ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по предмету
«Изобразительное искусство» во 2
«Б» классе.
(Учитель Микшеева Ада Юльевна)
Тема урока: «Подводный мир».
Задачи урока:
·
Обогащать
представления детей о многообразии подводного мира и его обитателей;
·
совершенствовать
композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через
анализ положения каждой отдельной фигуры и ее места на всей картинной
плоскости;
·
закреплять
ранее полученные знания о различных способах вырезания из цветной бумаги
правильных геометрических фигур и моделировании из них элементов композиции;
·
вырабатывать
умение самостоятельно работать по схеме (технологической карте), обдумывая,
планируя шаг за шагом и творчески воплощая свой замысел;
·
развивать
креативность, фантазию и эстетический вкус;
·
воспитывать
чувство коллективизма, умение работать в группе.
Зрительный ряд:
Фотографии подводного мира; репродукции картин на данную тему; панно
(фон), нарисованное учителем на тонированной бумаге, изображающее морское дно и
воду над ним; 2-3 варианта аппликаций, сделанных по технологическим картам,
используемым на уроке; геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги,
служащие основой аппликации рыбок, медуз и водорослей.
Музыкальный ряд:
Вступление к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» – картина
«Окиян – море синее» и отрывок из пятой картины той же оперы «Подводное
царство» - композиция «Танец золотых рыбок».
Материалы и оборудование:
Панно фон, закреплённое на доске; технологические
карты – схемы; квадраты, полосы и прямоугольники из цветной бумаги разного
размера; клей ПВА; ножницы; простые карандаши; ластики; магниты.
Оформление класса:
Класс подготовлен для работы учащихся в группах:
3 группы по 4 человека. Парты соответственно расставлены. Все материалы,
необходимые для работы, подготовлены до урока и лежат на партах. Панно-фон для коллективной
работы прикреплено на доске в центре. На боковых створках доски размещены
фотографии подводного мира, варианты тематических аппликаций и геометрические
фигуры, вырезанные из цветной бумаги.
Ход урока.
Со звонком гимназисты входят
в класс и занимают места согласно делению на группы. Старшие по группам
докладывают о готовности к уроку своих групп.
Постановка
учебной цели: (5 мин.)
Учитель: «Как вы уже знаете, тема наших занятий в начале второго
триместра «Реальность и фантазия». Художник всегда передаёт в своих
произведениях то, что видит вокруг и то, что ему интересно: жизнь людей,
природу, животных. Но ещё он изображает то, что подсказывает ему фантазия. Без
богатой фантазии не бывает художника. А придумывать фантастические образы его
вдохновляет природа.
И мы с вами в этом триместре тоже являемся такими
художниками, которые на основе природного мира придумывают свои необычные
образы. Вы уже фантазировали на тему птиц, придумывали свою фантастическую
необыкновенную птицу, а сегодня мы будем создавать волшебную подводную страну,
в которой живут яркие сказочные рыбки и необычные медузы, где растут волшебные
водоросли из цветной бумаги. Как вы думаете, в какой технике мы будем работать
на этом уроке?»
Ответ учеников: «В технике аппликации».
Учитель: «А чтобы вы лучше могли себе представить эту волшебную подводную
страну, давайте послушаем музыку, которая называется «Танец золотых рыбок». А
пока будет звучать музыка, рассмотрите внимательно картинки на доске с
изображением рыбок, обратите внимание, как они не похожи между собой, как они
по-разному украшены и какие они все красивые. (Звучит музыкальный отрывок.)
Активная беседа: (3 мин.)
Вы видите на доске кусочек сказочного моря и морского дна, но
в этом море не хватает его жителей – морских обитателей – и ваша задача сегодня:
сделать их из цветной бумаги, пользуясь клеем и ножницами. Вы уже догадались, с
помощью каких геометрических фигур вы будете моделировать из бумаги своих рыбок,
медуз и водоросли? Назовите эти фигуры.
Ответ учеников: «Квадраты, прямоугольники, треугольники, полоски».
Учитель: «У вас на столах лежат технологические карты-схемы, которые
помогут вам в работе. Посмотрите на них внимательно и вспомните, как можно
разделить квадрат на два треугольника, как получить симметричную фигуру путём
сгибания, как вырезать сразу несколько одинаковых деталей.
Теперь из прямоугольников и квадратов, которые лежат на ваших
партах, вы можете сделать морских жителей для нашей композиции «Подводный мир».
Форма настоящих рыбок бывает различной, но в нашей работе вам будут помогать
геометрические фигуры, ваша фантазия и умения при работе с бумагой. Я вам
подскажу, как делать из бумажного прямоугольника хвост рыбы и туловище медузы (учитель
демонстрирует на образцах), а всё остальное вы сможете сделать сами,
пользуясь схемами-подсказками.
Помимо морских жителей, каждая группа также должна
изготовить несколько необычных подводных растений – водорослей из полосок
зелёной бумаги. (Учитель демонстрирует процесс вырезания водоросли). Этим
я предлагаю заняться тем мальчикам, которые раньше других справятся с основным
заданием. Если кто-то захочет сделать двух рыбок или медуз – пожалуйста, только
не забывайте о том, что ваше изделие нужно не только вырезать, но и украсить
декоративными полосками или круглыми пятнышками, а на всю эту работу у вас есть
20 минут, т. е. половина урока».
Перед практической частью урока (для лучшей концентрации
внимания у гимназистов) проводится тематическая
Физ-минутка «Океан – море синее». (2 мин.)
Учитель: «Раскинулось море – берегов не видно. Текут волны с севера
на юг и юга на север. На волнах играют разноцветные рыбки: плавают и ныряют. На
морском песке отдыхают крабы и даже зубастые крокодилы. А над морем – в
высоком-высоком синем небе летают прекрасные белые чайки».
Практическая часть: (20 мин.)
Гимназисты приступают к работе. Каждая группа - команда
учеников объединена сюжетом предстоящей работы, т. е. одни ребята будут делать
треугольных рыбок; другие – овальных; а третья группа станет моделировать
медуз. К тому же, каждая группа должна сделать несколько водорослей.
Состав групп:
I группа – команда – «Треугольные рыбки»:
Ваня Маштаков (капитан), Ваня Кожаткин, Илья Сахаров, Миша
Пагадаев, Егор Дудко.
II группа – команда – «Овальные рыбки»:
Саша Монаков (капитан), Илья Лизгин, Даня Шереметьев, Тамерлан
Невмянов.
III группа – команда – «Волшебные медузы»:
Ярослав Мудров (капитан), Артур Манукян, Володя Белоглазов,
Миша Палехин.
Во время практической работы звучит музыка из вступления к
опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова «Окиян – море синее». Учитель наблюдает
за работой гимназистов, подсказывает и помогает им по мере необходимости.
За 15 мин. до конца урока проводится зрительная
гимнастика. (3 мин.)
Когда все гимназисты сделали по одному подводному жителю и у
каждой группы появилось несколько водорослей, старшие по группам поднятием руки
сигнализируют о готовности своей группы. Начинается совместная работа над
композицией.
Итог-завершение урока: (7 мин.)
Учитель: «Сейчас начнётся самая ответственная часть нашей работы.
Нужно создать общую композицию, т. е. разместить ваших морских обитателей и
растения на панно. Выходите по группам и прикрепляйте с помощью магнитов каждый
свои работы там, где вы считаете необходимым. Начнём с группы, которая первой
справилась с заданием».
После того, как все фигуры прикреплены, начинается анализ
композиции.
Учитель: «Ребята, давайте посмотрим, всё ли в порядке на нашей
картине? Может быть что-то можно переставить?»
К доске выходят старшие по группам и с помощью учителя
переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие. Объясняют,
почему они
сделали так. Идёт обсуждение и движение фигур по картинной плоскости.
Учитель: «Молодцы, ребята! Красивая сказочная подводная страна у нас получилась.
Пусть теперь старшие по группам оценят работу своих групп».
Ответы детей, оценка работ групп. (Аплодисменты).
Учитель: «Мы начинали сегодня урок, когда на нашем панно ещё ничего
не было; и посмотрите, теперь, благодаря вашим знаниям и умению получился
прекрасный и удивительный уголок подводного мира. Вы сегодня очень хорошо
поработали, и результат получился достойным вашего труда».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.