Инфоурок Химия Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Вода - самый хороший растворитель" (8 класс)

Конспект урока по теме "Вода - самый хороший растворитель" (8 класс)

Скачать материал

СЛАЙД 1. Видеофрагмент о воде

Проблемные вопросы:

     Что для вас вода?

     Что вы знаете об этом веществе?

     Какие проблемные вопросы возникают у вас при разговоре о воде?

 

СЛАЙД 2. Так почему воду с растворенными в ней веществами мы все равно называем водой?

 

Есть гипотезы?

1. Сколько воды на Земле?

СЛАЙД 3.2/3 Земного шара покрыто водой. Общий запас ее составляет 1,5 км3. Если разделить ее поровну между всеми жителями Земли, то каждому достанется по Ладожскому озеру.

Много это или мало? Так мы богачи или все-таки бедняки?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Территория большая, но «доступной» воды мало.

Попробуем вспомнить, в каком виде вода существует на Земле?

Жидкая, твердая, газообразная.

А в каком природном виде она может существовать?

В виде родников, озер, океанов, морей, рек, атмосферной влаги, ледников.

СЛАЙД 4. Попробуем распределить эти формы по количественному содержанию, воспользовавшись моделью.

СЛАЙД 5.

ВЫВОД № 1: Вода – дефицитное вещество, хотя на Земле это самое распространенное вещество.

2. Что из себя по составу представляет природная вода?

Это смесь разных веществ, растворенных в воде.

К какому типу смесей она относится?

Однородная.

Как по-другому мы чаще всего ее называем?

Раствор.

Да, мы часто произносим термин «раствор». А что он означает?

Раствор – Это однородная смесь веществ, состоящая из нескольких компонентов.

СЛАЙД 6. Рассмотрим классификацию растворов.

По агрегатном у состоянию они делятся на твердые, жидкие и газообразные.

Твердые – сплавы металлов.

Газообразные – воздух.

Жидких, пожалуй, больше всего. Мы остановимся на них.

Вы сами сказали, что любой раствор, особенно жидкий, как правило, состоит из двух компонентов.

СЛАЙД 7. Назовите их.

СЛАЙД 8. Растворитель и растворимое вещество.

Мы часто говорим о водных растворах. Чем они отличаются от всех остальных растворов?

В них растворителем является вода.

Вернемся к изначальному вопросу: почему в природе встречается не чистая вода, а смесь веществ?

ВЫВОД № 2: Потому что вода – хороший растворитель.

3. Как вы думаете, что из себя представляет процесс растворения веществ в воде?

Это химический или физический процесс?

Хотите увидеть его, что называется, изнутри?

СЛАЙД 9. Анимационная модель.

СЛАЙД 10. К какому типу, на ваш взгляд, он относится?

Физический, так как происходит дробление кристалла и диффузия образовавшихся частиц между молекулами воды.

Как мы можем определить, к какому типцу относится то или иное явление?

По признакам (выпадение осадка, изменение окраски, выделение газа, изменение температуры).

Ну что, проверим?

Лабораторная работа: растворение в воде сульфата меди (II), нитрата аммония. (Изменение окраски, понижение температуры).

Следовательно, это химический процесс. Взаимодействие молекул растворителя с частицами растворенного вещества.

ВЫВОД № 3: Растворение и физический, и химический процесс.

4. На все ли вещества вода одинаково хорошо действует в качестве растворителя?

Нет. Ведь есть нерастворимые и мало растворимые в воде вещества.

К стати, эта классификация условна, так как совершено нерастворимых веществ не бывает. Например, если опустить в воду серебряную ложку, постепенно частички серебра будут переходить в раствор. Воду, содержащую ионы серебра, называют «святой». Почему?

Потому что она обладает бактерицидными свойствами. В ней гибнут микроорганизмы (бактерии) до 650 видов.

Есть ли святые источники на территории Мичуринска?

СЛАЙД 11. Святой источник на территории Троицкого мужского монастыря.

Ученица 10 класса Маша Кутя проводила исследование состава воды из этого источника, в том числе на содержание ионов серебра. В результате исследования мы выяснили, что среда воды слабо-кислая, содержание сульфат-, хлорид-ионов и ионов железа не превышает норму. Качественный анализ воды с хроматом калия (K2CrO4) и гидроксидом натрия (NaOH) показал незначительное содержание ионов серебра в исследуемой воде.

5. Растворимость – это способность вещества растворяться в воде или другом растворителе.

СЛАЙД 12. Как вы думаете, от каких факторов зависит растворимость веществ в воде?

1. От природы. Полярные молекулы веществ способны растворяться в полярном растворителе (в воде). (модель)

2. Как влияет температура на изменение растворимости?

СЛАЙД 13. Анализ графиков.

СЛАЙД 14. При увеличении температуры жидкости и твердые вещества растворяются лучше, а газы – хуже.

Как этот факт сказывается на жизни биологических (природных) объектов?

СЛАЙД 15. С увеличение  температуры в водоеме количество растворенного в ней кислорода уменьшается, рыба может погибнуть. Самый выносливый карась, карп.

СЛАЙД 16.

3. При увеличении давления, объем уменьшается и молекулы могут чаще сталкиваться друг с другом, поэтому растворение увеличивается.

6. Какое значение имеют водные растворы для организма человека?

СЛАЙД 17.Все вещества поступают в клетки в растворенном виде и выводятся яды из клеток так же в виде растворов.

Вода является участников большинства химических реакций, протекающих в нашем организме.

Наш организм на 70% состоит из воды.

Рассчитайте массу воды в своем организме.

СЛАЙД 18.Общий вывод

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Вода - самый хороший растворитель" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-исследование с сопровождением интерактивной доски "Вода - самый хороший растворитель".

Цель: формирование эковалеологической и исследовательской компетенции обучающихся в ходе изучения растворительной способности воды, классификации и физико-химических свойств растворов.

Проблемный вопрос «почему воду с растворенными в ней веществами мы все равно называем водой?» формулируется обучающимися. Учитель выстраивает логическую линию решения проблемы. В ходе теоретического поиска, лабораторных опытов, демонстрирования анимационной модели, решения исследовательской задачи обучающиеся получают несколько ответов:

- вода - дефицитное вещество, хотя на Земле это самое распространенное вещество;

- вода - хороший растворитель;

- не все вещества хорошо растворяются в воде;

- воды - полярный растворитель и растворяет полярные молекулы;

- вода - вещество, необходимое для человеческого организма.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 693
    • DOCX 35 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ушакова Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ушакова Ольга Валерьевна
    Ушакова Ольга Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3382
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 378 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе