Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по теме:"Мир человеческой души в лирике Н. М. Рубцова"(8 класс)

Конспект урока по теме:"Мир человеческой души в лирике Н. М. Рубцова"(8 класс)

Скачать материал

Мир человеческой души в лирике Рубцова. 8-й класс

 

Цели:

·         Пробудить интерес к творчеству Николая  Рубцова, отметить основные особенности его поэзии.

·         Научить эмоциональной отзывчивости, постижению красоты русского слова, развитию творческого воображения, мышления и речи. 

·         Продолжить работу над развитием исследовательской компетенции, навыков исследовательской деятельности: обобщения, сопоставления, сравнения.

·         Научить выразительному чтению и отработать навыки анализа лирических стихотворений.

Ход урока

1. Выразительное чтение стихотворений Рубцова учащимися. Прослушивание песен на стихи Рубцова “Берёзы”, “Душа хранит”, “Звезда полей”, “Прощальный костёр”, “Зимняя песня”, “В осеннем лесу”, “Ночь в лесу” и другие (Слайды 1–7).

2. Реализация домашнего задания.

Зачитывание фрагментов из творческих домашних работ учащихся “Когда я читаю стихи Рубцова…” (что вы представляли, о чём задумывались,  когда читали и слушали стихи. Можно выразить свои впечатления с помощью изобразительных средств, а также самим сочинить стихотворные строки). (Приложение 1)

3. Беседа с классом:

– Какое впечатление произвели на вас стихи Рубцова? Какие из услышанных понравились вам больше всего? Почему?

– Какое впечатление о личности поэта сложилось у вас после знакомства с его лирикой? Какой человек мог написать такие строки?

– Какие ведущие темы, мотивы, образы вы могли бы отметить в его творчестве?

(– Поэт тонко чувствует природу, её неповторимую красоту. В его интонации соединены трагизм и жизнеутверждение. Он пишет просто и одновременно искренне о прекрасных душевных качествах русского человека, его нравственных ценностях, красоте и любви, о жизни и смерти, о добре и зле – вот ведущие темы и мотивы лирики Рубцова, но в центре всего родина-Русь, как чаще всего называет её поэт.

Это и красота, счастье, судьба, это и вечность, и его “тихая родина”, это Русь, вся земля, всё человечество – одни из главных символов в его творчестве.

Заметили ли вы чувство радости и чистоты, охватывающее поэта от общения с миром природы? Его охватывает желание раствориться в чистой речной воде, в осеннем лесу, умытом дождём, слиться с листьями и облаками и снова возродиться, но уже другим человеком, который стал лучше, чище, красивее. Мир – как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду. Мы – часть мира, и если он хорош, то и мы должны быть тоже лучше и чище) (Слайд 8)

– Как вы думаете, какое ключевое слово, образ чаще всего встречаются в лирике Рубцова? Почему?

(– Наверное, это слово душа. В наше страшное время, наполненное бездуховностью и ожесточением, только светлая, родниковая поэзия Рубцова способна пробудить и очистить душу, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного.)

– Как вы считаете, что же такое душа? Как вы сами чувствуете,… есть ли у вас душа? Какие вы сможете привести известные выражения со словом душа и объяснить их значения (Слайд 8).

(– Душа – это, прежде всего, внутренний, психический мир человека, его сознание. Радостно на душе, легко на душе, душа не на месте, от всей души, стоять над душой, за душу берёт.

Душа – это также то или иное свойство характера, или сам человек с теми или иными свойствами. 

Добрая душа, чёрствая душа, пустая душа, светлая душа.

В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

Бессмертная душа, думать о спасении души.

Сам Рубцов говорил об этом: “Все темы души – это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны”.

Все стихи Рубцова освещены высокими мыслями и чувствами, Критик Василий Оботуров сказал об этом так: “У каждого есть предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым, интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку – увы! – часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех…

Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…”).

– Давайте сегодня выступим в роли исследователей и попытаемся ответить на вопросы:

·         Случайно ли в стихах Рубцова столь часто встречается образ души?

·         О чём это говорит?

·         Какой смысл вкладывает поэт в этот образ?

·         Почему мир человеческой души так волнует Рубцова?

·         С какими символическими образами связан образ души у поэта? (Слайд 9)

4. Анализ стихотворения “Русский огонёк”.

– Говоря о душе, мы обратимся к одному из важнейших стихотворений в творчестве Рубцова “Русский огонёк”.

– Выразительное чтение стихотворения “Русский огонёк ” (Слайды 9–14).

– Прочитайте 1 часть стихотворения. Каким настроением она проникнута?

(– В первой части стихотворения мы ощущаем одиночество живого человека в мёртвом и холодном мире. Оно проникнуто грустью, печалью).

– Как усилена тема одиночества, оцепенения? Какие символические образы несут значения грусти, печали?

(– Этому способствует повтор ключевых слов: “Вокруг меня снега оцепенели, оцепенели маленькие ели”, “Я был один живой. Один живой в бескрайнем мёртвом поле!”, “Небо тёмное, без звёзд” лишает путника даже тени надежды. “Томительный мороз”, “оцепеневшие снега и ели, тёмное небо, без звёзд, глушь, бескрайнее мёртвое поле”).

– Звезда у поэта – один из главнейших символов: звезда – судьба, звезда – красота, счастье; звезда – Русь, звезда – вся земля, всё человечество. Почему же здесь “небо тёмное, без звёзд”?

(– Поэт показывает отсутствие гармонии в душе лирического героя, подчёркивает тяжесть одиночества. Это типичные для автора картины скитаний, но душевная боль не выставлена напоказ).

– Чем поэт восполняет отсутствие звезды?

(Тихим светом сторожевого огонька, который кажется призрачным, “пригрезившийся, что ли?”).

– О чём говорит читателю эпитет “тихий”? А сравнение “сторожевой”?

(– Эпитет “тихий” кому-то напоминает о мерцающем слабом свете огонька в низком окне, кому-то о спасительным свете в трудную минуту. И сравнение  “сторожевой” связывает огонёк с земными образами: то ли это застава древнерусских богатырей, охраняющих землю, то ли сторожевой, ищущий погибающего в холодной стихии человека. “Тихий свет”, мелькнувший в бескрайнем поле, как “сторожевой”, – реальный огонёк, горевший в окошке небольшой избы – превращается в символ добра и любви. Такое превращение бытовой детали в символ – одна из особенностей поэзии Рубцова).

– Очень важным для поэта символом является образ дома. Дом в его лирике – то, к чему сам поэт стремился всю свою недолгую жизнь, но так и не обрёл. Какое значение имеет символический образ дома?

(В свою поэзию  Н. Рубцов перенёс представление русского народа о доме как пристанище, источнике добра и счастья. Здесь образ души предстаёт как символ желанного пристанища души.)

– Когда написано стихотворение? (1964) Сколько лет прошло после окончания войны? Сколько человек сейчас живёт в этой одинокой избе? (Одна женщина) (Слайд 12).

– Как вы понимаете выражение “сиротский смысл военных фотографий”? В чём смысл разговора лирического героя и старухи, его собеседницы?

(– Герой стихотворения видит бревенчатые стены, на которых в бережных оправах (не в рамках, как обычно говорят о фотографиях, а в  оправах, как говорят о драгоценностях) висят жёлтые (то есть пожелтевшие от старости) семейные фотографии.

Нам представляется, что жизнь хозяйки, как и её взгляд, остановились, когда её близкие – муж, сыновья – ушли и погибли на войне. Для седой женщины война словно продолжается. “Огнём, враждой земля полным-полна, и близких всех душа не позабудет…” Горе женщины настолько глубоко, что спустя почти двадцать лет главный вопрос, который заботит её, – это вопрос: “Скажи, родимый, будет ли война?”

В немногословности старухи, в её “тусклом взгляде”, в котором “жизни было мало”, отразилась её судьба. Тут всё – прошлое, настоящее, будущее – как тревожная загадка. Разговор заставил лирического героя о многом задуматься).

– Как бы вы могли ответить на вопросы, которыми задаётся герой: “Что снилось ей? Весь этот белый, быть может, встал пред ней в то мгновенье?”. Какие “старинные видения” встают перед её внутренним взором? (Слайд 12)

– Чему посвящены два последних четверостишия этого стихотворения? Отличается ли концовка от начала? Как она связана с названием стихотворения?

(– В концовке стихотворения – идейный смысл: поэт утверждает высокие нравственные ценности, свойственные русскому народу. В них нравственное кредо Николая Рубцова, определяющее характер отношений с людьми, который с любовью относится ко всему живому. Звучит оптимистически. Немеркнущий огонёк русского дома, мелькая во тьме, излучает свет заблудившимся и заблудшим. Русский огонёк – надежда человека и надежда всего мира, где помнят прошлое, где это прошлое живёт и вселяет веру в будущее).

– Итак, символом каких человеческих качеств становится для автора “скромный русский огонёк”?

(– Русский огонёк – символ чистоты человеческой души, бескорыстия, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи, символ доброй веры и любви).

– Обратите внимание на то, что «тихий свет», мелькнувший в бескрайнем поле , «как сторожевой», – реальный огонек, горевший в окошке небольшой избы превращается в символ добра и любви. Такое превращение бытовой детали в символ – одна из особенностей поэзии Н.М. Рубцова (Слайд14).

– Стихотворение называется «Русский огонек». Попробуем сопоставить метафору «Русский огонек» с образной строкой: «Огнем. Враждой земля полным-полна…» и последней строфой стихотворения.

– В чем вы видите обобщающий смысл метафоры? Каково значение каждого слова? Сопоставьте их.

(В первом значении слово «огонек» – свет, во втором значении – слово «огонь» ближе всего к значению «ружейная, артиллерийская стрельба». Если быть внимательным, мы увидим, что значение слова становится шире: это не просто стрельба, не просто пламя, но стрельба и пламя, возникающие от взаимной человеческой вражды и ненависти. Это огонь, приносящий не тепло и свет, а горе и опустошение. Огонь-вражда в стихотворении противопоставляются огню-добру. И пусть огоньки скромны, они способны приносить радость людям, способны совокупными усилиями пересилить зло).

– Объясните постановку тире и многоточия в заключительных строчках стихотворения предложении:

Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя…

(Родина  потеряла миллионы своих сыновей. Погибли и близкие этой старушки, которая молчаливо несет свою безмерную скорбь. Но душа ее не очерствела, не ожесточилась. Она думает не только о собственных детях, задавая вопрос, который долгие  мучил ее: «Скажи. Родимый, будет ли война?» На деньги же, предложенные за ночлег, она смотрит с удивлением:

Господь с тобой! Мы денег не берем…

Простая крестьянка учит поэта достоинству, она учит, перефразируя стихотворные строки, «за все добро платить добром, за всю любовь платить любовью». «За добро плати добром». Вот так раскрывается душевная красота человека.

– Как вы думаете, что помогает сохранить человеку свою душу?

(Нравственную чистоту души человека хранит мир природы).

5. Анализ стихотворения “Журавли”. Слово учителя.

– Во многих стихотворениях Николая Рубцова происходит слияние души человека с миром природы, который хранит нравственную чистоту души человека. Не случайно именно в природе поэт находил частицу своей души.

Говоря о состоянии сиротеющей души, он обращается к образам птиц. С особой любовью и болью пишет он о ласточке, воробье, о журавлях: “Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!”).

По воспоминаниям Виктора Каратаева, сам Рубцов напоминал птицу: жестами, обликом, поведением…

– Выразительное чтение стихотворения “Журавли” (или прослушивание песни) (Слайды 15–17).

– В журавлях поэт усматривает частицу русской души – с её гордостью, страданиями, стремлением к свободе и простору. Недаром слово “журавли” он заменяет перифразом – “высоких своих”, “высокий полёт этих гордых птиц”.

– Скажите, в каком ещё стихотворении образ журавля связан с трагедией жизни и бессмертием высокого человеческого духа, где образ журавля полностью очеловечен? (В стихотворении Заболоцкого “Журавли”).

Сопоставительный анализ двух стихотворений “Журавли” Рубцова и Заболоцкого.

Выступление учащихся с подготовленным индивидуальным  исследовательским заданием. (Приложение 2)

– Чем, по-вашему, “печальный плач” и “высокий полёт” “гордых птиц” тревожат душу русского человека?

(Птицы в народной поэзии являются услужливыми вестниками богов и смертных, связным звеном между земным миром и небесами. Поэтому птицы и тревожат душу русского человека).

6. Анализ стихотворения “Посвящение другу” (Слайд 18)

– Наверное, истинная жизнь человеческой души невозможна без грусти и утрат. Также она невозможна без веры в будущее, оптимистического настроения. Что помогает выжить душе человека в наше время?

(– Любовь, вера, надежда, дружба…)

– Выразительное чтение стихотворения “ Посвящение другу ”.

– О чём это стихотворение? Какова его основная мысль?

(– Это стихотворение об унёсшемся, пролетевшем счастье. Оно о дороге, о поездах и самолётах, о цветах. В образной системе Рубцова цветы символизируют творчество, дорога (поезд) – жизненный путь).

– Какие качества души человека проявляются в стихотворении?

( – Гуманность, оптимизм, любовь к Родине, бескорыстное чувство дружбы, стремление найти точку опоры, обрести смысл жизни. Стремление к внутренней свободе, выбору жизненного пути).

– Критик Ю. Селезнёв писал: “Образ дороги, образ судьбы поэта прямо связан у Рубцова с образом времени – истории, судьбы поэта!” Найдите в стихотворении строки, подтверждающие данное высказывание. (– 4,5 строфы). Что утверждается в этих строках? Какие качества души человека выражены в чувствах лирического героя стихотворения?

Таким образомстановится ясна характерная черта поэзии Рубцова: выражение больших, масштабных тем и идей через личное, частное.

– Итак, с какими же символами связан образ души у поэта?

(– Дорога – жизненный путь, звезда (звёзды), свет – как что-то высокое, бесконечное, вечное; дом, горница – пристанище души)

– И вновь мы обращаемся к нашим главным вопросам урока:

·         Случайно ли в стихах Рубцова столь часто встречается образ души?

·         О чём это вам говорит?

·         Какой смысл вкладывает поэт в этот образ?

·         Почему мир человеческой души так волнует Рубцова?

·         С какими символическими образами связан образ души у поэта?

·         Как бы вы на них ответили? (Слайд 9)

– Возможно, мы сегодня пока не сможем ответить на все вопросы, потому что ещё очень мало знаем о поэзии Рубцова. Но мы будем постоянно обращаться с этими вопросами к самим себе.

– Заключить итоги по творчеству поэта мы сможем с помощью исследовательского задания – проекта «Образ души в лирике Н. Рубцова», который подготовили ваши одноклассники. (Приложение 3)

– В заключении я хотела бы предложить вам ещё одно задание: (Слайды 19, 20)

– Если бы вам поручили подобрать цитату из стихотворений Рубцова в качестве надписи на его памятник, какие строки из изученных в классе вы бы выбрали?

– Стихи Николая Рубцова живут в нас, очищают душу, наполняют её добрым светом. Лирика поэта продолжает лучшие традиции русской классической поэзии. Пусть в наших сердцах навсегда останутся искренность и трепет поэзии Николая Рубцова.

Литература

1.     Бондаренко М.А. Поэзия Николая Рубцова в школе. Статья 1-2. Литература в школе.1998. – №8, 9.

2.     Садуллаева Р.К. Лирический герой Николая Рубцова: Опыт читательской интерпретации.11 класс. Литература в школе. 2008, №11.

3.     Чалмаев В.А. «Горница» Николая Рубцова. Темы преодоления бездомности – растущей беды России в 21 веке. Литература в школе, 2003, №10.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме:"Мир человеческой души в лирике Н. М. Рубцова"(8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:·         Пробудить интерес к творчеству Николая  Рубцова, отметить основные особенности его поэзии.

·         Научить эмоциональной отзывчивости, постижению красоты русского слова, развитию творческого воображения, мышления и речи. 

·         Продолжить работу над развитием исследовательской компетенции, навыков исследовательской деятельности: обобщения, сопоставления, сравнения.

Научить выразительному чтению и отработать навыки анализа лирических стихотворений.

На уроке проводится исследовательская работа с ключевым словом в лирике поэта-словом "душа", работа в группах по вопросам:·         Случайно ли в стихах Рубцова столь часто встречается образ души?

·         О чём это говорит?

·         Какой смысл вкладывает поэт в этот образ?

·         Почему мир человеческой души так волнует Рубцова?

С какими символическими образами связан образ души у поэта? 

Анализируются стихотворения  "Русский огонек", "Журавли". "Посвящение другу" в группах. Сопоставляются два стихотворения ""Журавли" поэтов Заболоцкого и Рубцова (еще одно исследовательское задание).

 Заключительный итог урока проектное задание по теме "Образ души в лирике Рубцова" 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 698 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2459
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3160
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 784
    • DOCX 33.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильченко Инна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильченко Инна Владимировна
    Васильченко Инна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 11909
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные технологии в образовании (робототехника)

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе