2
|
Вступительная беседа
Итак, мы начинаем! А начнем с цитаты. Эпиграфом к нашему уроку, я
выбрала слова писателя А. А. Лиханова «Пройдет время, и все, кто был
взрослыми, когда шла война, умрет. Останетесь только вы, теперешние дети.
Дети минувшей войны… и может случится, что новые малыши забудут наше горе,
нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!» А. А. Лиханов. И
действительно, не смотря ни на что, мы должны помнить тяжелые годы Великой
Отечественной, потому что это наша с вами история, наша Победа и мы не должны
забывать о тех, кто ковал победу ценой своей жизни и тех, кто всячески
поддерживал их в тылу, и конечно, особой темой, является тема о жизни детей в
военный период. Им тоже приходилось нелегко, они выживали как и взрослые, но
это дети и поэтому им было намного сложнее. А как это проходило становление
характера наших героев в Условиях военного времени, мы увидим в повести А. А.
Лиханова «Последние холода».
Но прежде чем коснуться его произведения, давайте познакомимся с его
биографией.
(презентация о жизни А. А. Лиханова)
Альберт Анатольевич Лиханов родился 13
сентября 1935 года в городе Кирове. Отец его был слесарем. С первых дней
войны он ушел на фронт и воевал до конца, до Победы. Мама – медицинская
лаборантка, всю свою жизнь проработала в больнице.
«Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и
страдание», - вспоминал Лиханов.
Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка Мария
Васильевна: «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам». У нее была
великолепная память, и она рассказывала внуку много историй. Детство писателя
проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за
хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых.
Много пережил А. Лиханов, и написанное им о военном детстве ребят
покоряет своей правдивостью. «Боже, как я благодарен судьбе за то трудное,
счастливое детство», - говорил писатель. Он вспоминал как ждали отцов с
фронта, как жили ожиданием победы, как дети делили со взрослыми все тяготы,
трудности, как рождались добрые чувства: сострадание, справедливость.
Ребяческая память чутко воспринимала особенности времени, запечатлела
людей, окружавших заботой малышню. Такие впечатления для Альберта Лиханова
станут впоследствии живым родником, питающим его творчеством.
В 1953 году Лиханов окончил Кировскую среднюю школу № 16, в 1958 году
– отделение журналистики Уральского государственного университета им.
Горького. Уже в студенческие годы он пишет очерки о молодежи, о проблемах
молодых рабочих. В г. Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О
благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». После этой книги
Альберт Лиханов пробует свое перо уже в разных жанрах. Он пишет очерки об
энтузиастах культурно- просветительской работы, не оставляет тему подростков,
обращается к страницам исторического прошлого Вятки. В 1961 году он
опубликовал историческую повесть «Да будет солнце» - о польском художнике
Андриолли.
1958-1961 года – литсотрудник газеты «Кировская правда».
В 1962 году в журнале «Юность» был опубликован первый рассказ
Альберта Лиханова. В 1963 он участвует в 4 Всезоюзном совещании молодых
писателей. Работа в семинаре Л. А. Кассиля определила литературную судьбу
писателя. С этой поры его творчество прочно связано с литературой для детей и
юношества.
1961-1964 гг. – главный редактор газеты «Комсомольское племя». С его
именем связано появление в Кирове при молодежной газете и писательской
организации творческого клуба «Молодость».
Журналистская работа позвала Альберта Лиханова в Сибирь. Так с
1964-1966 гг. – собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной
Сибири, город Новосибирск.
В своих произведениях этой поры он старается понять, как происходит
становление характера человека. Поэтому многие его повести – это наблюдения,
размышления о взаимоотношениях взрослых и подростков. Лиханов находит ту
грань, через которую мир детства и отрочества видится не «розово-подслащенным»,
а со своими проблемами, вопросами, порой с гамлетовским трагизмом «быть или
не быть?».
В 1970 году Лиханова принимают в Союз писателей.
За трилогию «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970,
повести «Чистые камушки», 1963, «Обман», 1973) и «Мой генерал» (1975) Альберт
Анатольевич удостоен премии Ленинского комсомола.
А с 1975 года он становится главным редактором журнала «Смена».
Забота о детях, о подростках, оказавшихся в беде, лишенных метеринского и
отцовского покровительства, заставляет Альберта Анатольевича Лиханова
возглавить Детский фонд.
1987-1991 гг. – председатель Правления Советского детского фонда им.
В. И. Ленина.
1991 года по новому времени – председатель Правления Российского
детского фонда- крупнейшей общественной благотворительной организации в нашей
стране.
Альберт Анатольевич не забывает своих вятских корней, многие его
произведения, написанные уже в Москве, пронизаны любовью к нашему городу, к
его людям. Он автор – составитель фотоповести о городе Кирове «Семь холмов
над рекой»(1976).
Основные литературные произведения – повести «Чистые камушки»,
«Последние холода», «Лабиринт», «Благие намерения», «Голгофа», «Невинные
тайны», «Высшая мера», «Паводок», «Никто», «Сломанная кукла». Роман в
повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская школа» составляют дилогию о
военных действиях.
У Альберта Лиханова много благодарных читателей, слушателей,
зрителей. Ведь значительная часть его произведений получила как бы вторую
жизнь на сцене театра, в кино, на радио, телевидении. Его книги изданы на
Украине, Белорессии, в Болгарии, Чехославакии, Польше, Монголии, Венгрии,
Германии, Италии, США, Японии и др. странах.
Альберт Анатольевич Лиханов с 1993 года академик Российской академии
естественных наук, с 1995 года почетный профессор Вятского государственного
педагогического университета, с 2001 года почетный профессор Белгородского
государственного университета и академик Российской академии образования.
Награжден двумя медалями СССР, медалью К. Д. Ушинского, Н. К.
Крупской, Л. Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного знамени,
орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, грузинским «Орденом Чести»,
медалями Белорессии и Армении.
Сфера научных интересов А. А. Лиханова – права ребенка, защита
отечественного обездоленного детства. Основные публикации по данной тематике:
«Права ребенка», «Социальный портрет детства в России», «Охрана детей -
сирот». Словарь – справочник «Детство», «Белая книга детства в России»,
«Письма в защиту детства» и другие.
Произведения Альберта Лиханова решают важную задачу: как человеку
остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во все доброе и
прекрасное.
|
Зачитать цитату
|
4
|
Работа по повести «Последние холода»
Ребята, давайте приготовим книги и
поработаем по содержанию данного произведения.
-
От чьего имени ведется
рассказ?
(от имени Коли – взрослого человека,
который вспоминает свое военное детство).
-А с кем Коля проживает? (с мамой и
бабушкой, а папа на фронте)
-
Какие отношения
сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему Коля привык, живя в своем доме?
(доброжелательные отношения. Он был послушным сыном и привык, что о
нем все заботились, боялись за него, думали о нем).
-
Когда Коля начинает
видеть вокруг себя трудовую жизнь, ощущать по-настоящему беду?
(когда получил талоны на дополнительное питание в столовую. Вот когда
он начинает ощущать, что такое война. Коля видит разных ребят: детей с
обидной кличкой «Шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки.
Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную,
как бумага – это невозможно забыть. Война заставляет людей воровать,
попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо
было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту,
порядочность, человечность).
-
Из всей массы детей,
пришедших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную
роль в судьбе Коли. Что мы узнаем о Вадике и Маше?
(Вадик и Маша – эвакуированые, живут в тыловом городе, отец погиб на
фронте, мама лежит в тифозном бараке. А тут ко всем бедам еще одна: Маша
потеряла карточки, и они голодают, никому не говоря).
-
Какие качества характера
спасли детей, находившихся в безвыходном положении? Что помогло им выстоять,
выжить? (светящаяся доброта, забота о маме зачитать письмо стр. 373), забота
друг о друге (Вадик защищает Машу, кормит ее, даже в баню водит). Конечно, во
многом детям помогали люди, которые их окружали)
-
Какое счастье, что рядом
с Вадиком и Машей оказался Коля. Что он для них сделал?
(кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, куртку решил
отдать, идет с Вадиком на промысел).
Чтение отрывка стр. 412 «У тифозного барака»
Коля начинает понимать, что доброта должна
быть действенной. «Но что стоят добрые пожелания без поступков, - говорит он
сам себе».
-
Какую роль сыграли Вадик
и Маша в жизни Коли?
(он задумывается о щедрости и жадности, о доброте и злобности. Коля
называет Вадика благороднейшим человеком. Ему стыдно перед Вадиком, т. к.
только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому
нужно было думать не только о Маше, но и о маме. Голодные, несчастные дети
сумели в Коле пробудить добрые чувства. В нем проявляется бескорыстие –
готовность понять, идти на любые жертвы, такая готовность не появляется
вдруг, ее нужно воспитывать в себе, преодолевать и боязнь и страх).
Вы дома должны были найти рассуждения Коли о взрослости, кто нашел?
Кто может нам зачитать.
-
зачитать рассуждение
Коли о взрослости.
«…Взрослость приходит к нам не однажды, не
в какой – то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький
человек видит важное для него и понимает это важное. Во множестве сложных
вещей он узнает самые главные, понимания их если не умом, то сердцем…»
(Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ним были
не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество,
смерть отца, мамы. Прикоснувшись к их судьбе, Коля научился разделять радости
и печали, он, привыкший к тому, чтобы заботились о нем, боялись за него,
теперь понимает, что это прекрасно уметь бояться за кого-то, думать и
заботиться о ком – то: «А вот Вадька боялся… я бы никогда не сказал так и
никогда не подумал. Я знаю, что боятся за меня – мама и бабушка».)
-
Почему Вадик и Маша не
стали друзьями Коли?
(Горе сделало Вадика и Машу очень взрослыми, а Коля не мог подняться
до полного осознания их беды и горя).
-
А как считает Коля,
почему они не подружились?
-
А также вы должны были
дома найти и ответить на этот вопрос. Давайте посмотрим, что вы нашли.
-
Найти в повести стр.
428
(Не вышла дружба у меня с Вадиком и Машей, вышло знакомство. То ли я
был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком
коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем,
может, была другая причина, что мы не стали друзьями, - время?
Слишком мало его оказалось у нас. Слишком!).
-
Итак, подведем итог по
данному произведению. Почему повесть называется «Последние холода»?
(Весна! Заканчивается война, холод и голод военного времени. Та весна
была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Народное
ликование, радость, но рядом смерть, безутешное детское горе – последствия
войны. А. А. Лиханов словами учительницы Анны Николаевны еще и еще раз
напоминает, что нельзя забывать о войне. Конец войне, а значит, кончится
голод, не будет «шакалов», в душе начнется «потепление», поэтому и название
«Последние холода»).
|
Беседа по прочитанному
Зачитать письмо матери на отдельном листе у доски
Чтение по ролям у доски
Чтение отрывка из произведения
Зачитать отрывок из текста
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.