Инфоурок Информатика КонспектыКонспект урока по теме: "Решение логических задач с помощью таблиц истинности"

Конспект урока по теме: "Решение логических задач с помощью таблиц истинности"

Скачать материал

 

Конспект  урока по теме:

"Решение логических задач с помощью таблиц истинности"

 

Андреева Наталия Алексеевна,
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Сунтарская СОШ №1 им. А.П. Павлова»
Сунтарский улус,  с. Сунтар

 

Цель урока: познакомить учащихся с методом решения логических задач с помощью таблиц истинности.

Задачи урока:

Обучающие:

·      Повторение и систематизация пройденного материала;

·      Научить учащихся решать логические задачи с помощью таблиц истинности;

·      Решение заданий уровня А и В из демоверсии ЕГЭ по данной теме.

Развивающие:

·        Развитие мотивации к изучению информатики;

·        Развитие творческих способностей детей;

Воспитывающие:

·        Воспитание культуры умственного труда.

Возраст учащихся: 10-11 класс.

Оборудование урока:

·         мультимедийный проектор;

·         плакат с законами алгебры логики.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

учащиеся должны знать:

·         основные понятия и определения алгебры логики;

·         основные законы алгебры логики;

учащиеся должны уметь:

·         упрощать логические выражения;

·         строить таблицы истинности;

·         строить логические схемы по логическому выражению и наоборот

·         записывать сложные высказывания  в виде логических выражений.

 

План урока:

1.      Организационная часть.

2.      Повторение пройденных тем.

3.      Физкультминутка.

4.       Решение логических задач с помощью таблиц истинности

5.      Подведение итогов урока, домашнее задание.

 

Ход урока

I.          Организационная часть

  • приветствие;
  • проверка отсутствующих;
  • постановка целей урока.

II.      Повторение пройденных тем.

·         Что такое логика? Наука о формах и способах мышления.

·         Что такое понятие? Это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.

·         Что такое высказывание? Это формулировка понимания окружающего мира

·         Какие значения может принимать высказывания? Истина и ложь.

·         Какой логической операции соответствуют таблицы истинности:

А

В

F

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

 (дизъюнкция, логическое сложение)

А

В

F

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

 (конъюнкция, логическое умножение)

А

F

0

1

0

0

(инверсия, логическое отрицание)

Решение заданий уровня А из демоверсии ЕГЭ

1. Какое логическое выражение равносильно выражению

¬(А & В) & ¬ С

1.                  ¬А v В v ¬ С

2.                  (¬А v ¬ В) & ¬ С

3.                  (¬А v ¬ В) & С

4.                  ¬А & ¬ В & ¬ С

2. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трёх аргументов: X,Y,Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:

X

Y

Z

F

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

0

Какое выражение соответствует F?

1.                  ¬ X v Y v ¬ Z

2.                  X & Y & ¬ Z

3.                  ¬ X & ¬ Y & Z

4.                  X v ¬ Y v Z

III.             Физкультминутка. Через 25 минут от начала урока «Гимнастика для глаз»

IV.             Решение логических задач с помощью таблиц истинности.

Задача 1. Митя, Сережа, Толя, Костя и Юра пришли в музей до открытия и встали в очередь в кассу. Митя пришел позже Сережи, Толя раньше Кости, Митя раньше Толи, Юра позже Кости. В каком порядке ребята стояли в очереди?

Митя

Серёжа

Толя

Костя

Юра

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

Задача 2. Четыре подруги — Маша, Полина, Ольга и Наташа – участвовали в соревнованиях по бегу и заняли первые четыре места. Установите, кто какое место занял, если известно, что в каждом из приведенных ниже ответов, которые дали девушки на вопрос опоздавшего к финишу корреспондента, кто какое место занял, верной является лишь половина ответа.

Наташа: “Ольга была второй, а Полина — первой”.

Маша: “Нет, Наташа. Ольга была первой, а второй была ты”.

Ольга: “Да что вы, девочки! Третьей была Маша, а Полина — четвертой”.

 

Маша

Полина

Ольга

Наташа

1

0

1

0

0

2

0

0

0

1

3

1

0

0

0

4

0

0

1

0

Задача 3. (Уровень В демоверсии ЕГЭ)

В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях.

Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй.

Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место.

Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй.

Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов.

Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита?

 

 

Наташа

Маша

Люда

Рита

1

1

0

0

0

2

0

0

1

0

3

0

0

0

1

4

0

1

0

0

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание.

1. Три подружки — Оля, Маша и Юля — купили в магазине груши, яблоки и сливы, причем каждая девочка покупала только один вид фруктов и все покупки у них были разные. На вопрос, кто что купил, продавец ответил: “Оля купила груши. Маша точно не груши. Юля — не сливы”. Как оказалось позже, два из трех ответов были ложными и только один истинным. Кто что купил?

2. Учитель проводил диктант по теме “Определения”. Каждый, из учеников – Коля, Сережа, Ваня, Толя, Надя — ошибся в одном из пяти заданий диктанта, причем все они ошиблись в разных заданиях. По окончании работы учащиеся высказались об ошибках, сделанных их одноклассниками, следующим образом.

1-й ученик: “Коля ошибся в первом задании, а Ваня – в четвертом”.

2-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Ваня — в четвертом задании”.

3-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Коля – в третьем задании”.

4-й ученик: “Толя ошибся в первом задании, а Надя – во втором”.

5-й ученик: “Надя ошиблась в третьем задании, а Толя – в пятом”.

Оказалось, что каждый из учеников был прав только в одном из двух своих утверждений. Определите, кто из ребят, в каком задании допустил ошибку.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме: "Решение логических задач с помощью таблиц истинности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: познакомить учащихся с методом решения логических задач с помощью таблиц истинности. Задачи урока: Обучающие: · Повторение и систематизация пройденного материала; · Научить учащихся решать логические задачи с помощью таблиц истинности; · Решение заданий уровня А и В из демоверсии ЕГЭ по данной теме. Развивающие: · Развитие мотивации к изучению информатики; · Развитие творческих способностей детей; Воспитывающие: · Воспитание культуры умственного труда. Возраст учащихся: 10-11 класс. Оборудование урока: · мультимедийный проектор; · плакат с законами алгебры логики. Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны знать: · основные понятия и определения алгебры логики; · основные законы алгебры логики; учащиеся должны уметь: · упрощать логические выражения; · строить таблицы истинности; · строить логические схемы по логическому выражению и наоборот · записывать сложные высказывания в виде логических выражений. План урока: 1. Организационная часть. 2. Повторение пройденных тем. 3. Физкультминутка. 4. Решение логических задач с помощью таблиц истинности 5. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.05.2020 3035
    • DOCX 94 кбайт
    • 95 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Летута Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Летута Ирина Ивановна
    Летута Ирина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 99819
    • Всего материалов: 246

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 681 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 808 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 20 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе