстоит проявить свои творческие способности,
в качестве поэтов выполнив задание № 2.
-
Вы знаете, что такое синквейн?
Синквейн
в пер. с фр. – пятистишие, т.е. стихотворение, состоящее из 5 строк. Написанное
по особому правилу. Обратите внимание на алгоритм написания синквейна.
Первая
строчка
1. Одно слово
(центральное понятие темы, существительное)
Вторая
2. Два слова
(прилагательные, характеризующие главное слово)
Третья
3. Три слова
(глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом)
Четвертая
4. Фраза или
предложение (вывод) 3-5 слов
И
пятая
5. Одно слово
(оценка всего того, что раскрыто ранее, восклицание, соответствующее первой
строке, может быть существительным, синонимом и т.д.).
Прослушайте,
синквейн про Николая I.
Николай
I.
Решительный,
беспощадный
Правил,
создавал, наказывал
Любитель
военных парадов
Император.
Сейчас
вы попробуете написать стихотворение-синквейн об Александре II по
алгоритму. Слайд. Алгоритм синквейна. И памятки на
столах.
6. Одно слово
(центральное понятие темы, существительное)
7. Два слова
(прилагательные, характеризующие главное слово)
8. Три слова
(глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом)
9. Фраза или
предложение (вывод) 3-5 слов
10. Одно слово (оценка
всего того, что раскрыто ранее, восклицание, соответствующее первой строке, может
быть существительным, синонимом и т.д.).
- Работаем
быстро, время на выполнение задания не более 5 мин ???., сразу же
готовимся к зачитыванию синквейнов.
Итак, время
истекло, пожалуйста, кто первый, эксперты внимательно слушают и выставляют
заработанные баллы.
Молодцы, ребята,
вы успешно справились с поставленной задачей, я надеюсь, что многие из вас смогут
стать поэтами – синкветийстами.
3 страница нашего журнала называется «Крестьянский вопрос»
Учитель:
Впервые о необходимости отмены крепостного права в России Александр II
официально заявил в краткой речи, произнесённой им 30 марта 1856 года, перед
представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения
большинства дворян, подчеркнул, что будет гораздо лучше, если отмена крепостного
права произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.
- Как вы понимаете
слова Александра II ,
что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?
По
мнению Александра II,
крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку
затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны
крестьян и даже к революции.
- Правительство
желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше
отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки
реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили
желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II
издал рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой
губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Слайд Рескрипт –
письмо монарха к подданному
- В течение 1858г.
рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою
работу.
Учитель: При подготовке
проекта отмены крепостного права наиболее горячие дискуссии вызывал вопрос: «Освободить
крестьян за выкуп или нет? Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и
в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли ».
Подписание
законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля
1861г. – шестой годовщине восшествия Александра II на престол
Мы переходим к изучению следующей страницы под названием «Крестьянская
реформа»
4
страница «Крестьянская реформа» Слайд
Итак, 19 февраля
1861г. Александр II подписал -
1)
«Манифест
об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»;
2)
«Положения
о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
А сейчас, ребята
вам предстоит поработать самостоятельно с историческими документами в роли ученых
исследователей и выполнить ряд заданий. Это задание № 3. и задание № 4. Выполнив
задания, вам предстоит подготовиться к ответу, поэтому в нашей оценочной
таблице, есть 5 задание, где эксперты будут оценивать лаконичность речи
выступающего.
Эксперты в
это время ознакомятся с «Манифестом об освобождении помещичьих крестьян от
крепостной зависимости»;
И «Положениями
о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Время на
выполнение задания ________ мин.
Самостоятельная работа в группах с учебником (с. 141-142). и документы
Первая
группа
Карточка
– задание для группы № 1.
1.
Изучите
материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы
« Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения
о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
2. Подготовьте
ответы на вопросы:
- Какую власть над
крестьянами потерял помещик?
- Какие
гражданские права получили крестьяне? (выписать в тетрадь)
Ответ:
помещик не мог больше продать, заложить, подарить крестьян с семьёй или
отдельно от неё.
Гражданские
права:
1.
производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.д.)
2.
открыть торговые и промышленные предприятия
3.
выступать от своего имени в суде
4.
не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или
законному распоряжению поставленных над ними властей
5.
переходить в другие сословия
3.
Решите тест: Отметьте права, приобретённые крестьянами по Положению 19 февраля
1861 года:
1)
помещик
не имел права распоряжаться крестьянами;
2)
крестьяне
получили право собственности на землю;
3)
крестьянские
общества могли создавать собственную полицию;
4)
крестьяне
могли переходить в другие сословия;
5)
крестьяне
могли вступать в брак без разрешения помещика;
6)
крестьяне
могли избирать земства;
7)
крестьяне
могли избираться в земства;
8)
крестьяне
получили право поступать в учебные заведения;
9)
крестьяне
получили право поступать на службу;
10)
крестьяне
получили право избирать присяжных заседателей.
(ответы:1,
4, 5, 8, 9)
Вторая
группа
Карточка –
задание для группы № 2.
1) Изучите
материал учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и
документы « Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной
зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
2. Подготовьте
ответы на вопросы:
-Что
говорилось в Манифесте о собственности крестьян на землю?
-Обладал
ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли?
-
Выпишите в тетрадь, какие крестьяне назывались временнообязанными.
-
С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян, и что
для этого было необходимо?
Ответ:
крестьяне освобождались с землёй. Однако в Манифесте говорилось, что помещики
сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно,
крестьянин должен был выкупить землю. Но для выкупа земли у крестьянина не было
денежных средств. Поэтому до перевода крестьян на выкуп, т.е. до начала
выкупной операции, крестьяне были временнобязанными, т.е. должны были исполнять
все свои прежние обязанности перед помещиком
3.
Решите
тест:
закончите предложения по смыслу, результаты запишите в таблицу.
А)
крестьяне должны были заплатить выкуп для того, чтобы…
1.
стать лично свободными;
2.
стать собственниками земли;
3.
уйти от помещика.
Б)
размеры выкупа…
1.
превосходили стоимость земли;
2.
отражали реальную стоимость земли.
В)
крестьяне считались временнообязанными…
1.
до заключения выкупной сделки;
2.
после уплаты выкупа;
3.
до выплаты долга государству.
Г)
Временнообязанные крестьяне…
1.
принадлежали помещику;
2.
работали на земле помещика;
3.
платили оброк или исполняли барщину.
Д)
Размер повинностей…
1.
произвольно устанавливался помещиком;
2.
утверждался крестьянским сходом;
3.
твёрдо регламентировался законом.
Третья
группа
Карточка –
задание для группы № 3.
1.Изучите материал учебника
§ 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы « Манифест об
освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения о
крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
3. Подготовьте
ответы
на вопросы:
-Как
вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся?
-Вспомните,
что такое крестьянский надел?
-Сформулируйте
определение терминов «отрезки» и «прирезки».
Ответ:
без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков
была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации
крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все
крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.
Крестьянский
надел – это земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину
помещиком или государством за различные повинности(надельное землепользование.)
После крестьянской реформы 1861 превращался в общинную собственность.
Отрезки
- часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после
крестьянской реформы 1861г. в пользу помещиков. Производились, если надел
превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861г.
Прирезки
– земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он
был меньше низшей нормы.
3.
Решите тест. Закончите предложения по смыслу, результаты запишите в
таблицу.
А)
Размер крестьянских наделов определялся…
1.
крестьянами;
2.
помещиками;
3.
по соглашению крестьян с помещиками с учётом норм, установленных государством.
Б)
Размеры отрезков были больше на землях…
1.
чернозёмной зоны;
2.
нечернозёмной зоны;
3.
степной полосы.
В)
После реформы количество земли во владении крестьян…
1.
увеличилось;
2.
уменьшилось;
3.
не изменилось.
Г)
Отрезки - это часть…
1.
крестьянских наделов;
2.
помещичьих земель;
3.
земель крестьян, отбираемых в пользу помещика.
Д)
Прирезки – это часть
1.
помещичьих наделов;
2.
земель помещиков, отбираемых в пользу крестьянина;
3.земель
крестьян, отбираемых в пользу помещика.
Четвёртая
группа
Карточка –
задание для группы № 4
1. Изучите
материал
учебника § 20 п. «Основные положения крестьянской реформы» и документы «
Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости», «Положения
о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
2. Подготовьте ответ на вопрос.
Используя справочные материалы .
Что такое дарственный надел?
Уставная грамота?
Мировые посредники?
Ответ: дарственный
надел – ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог
получить бесплатно.
Размер выкупаемого
надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте. Таким образом,
уставная грамота - это договор помещика с крестьянином.
За соблюдением
условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками
следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди
мировых посредников были такие известные люди, как Л.Н.Толстой, некоторые
декабристы.
Мировые посредники
– должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861
г. назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и
разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной
властью.
3.
Проанализировать статистические данные: Отрезка была
проведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян.
Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых
губерниях-30-40% от крестьянского надела.
-
Подумайте, о чём свидетельствуют эти данные?
Ответ:
у большинства крестьян землю отрезали, причем количество отрезанной земли
составляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после
реформы малоземелье крестьянства приобрело ещё более тяжелые формы. Лишь у
небольшой части крестьян наделы были увеличены, однако их размеры все равно
были крайне малы.
-
Отчет групп о проделанной работе, оценивание результатов в баллах.
Пожалуйста,
ребята ваши устные выступления. Эксперты приготовились внимательно слушать и
оценивать лаконичность речи.
Молодцы,
ребята, вы успешно справились с поставленной задачей. Я попрошу вас сдать
письменные ответы на задания № 3 и № 4 группе экспертов.
А
теперь нас ждет
5 страница под названием, «Вспомним что узнали»,
Где вам предстоит
выполнить последнее задание, помните в начале урока, мы с вами говорили о том,
что узнаем, кто такие временнообязанные крестьяне, что такое крестьянская
реформа, рескрипт, дарственный надел, уставная грамота, мировые посредники,
выкупные операции, реформа, прирезки, отрезки, манифест. В ходе работы с
документами вы познакомились с данными понятиями.
Поэтому чтобы
проверить ваши знания, я предлагаю вам поиграть в «Лото», соотнесите понятия и
их значение. Как только справитесь с заданием, сразу же сдаём его на проверку
экспертам. Работаем быстро, дружно…
1.
Дарственный надел
|
2.
Мировые посредники
|
3.
Временнообязанные крестьяне
|
4.
Прирезки
|
5.
Уставная грамота
|
6.
Выкупные операции
|
7.
Отрезки
|
8.
Реформа
|
9.
Рескрипт
|
10
Манифест
|
|
|
1. ¼ часть от
высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.
|
2. Должностное
лицо в период проведения крестьянской реформы 1861
г. назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и
разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной
властью.
|
3. Лично
свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика.
|
4.
Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он
был меньше низшей нормы.
|
5. Договор
помещика с крестьянином, определяющий размер крестьянского надела.
|
6. Плата
крестьян за получаемый надел земли в период проведения и после крестьянской
реформы 1861 г.
|
7.
Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после
крестьянской реформы 1861г. в пользу помещиков. Производились, если надел
превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861г.
|
8.
Преобразование какой-либо стороны общественной жизни
|
9. Письмо
монарха к подданному
|
10. Форма
правового акта главы государства или высшего органа государственной власти,
обращенный к населению.
|
|
|
-
Ребята, сдаем ответы.
6 страница подведем итог «Историческое значение крестьянской
реформы»
Учитель.
Крестьяне благодаря реформе проведенной Александром II получили личную свободу, гражданские и имущественные права. Реформа 1861
года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что,
отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все
россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и
личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых
хозяйственных отношений.
Александр
II за эту
историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.
Крестьянская
реформа способствовала развитию России по капиталистическому пути. Однако она
сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное
развитие деревни.
Крупное
помещичье землевладение, беднота и малоземелье крестьян оставались ещё долго и
обостряли решение так называемого крестьянского вопроса, который в будущем станет,
по сути дела, главным вопросом предстоящих трех русских революций.
-
Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:
Порвалась
цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним
концом по барину,
Другим
по мужику…
Итог
урока. Рефлексия
Итак,
ребята мы с вами видим, что наши эксперты уже подвели итоги. На основании
заработанных вами баллов я могу судить об уровне усвоения материала на уроке.
Мне хотелось бы поздравить группу № …., они сегодня у нас победители, и все
получают честно заработанные пятерки, совсем немного отстала группа № …. Я
попрошу не унывать группу ребят № … сегодня не очень, а завтра может быть все
хорошо.
А,
теперь я хотела бы узнать, с какими трудностями, вы столкнулись на уроке ,
почему ….
Наверное
стоит на эти вопросы обратить внимание дома.
IV.
Домашнее задание: параграф 20,
Используя текст учебника на с.139-140 составьте
таблицу. Слайд
Учреждения,
занимавшиеся подготовкой реформы
|
Обязанности
|
|
|
Спасибо,
ребята за урок всем до свидание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.