Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по теме "В мастерской художника слова. "Маленькие рассказы" А.П.Чехова"

конспект урока по теме "В мастерской художника слова. "Маленькие рассказы" А.П.Чехова"

Скачать материал

Урок литературы в 6 классе

Тема:  В мастерской художника слова. «Маленькие рассказы А.П.Чехова»

Цели урока:

·         Продолжить знакомство с творчеством писателя А.П.Чехова

·         Вызвать у учащихся  интерес к рассказам и письмам А.П.Чехова;

·         В  «маленьком рассказе» выявить особенности мастерства создания юмористических и сатирических рассказов;

·         В  произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества;

·         Развивать  навыки монологического высказывания, выразительного чтения, умения анализировать эпизоды.

 

Тип урока: урок-мастерская

Теория литературы: юмор, сатира, гротеск, метафора

Оборудование: компьютер, проектор, экран,  презентация Power Point, DVD с записью экранизаций по рассказам Чехова

 

 

Ход урока

 

1.   Слово учителя

Слайд 1

- Сегодня мы побываем в мастерской художника слова. И этот художник - Антон Павлович Чехов.

Слайд 2

                 - Произведения этого писателя вы хорошо знаете: читали их в начальной школе, в 5 классе, рассказы Чехова включены в списки для самостоятельного чтения. Я просила вас перед уроком вспомнить эти произведения и подготовить  небольшое сообщение (несколько предложений) о том, какие проблемы поднимает Чехов в том или ином рассказе, чему учит, к чему призывает.

(ответы учащихся)

(Осн.: «Каштанка» - учит любить животных, заботиться о «братьях наших меньших».

            « Ванька» - сочувствует бедному сироте Ваньке, отданному в учение к сапожнику, где его обижают, унижают, и некому заступиться за мальчика.

             « Лошадиная фамилия» - смеется над глупостью людей, которые не могли вспомнить фамилию акцизного, заговаривающего зубную боль, вместо того чтобы обратиться к врачу и вылечить зуб.

             «Злоумышленник» - с горечью пишет о забитости, необразованности русского народа и  др.)

 

2. О писателе

(реализация домашнего задания – сообщения учащихся о Чехове на основании материала 5 класса, рассказов учителя, чтения материала на с 67-73 учебника Меркина, 2 часть)

Слайды  3, 4

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь».

Слайд 5

Природа щедро одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил – знаменитым актёром и режиссёром, Николай - художником, Иван - оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.

Слайд 6

                Учеба в Таганрогской гимназии, забота отца-хозяина бакалейной лавки об образовании детей, увлечение театром

Слайд 7

В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов.

Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др.

Благотворительская деятельность: устройство в Москве народного дома с читальней, устройство в Крыму бактериологической станции, сбор книг для школьников с о. Сахалин, строительство школ для крестьянских детей, памятник Петру Первому в Таганроге и т.д. – чтение материала учебника на с. 71 с 3-го абзаца сверху)

 

- Каким вам представляется Чехов?

- Писателя отличала скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию. Как вы думаете, мог такой человек молчать, видя человеческие и общественные пороки?

- Сегодня наш разговор о его сатирических,  так называемых «маленьких рассказах». Мы не только выявим их идейно-тематическое содержание, но и постараемся постичь секреты чеховского мастерства.

 

- Вы прочитали на сегодняшний урок два произведения: «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника». Трудно было их читать? Почему?

Слайд 8

·         (небольшие по объему, но тем не менее глубокие по содержанию

·         работа в юмористических журналах научила Чехова оттачивать это мастерство – в малую форму умещать глубокое содержание

·         «Краткость – сестра таланта»)

Секрет № 1:  Краткость – сестра таланта.

Слайд 9

3. «Толстый и тонкий»

Вот еще один из секретов А. П. Чехова: Из письма брату Александру Павловичу Чехову: "В сфере психики тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев...

·         Описывает ли здесь Чехов состояние героев в рассказе «Толстый и тонкий»? (Нет)

·         А что он описывает? (действия)

·         Итак, 2-ый секрет, который мы запишем:

Слайд 10

Секрет № 2: Описание  действий, а не состояния героев

Слайд 11

·         Кто первый бросается к другу? (Толстый) – с. 89

·         Как Тонкий называет Толстого? А тот, в свою очередь, Тонкого?(«Миша! Друг детства!» - «Порфирий! Голубчик!)

·         Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

·         Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили: «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил)

·         С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга) – с.90

·         Т.е. перед нами встреча кого? ( Друзей детства, которые давно не виделись и очень рады друг другу, засыпают друг друга вопросами)

·         Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

·         А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды)

·         И что же происходит? Какие изменения происходят с тонким?  Как он выглядит? (цитата – с.90)

·         Какой приём использует Чехов? (перед нами – метафора – употребление слова в переносном значении)

Слайд 12

- Но это не обычная метафора. А метафора, доведенная до гротеска.

Секрет №3:       Метафора, доведённая до гротеска

·         Что такое гротеск? (См. словарь терминов) - Это фантастическое преувеличение)

·         Найдите гротеск в этой сиене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)

·         С какой целью использует ее Чехов? Что он хотел тем самым подчеркнуть? Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

·         Найдите детали, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет частицу -с; называет Толстого  «Ваше превосходительство»,  заикается - это выражено на письме в виде многоточий,  речь его  прерывиста)

·         Почему стало противно и кому? (Толстому)

·         Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (чинопочитание)

·         Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства, самоуничижение)

Слайд 13

·         Читая рассказ, мы не только смеемся, нам грустно. Почему? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

·         Что такое юмор, а что такое сатира?

·         Что у юмора и сатиры общее? ( в основе - смех)

·         А чем они отличаются? (Юмор – это добродушный смех, а сатира бичует пороки общества)

·         Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (сатирический)

·         Какой порок он бичует? (Он высмеивает порок общества -  чинопочитание)

·         А почему рассказ так назван? Почему герои не названы Чеховым по именам, фамилиям? (Толстый и Тонкий – это не только физическое качество, но и показатель социального положения, признак достатка)

Слайд 14

Секрет № 4 «Говорящие» слова-характеристики

 

Слайд 15

- Вот что Чехов писал своему другу  в известном письме:

«Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, ... напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

- С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, «по капле выдавливая из себя раба».

 

4. «Смерть чиновника»

Слайд 16

·         Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»? (Тема чинопочитания, самоуничижения)

·         Это рассказ юмористический или сатирический? (Сатирический)

·         Что он высмеивает?

·         В основе рассказа – тоже гротеск! Какие отрицательные стороны жизни изображены в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде?

·                    Обратите внимание на фамилии персонажей! Случайны они? Как называется такой прием? («Говорящие» фамилии)

·                    Какие говорящие фамилии есть в рассказе и о чём они «говорят»? (Червяков – подчёркивается  его ничтожество)

 

·         Унижал ли чиновника генерал? Подчёркивал ли своё превосходство? (Нет, напротив, он успокаивал Червякова: «Я уж и забыл... Какие пустяки!»)

·         Почему же Червяков никак не может успокоиться? Чего он боится? (Самого понятия «генерал»)

·         От чего умирает чиновник? (От страха)

·         В чём же курьёзность ситуации? (В том, что незначительное происшествие вызывает значительные, страшные последствия)

Слайд 17

Секрет № 5: Несоответствие причины и следствия -

так это называется в литературоведении

·         Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека.

·         Такие, как Тонкий, чиновник Червяков противны, омерзительны Чехову. За какого человека боролся в своих рассказах Чехов? (За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства)

·         Какие недостатки он высмеивал? (Чинопочитание, страх перед деньгами и авторитетом)

- Каково построение рассказов Чехова? Прибегает он к каким-либо сложностям, хитросплетениям? (Нет)

- Что в композиции занимает главное место? (диалог)

- Почему? ( придает действию динамичность)

Слайд 18

Секрет № 6: Простота композиции

Слайд 19

В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:

«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...» Как вы думаете, почему Чехов так считал? (Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи)

- Много ли действующих лиц в рассматриваемых рассказах?

Слайд 20

Секрет № 7:      Мало действующих лиц

 

5. Выводы (см.тетрадь)

·         Каковы же секреты мастерства А.П.Чехова?

·         Какие уроки дает нам великий писатель-сатирик?

·         Можно ли считать Чехова нашим современником?

 

 

6.  Рефлексия.

·         Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова: Чехов, сатира, чинопочитание...

(схема синквейна на экране)

Слайд 21

 

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение.

Слайд 22

Правила составления синквейна.

·        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

·        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

·        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

·        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

·        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

 

( проверка синквейнов - учащиеся зачитывают их вслух)

Слайд 23

Пример синквейна

Слайд 24

7.Домашнее задание:

1) Рассказы «Шуточка», «Налим» – в читательский дневник

2) Написать юмористический рассказ «Случай из школьной жизни»,   используя «секреты» мастерства  А. П. Чехова

3) Составить синквейн №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "В мастерской художника слова. "Маленькие рассказы" А.П.Чехова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок литературы в 6 классе

Тема:  В мастерской художника слова. «Маленькие рассказы А.П.Чехова»

Цели урока:

·         Продолжить знакомство с творчеством писателя А.П.Чехова

·         Вызвать у учащихся  интерес к рассказам и письмам А.П.Чехова;

·         В  «маленьком рассказе» выявить особенности мастерства создания юмористических и сатирических рассказов;

·         В  произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества;

·         Развивать  навыки монологического высказывания, выразительного чтения, умения анализировать эпизоды.

 

Тип урока: урок-мастерская

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 383 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 1365
    • DOCX 27.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кандабарова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кандабарова Елена Викторовна
    Кандабарова Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 43749
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 228 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 761 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек