Инфоурок Химия Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)

Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ нуклеиновые кислоты.docx

 

 

 

 

 «Нуклеиновые кислоты»

10 класс (базовый уровень)

 

Миронюк Ирина Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Г. Балаково Саратовская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация.

Методическая разработка урока химии в 10 классе по теме «Нуклеиновые кислоты» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка включает в себя план-конспект урока, презентацию к уроку, цифровые образовательные ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)., электронный тест. Материал может быть использован для проведения урока химии в 10 классе на базовом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание

 

Введение ………………………………………………………………………4

I. методическое обоснование темы……………………………..4

II. План урока……………………………………………………………….5

1.  Цели и задачи урока………………………………………………………..5

2.  Организационный этап……………………………………………………7

3.  Проверка домашнего задания…………………………………………….7

4.  Изучение нового материала…………………………………………….....8

5.  Динамическая пауза……………………………………………………….11

6.  Первичное обобщение и систематизация знаний……………………...11

7.  Подведение итогов урока (рефлексия)………………………………….12

8.  Домашнее задание и его инструктаж……………………………………12

9.  Ресурсы для учителя………………………………………………………13

10. Литература для учащихся……………………………………………….13

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР……………13

  заключение………………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Глава «Кислород-азотсодержащие соединения и их природные источники» - одна из самых сложных, важных и интересных в школьном курсе органической химии. На изучение главы на базовом уровне  отводится 12 часов. В данной методической разработке приводится описание 10-го урока темы. Важнейшие вопросы, необходимые для рассмотрения на уроке – типы нуклеиновых кислот, их структура, свойства, значение для живых организмов и возможности их применения в генной инженерии и биотехнологии.

Изучение темы «Нуклеиновые кислоты» в школьном курсе химии является достаточно актуальным в силу её высокой практической направленности. В организме человека и животных нуклеиновые кислоты является неотъемлемой частью важнейшего процесса- синтеза белковых молекул и носителями наследственной (генетической) информации. Знание механизма биосинтеза белка в живой клетке и принципа передачи наследственных свойств организмов послужило толчком для развития таких направлений современной биоорганической химии, как генная инженерия и биотехнология.

Методическая разработка урока «Нуклеиновые кислоты» создана в первую очередь для учителей химии и может быть использована для проведения урока в 10-м классе. Разработка также может быть полезна учителям других предметов для ознакомления с методикой проведения урока и широкому кругу пользователей, так как нуклеиновые кислоты – один из самых важных в природе классов органических веществ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I.                  Методическое обоснование темы.

Урок «Нуклеиновые кислоты» занимает важное место в систематическом курсе химии 10-го класса, это десятый в теме «Кислород-азотсодержащие соединения и их природные источники» (базовый уровень). Учащиеся к этому времени овладели многими понятиями курса органической химии, знают строение и свойства многих органических биополимеров, в частности белков и углеводов. Используя уже имеющиеся знания учащихся, учитель развивает представления о пространственном строении.

Урок по теме «Нуклеиновые кислоты» методически достаточно сложен. Для полноценной классификации этого типа соединений необходимо дать понятие об азотсодержащих гетероциклах и азотистых основаниях, которые входят в состав нуклеиновых кислот. Поэтому в качестве домашнего задания к этому уроку учитель предлагает повторить классификацию органических соединений.

 

III. План урока

  1. Цели и задачи урока.

Образовательная программа: Программа курса химии (среднее полное общее образование), базовый уровень.

Учебник: Габриелян О.С. и др. «Химия-10» (базовый уровень)

Класс: 10

Тема: Нуклеиновые кислоты

Продолжительность: 45 минут

ИКТ: ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

Технологические особенности: для просмотра ЭОР необходимо установить на компьютере следующие программы: Power Point-2007; проигрыватель Flash8-en; проигрыватель Java Runtime Environment 1.5; проигрыватель для просмотра видеофрагментов (например KMPlayer).

Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории.

Задачи:

·                    Воспитательная: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;

·                    Образовательная: проследить историю одного из самых выдающихся открытий человечества; изучить виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и их функции; сформировать знание о строении ДНК, отдельного нуклеотида, соединение мономеров в цепь, основанную по принципу комплементарности, важнейшем свойстве ДНК –репликации.

·                    Развивающая: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве.

Методы и методические приемы:

·                   словесные (рассказ с элементами беседы)

·                   наглядные (интерактивные демонстрации, презентация слайдов);

·                   самостоятельная работа (работа с книгой, дневником исследования, ЭОРами, тестирование);

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: смешанный

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технологии: исследовательские, ИКТ, проблемного обучения.

Оборудование для учителя: рисунки учебника, таблицы, модель ДНК компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Оборудование для учеников: ноутбуки

Для групповой работы столы расставлены так, чтобы детям было удобно слушать учителя, работать в группе, не мешая друг другу (по 2 стола для четверых учеников),  дневник исследований, информационный материал, презентация.

 


 


Этап урока

Название используемых ЭОР

(из Таблицы 2)

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

Время

 

1

 

 

Организационный.

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

2мин

2

Проверка домашнего задания.

 

Предлагает учащимся выполнить тест по теме «Аминокислоты. Белки» (Приложение 1) и записывают ответы в дневник исследований (Приложение 5, задание 1).

Выполняют тест по теме «Аминокислоты. Белки». (Приложение 1) и записывают ответы в дневник исследований (Приложение 5, задание 1).

8мин

3

Изучение нового материала.

 

Предлагает учащимся обсудить вопросы:

1. Почему белки, образуемые в организме человека строго специфичны?

2. Как клетка получает инструкцию, в какой последовательности соединять друг с другом аминокислоты, чтобы получить требуемую молекулу белка?

Объявляет тему, цели урока. Слайды 1, 2

Комментирует слайд 3 презентации (открытие нуклеиновых кислот)

Предлагает ребятам познакомиться с информационным материалом о предыстории открытии строения нуклеиновых кислот (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в дневник исследований определение ДНК и РНК.(Приложение 5, задание 2)

 

20 мин.

 

 

 

 

 

 

Строение нуклеотида

 

 

Двойная спираль ДНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип комплементарности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждает вместе с учащимися информацию о строении азотистых оснований ДНК.  (Приложение 3) и слайд 4презентации, просит ребят выполнить задание ЭОР  «Строение нуклеотида» (сцена 4). Обращает внимание учащихся, на вторичную структуру: молекула ДНК состоит из двойной спирали. Двойная спираль молекулы ДНК образована в строгом соответствии с принципом комплементарности. Поясняет, что расшифровка вторичной структуры ДНК является величайшим достижением XX века и принадлежит это открытие двум американским учёным, получившим  за него Нобелевскую премию в 1962 году. (Приложение 4). Слайд 5.

Предлагает выполнить задание ЭОР  (сцена 8)

Изучают ЭОР «Строение нуклеотида» (сцена 4) и фиксируют в дневник исследований особенности строения нуклеотида ДНК. (Приложение 5, задание 3, 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание ЭОР- (сцена 8)

Выполняют задание в дневнике исследований. (Приложение 5, задание 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репликация

Предлагает учащимся изучить  важнейшее свойства ДНК- способность её к самоудвоению- репликации. В результате репликации образуются две совершенно одинаковые молекулы ДНК (слайд 6).

Предлагает выполнить задание ЭОР (сцена 9)

Обсуждают информацию на слайде и фиксируют в дневнике исследований определение и значение репликации.(Приложение 5,задание 6)

 

Выполняют задание ЭОР  (сцена 9)

 

 

 

Предлагает учащимся изучить слайд 7 презентации и обсудить виды и значение РНК и обобщает информацию о том, что все виды РНК представляют собой функционально объёдинённую систему, направленную на осуществление в клетке синтеза специфических для неё белков.

Изучают презентацию (слайд 8) и продолжают заполнять таблицу в дневнике исследований. (Приложение 5, задание 4, 7, 8)

 

 

Видеофрагмент

Предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент «Значение ДНК и РНК в синтезе белков»

Предлагает учащимся ознакомиться по учебнику с достижениями биотехнологии и генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве и промышленности.

Изучают видеофрагмент и знакомятся с достижениями биотехнологии и генной инженерии в медицине, сельском хозяйстве, промышленности.

Динамическая пауза (учитель раздаёт группам учащихся таблички с надписями ДНК и РНК и предлагает ответить на вопросы о строении и свойствах ДНК и РНК. Учащиеся, у которых ответ на вопрос касается той нуклеиновой кислоты, которая является ответом,  встают с места подняв карточку и садятся,  поднимая и опуская руки) Приложение 6.

3 минуты

 4

Первичное обощение и систематизазия знаний.

 

 

Нуклеиновые кислоты

Предлагает учащимся выполнить электронный тест по теме «Нуклеиновые кислоты».

Помогает провести самоанализ теста.

 Выполняют тест по теме «Нуклеиновые кислоты».

проводят самоанализ результатов и фиксируют свою оценку в дневнике исследований (Приложение 5, задание 9)

 

8 мин.

5

Подведение итогов урока (рефлексия).

 

Наводящими вопросами направляет учащихся к формулированию выводов и просит оценить свою активность в дневнике исследований.

1.  Что показалось трудным?

2.  Что в изученном для вас самое главное?

3.  Какие новые мысли, чувства у вас появились?

4.  Чтобы вы хотели посоветовать учителю?

5.  Успехи ваши в чем?

Отвечают на вопросы учителя,  оценивают свою активность.

Сдают дневники исследований учителю.

3 мин.

6

Домашнее задание и его инструктаж.

 

Поясняет домашнее задание

Записывают в дневнике домашнее задание: §18, вопрос 6, 8,9 на стр. 141-142.

Группе учащихся (2-3 человека) подготовить сообщение по вопросам  7, 10

1 мин


Ресурсы для  учителя:

1.                 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М., Дрофа. 2013 г.

2.                 Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов. М.,Дрофа. 2006 г.

3.                 Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах повседневной жизни (серия «Методическая библиотека»). –М.: АРКТИ, 1999.

1.                 http://fcior.edu.ru

2.                 http://school-collection.edu.ru/catalog/

Литература для учащихся:

3.                 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. М. Дрофа. 2013 г.

4.                 http://ru.wikipedia.org

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

                                                                                                                       Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Строение нуклеотида

практический модуль

детализированное представление

http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

2

Двойная спираль ДНК

информационный

иллюстрация

 

http://3.bp.blogspot.com/_fbOPcrAR5j0/TErQtswQj3I/AAAAAAAANek/9PQpC6TcOQY/s1600/DNA+6.gif

3

Принцип комплементарности

практический модуль

детализированное представление

http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

4

Репликация

 

практический модуль

детализированное представление

http://fcior.edu.ru/card/22524/praktika-nukleinovye-kisloty-dnk-detalizirovannoe-predstavlenie.html

5

Значение ДНК и РНК для синтеза бека в клетке

информационный

видеофрагмент

http://osvita.clan.su/video/vip/66/myvideo/dnk_i_rnk_v_biosinteze_belka

6

Электронный тест по теме «Нуклеиновые кислоты»

практический

тест

http://www.openclass.ru/node/436348  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Методическая разработка урока соответствует содержанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует формированию знаний о нуклеиновых кислотах, их строении, их видах и значении с применением цифровых образовательных ресурсов.

В методической разработке урока описан опыт работы по использованию форм, методов обучения для достижения учебных, развивающих, воспитательных и здоровьесберегающих целей,  развития познавательного и творческого потенциала личности

Степень сложности и проблемности предлагаемого материала соответствует уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений учащихся.

Элементы предлагаемых заданий предполагают использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение.

Части методической разработки связаны и систематизированы.  Материал построен от начала до конца как описание целостной образовательной ситуации.   Связность достигается выбором последовательности развертывания материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, прослеживанием связей между частными и общими знаниями.  По изложенному теоретическому материалу предлагается выходной контроль в виде индивидуальных карточек. 

Содержание направлено на формирование у учащихся компетенции в предметной области.  В связи с этим методическая разработка показывает возможности применения в образовательном процессе инновационных технологий (компетентностного подхода, проблемного обучения) и информационно- коммуникационных технологий (интернет- ресурсов, ЭОР, мультимедийных средств).

     На уроке развиваются и отрабатываются умения сравнивать молекулы ДНК и РНК,  находить в их строении черты сходства и различия в связи с выполняемыми в клетке функциями.         С первых минут ученики активно включаются в диалог с учителем, т. е. первый этап возбуждает интерес к изучению новой темы. На втором этапе актуализируются ранее усвоенные знания, которые служат основой для формирования новых знаний. На третьем этапе происходит формирование основных знаний по теме. На последнем этапе подводятся итоги обучения в виде выполнения электронного теста, самоанализа взаимопроверки знаний о значении ДНК и РНК в клетке и их роль в биосинтезе белка.


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx

Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫМультимедийное приложение к уроку на тему: 
«Нуклеиновые к...

    1 слайд

    НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
    Мультимедийное приложение к уроку на тему:
    «Нуклеиновые кислоты».
    Автор: учитель химии МОУ «Средняя школа № 2»
    Миронюк Ирина Владимировна

  • 04.05.2022Миронюк И. В.	Цель: 
обобщение и углубление знаний о строении и фун...

    2 слайд

    04.05.2022
    Миронюк И. В.
    Цель:
    обобщение и углубление знаний о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории.


  • Открытие нуклеиновых кислот		Швейцарский врач Фридрих Мишер в конце XIX в. ,...

    3 слайд

    Открытие нуклеиновых кислот
    Швейцарский врач Фридрих Мишер в конце XIX в. , работая над раскрытием тайны биосинтеза белка, выделил неизвестное вещество из остатков лейкоцитов, содержащихся в гное.
    В его составе, кроме углерода, водорода и кислорода, были азот и фосфор. Это новое вещество Мишер назвал нуклеином (от лат. nucleus- ядро) т. к. считал, что оно находится только в ядрах этих клеток.
    04.05.2022
    Миронюк И. В.

  • Строение нуклеиновых кислот04.05.2022Миронюк И. В.Нуклеотид
ДНКАзотистое осно...

    4 слайд

    Строение нуклеиновых кислот
    04.05.2022
    Миронюк И. В.
    Нуклеотид
    ДНК
    Азотистое основание А, Г, Ц, Т
    Углевод
    дезоксирибоза
    Остаток
    фосфорной кислоты
    Азотистое основание А, Г, Ц, У
    Углевод
    рибоза
    Остаток
    фосфорной кислоты
    Нуклеотид РНК
    Нуклеотид – это трёхзвенное соединение, состоящее из азотистого основания, связанного с углеводом (пентозой) и остатком фосфорной кислоты.
    Рассмотрев строение нуклеотидов можно обнаружить первое и второе отличие ДНК от РНК.

  • 04.05.2022Миронюк И. В.     Следующее отличие ДНК от РНК заключается в количе...

    5 слайд

    04.05.2022
    Миронюк И. В.
    Следующее отличие ДНК от РНК заключается в количестве спиралей в молекуле.
    Молекула ДНК представляет собой двойную спираль, каждая цепь которой соединена со второй в строгом соответствии принципу комплементарности (А-Т;Г-Ц).
    Совершили это открытие два американских биохимика Дж. Уотсон и Ф. Крик, а в 1962 году они были удостоены за него Нобелевской премии.
    Строение нуклеиновых кислот

  • Свойства ДНК04.05.2022Миронюк И. В.       К свойствам ДНК относится возможнос...

    6 слайд

    Свойства ДНК
    04.05.2022
    Миронюк И. В.
    К свойствам ДНК относится возможность её к самоудвоению, называемого репликацией. В результате репликации образуются две совершенно одинаковые молекулы ДНК.

  • Биологическая роль РНК       Различают три вида РНК: 
Рибосомную (рРНК)- сост...

    7 слайд

    Биологическая роль РНК
    Различают три вида РНК:
    Рибосомную (рРНК)- составляет до 85 % всей РНК клетки, участвует в формировании активного центра рибосомы.
    Транспортная (тРНК)- присоединяет и переносит определённую аминокислоту к рибосомам – месту синтеза белка. В соответствии с 20 видами аминокислот существует и 20 различных т-РНК., занимает 10% в клетке.
    Информационная , или матричная (иРНК)- осуществляет передачу кода ДНК к месту сборки белковой молекулы, занимает 5% от общего количества РНК в клетке.


    04.05.2022
    Миронюк И. В.

  • Генетический код04.05.2022Миронюк И. В.		В природных нуклеиновых кислотах — Д...

    8 слайд

    Генетический код
    04.05.2022
    Миронюк И. В.
    В природных нуклеиновых кислотах — ДНК и РНК — по 4 типа нуклеотидов, различающихся по входящему в их состав азотистому основанию. Американский учёный Г. Гамов предложил (1954) модель триплетного генетического кода, т. е. такого, в котором 1 аминокислоту кодирует группа из трёх нуклеотидов, называется кодоном. Число возможных триплетов равно 43=64, а это более чем втрое превышает число распространённых аминокислот, в связи с чем было высказано предположение, что каждой аминокислоте соответствует несколько кодонов.

  • Биотехнология04.05.2022Миронюк И. В. 	Этот термин придумал венгерский инженер...

    9 слайд

    Биотехнология
    04.05.2022
    Миронюк И. В.
    Этот термин придумал венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году. Этого термин стал использоваться для обозначения производственных процессов с участием организмов или их частей, а также для сложных медицинских манипуляций с клетками, тканями и органами.
    Сейчас биотехнология – одна из наиболее быстроразвивающихся отраслей промышленности. Она обогатилась методами молекулярной и клеточной биологии, молекулярной генетики и генной инженерии. На основе этих знаний стало возможным, например, искусственно получить гормон инсулин, лекарственные препараты как пенициллин и окситетрациклин.

  • Генная инженерия04.05.2022Миронюк И. В.

    10 слайд

    Генная инженерия
    04.05.2022
    Миронюк И. В.

  • Домашнее задание04.05.2022Миронюк И. В.§18, вопрос 6, 8, 9 на стр. 141-142.

    11 слайд

    Домашнее задание
    04.05.2022
    Миронюк И. В.
    §18, вопрос 6, 8, 9 на стр. 141-142.

  • Список литературыГабриелян О. С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для...

    12 слайд

    Список литературы
    Габриелян О. С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. 2007 г.
    http://900igr.net/datai/khimija/Primenenie-kisloty/0014-021-Nukleinovye-kisloty.jpg-Мишер
    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSlJTCC0ELISznrkDp0JWQiDb5vDnOVJLJYs6NJWbOkeACKCZODrTCYs2_e –Уотсон и Крик
    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSPwlIiwTAXp9xHHBCXHFItfwFY4vSFlcUnTVdV_fM6NBtZSrb1Wg
    http://biologiyavklasse.ru/wp-content/uploads/2011/02/0063.gif-биологическая роль ДНК
    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQaTepxaVd3IZzNSTBoe-yUlwOcwzpQw45O_sbwv4y8FMVWyTu--1биологическая роль ДНК
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQkzsM0w41QMWIJ4H9KgAYvJtAn2-sKWZuwQuU41I-lOUzz4PDVMg-транспортная РНК
    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTVn4FhVDFgS5FJr24Ri2hQJ1pLz1YWQSFG9QuvLhBOtWjgbMfY-Инфор. РНК
    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQVB53C1o9ess3Np5iL-xdmNKrpt8qwEnvYViwv-Zt4k8C28FkGbw-биотехнология
    http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRm2haaBK9o1kAmVIWkM0ZnjFyEuT5ejAsZN4z5N3zq976pUrcT8Q-биотехнология
    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQk4J6Y38VDZ3v8n8zhnMzGgQkJJf3tLYAcKg0InZMrZHc24xl5-яблоко
    http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSuc4gudHcWTwrkr413-PSEST2p0Y24C_4zfqo_YxstBmOnpCnV-зверёк
    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcStdPPMrp6ADrHMk5xQsxg65Goa9dEoBwVi8PpD64Wa7qs-yy9S-аватар
    http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTr7f3z5v7sbo6VSGVvs65Tlmy-d3tGWBVkCtPwxi6tDcjLOTcj-арбуз
    http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSPX_CvFE3xyE4UBhhIToo7dpPhqDVacmvnWQoCKT_NQpsgOMM-томат


    04.05.2022
    Миронюк И. В.

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.docx

БЕЛКИ

1 вариант

  1. Какие из веществ имеют полимерную природу?

            а) аминокислоты;    б) белки;      в) жиры;         г) воски.

  1. Белки, выполняющие каталитическую функцию, называются:

            а) гормонами;    б) ферментами;    в) витаминами;    г) протеинами.

  1. Аминокислоты, необходимые для построения белков, попадают в организм человека:

            а) с пищей;           б) с воздухом; 

            в) с водой;            г) от материнского организма.

  1. Спиральное состояние полипептидной цепи является структурой белка:         а) первичной;            б) вторичной:

                                в) третичной;            г) четвертичной.

  1. Соотнесите:

            тип белковой молекулы:         свойства

            1) глобулярные белки           а) молекула нитевидной формы               

            2) фибриллярные белки        б) молекула свёрнута в клубок

  1. Денатурацией называется: а) связывание белками молекул воды;

            а) частичное или полное разрушение пространственной структуры  белков при сохранении первичной структуры;

            б) расщепление полипептидной цепи под действием ферментов;

            г) потери белковой молекулой электрического заряда при определённой кислотности среды.

  1. Гидролиз белков используют:

            а) для получения аминокислот;

            б) для получения студней;

            в) для снижения растворимости белков в воде;

            г) для качественного обнаружения белков.

  1. При горении белков ощущается запах:

            а) тухлых яиц;    б) жжёного рога;  в) аммиака;  г) горелой резины.

  1. Для проведения ксантопротеиновой реакции потребуется реагент:

            а)  H2SO4        б) Cu(OH)2              в) HNO3               г) FeCl3

  1. Вставьте в текст пропущенные термины. «В организме человека… попадают с пищей. В желудочно-кишечном тракте под действием кислот и … они гидролизуются до определённых …, необходимых для синтеза собственных специфических …»

 

БЕЛКИ

2 вариант

  1. Белками называются:

            а) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков моносахаридов;

            б) природные полимеры, молекулы которых построены из остатков α-аминокислот;

            в) природные вещества, представляющие собой сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот;

            г) природные полимеры, молекулы которых представляют собой последовательность нуклеотидов.

  1. Какие из функций  свойственны белкам?

            а) каталитическая;  б) транспортная;  в) защитная; г) все свойства.

  1. В полимерной цепи белков соседние остатки аминокислот связаны друг с другом связью:

            а) водородной; б) амидной; в) пептидной; г) дисульфидной.

  1. Витки спирали вторичной структуры белка скреплены главным образом за счёт связей:

            а) ионных; б) ковалентных; в) водородных г) металлической.

  1. К денатурации белков может привести:

            а) добавление сильных электролитов; б) нагревание;

            в) физическое воздействие; г) все предыдущие ответы верны.

  1. Белки являются одним из важнейших компонентов пищи. В основе усвоения белков в желудочно-кишечном тракте лежит реакция:

            а) окисление; б) гидролиза; в) этерификации; г) дегидратации.

  1. Изготовление безе основано на способности белков к:

            а) гидролизу; б) гидратации; в) пенообразованию; г) денатурации.

  1. Для проведения биуретовой реакции потребуется реагент:

            а) HNO3    б) (CH3COO)2Pb      в) H2SO4             г) CuSO4

  1. При образовании первичной структуры белка важнейшим видом связи является:

            а) пептидная;      б) дисульфидная;      в) водородная;      г) ионная

  1. При денатурации белка не разрушается структура:

            а) первичная;             б) третичная;

            в) четвертичная;        г) все разрушаются.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.docx

Приложение 2

В конце XIX века химики уже знали, что в состав нуклеиновой кислоты, выделенной А. Косселем из нуклеина Ф. Мишера, входят пуриновые основания. Это были производные пурина, полученного в 1898 году Э.Фишером. Правда, изучали нуклеиновую кислоту очень жесткими методами, например, кипятили с кислотами, поэтому в продуктах ее гидролиза наряду с действительно содержащимися в ней аденином и гуанином Коссель обнаружил ксантин и гипоксантин,  образовавшиеся при гидролизе. В начале ХХ века Коссель выделил из нуклеиновой кислоты производные пиримидина, открытого Т. Андерсоном в костном дегте за полвека до того. Эти производные – тимин и цитозин.  Примерно в это же время немец Асколи выделил еще одно производное пиридина – урацил.

Однако кроме азотистых оснований в нуклеиновую кислоту входили фосфор и какой-то сахар. Встала задача: выяснить, в какой форме содержится фосфор ичто за сахар содержится в составе необычного вещества.  В 1909 году Фебус (Федор) Левин, применив щелочной гидролиз, нашел в нуклеиновой кислоте из дрожжей, кроме аденина и гуанина, урацил и цитозин. В это время биохимики еще не знали разницы между дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислотами.  Поскольку при щелочном гидролизе ДНК не расщепляется, получилось, что Левин, сам еще этого не зная, определил состав рибонуклеиновой кислоты. По его данным, все азотистые основания содержались в ней примерно в одинаковых количествах. Левин решил,  что нуклеиновая кислота состоит из повторяющихся единиц, в которые входят сахара, все четыре азотистых основания и фосфат. Оставалось понять, как они связаны между собой. Выяснением этого вопроса Левин занимался еще много лет

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение 3.docx

Приложение 3

Пуриновые и пиримидиновые азотсодержащие гетероциклы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение 4.docx

Приложение 4

Соединение нуклеотидов ДНК (образование двойной спирали)

по принципу комплементарности

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение 5.docx

 

Приложение 5

ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЙ

Ф. И. учащегося____________________________________________________   Класс____

1.

2. Нуклеиновые кислот- это___________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Заполните схему строения нуклеотида ДНК.

 


  алороплл

                            

4. Заполните таблицу 1

 

Признак

ДНК

РНК

1

Местонахождение в клетке

 

 

2

Азотистые основания

 

 

3

Углевод

 

 

4

Строение молекулы

 

 

 

5. Используя принцип комплементарности, определить последовательность нуклеотидов второй цепи молекулы ДНК.

Г

А

Т

А

Ц

Ц

А

А

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Репликация – это____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

7. Заполните схему строения нуклеотида РНК.

 

                                                                                                       

 

8.  Заполните таблицу 2

Виды РНК

Функция

 

 

 

 

 

 

 

9.  Оценка за тест_________

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение 6.docx

Приложение 6

 

ДНК

РНК

 

 

 

Вопросы

1.     Двойная полинуклеотидная цепочка характерна для молекулы…. (ДНК)

2.     Средняя молекулярная масса какого типа нуклеиновых кислот больше? (ДНК)

3.     В какой нуклеиновой кислоте встречается азотистое основание урацил? (РНК)

4.     Какая нуклеиновая кислота входит в состав рибосом? (РНК)

5.     Какая нуклеиновая кислота хранит наследственную информацию? (ДНК)

6.     Какие нуклеиновые кислоты участвуют в биосинтезе белка? (ДНК и РНК)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты" (10 класс: базовый уровень)"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока «Нуклеиновые кислоты» создана в первую очередь для учителей химии и может быть использована для проведения урока в 10-м классе. Разработка также может быть полезна учителям других предметов для ознакомления с методикой проведения урока и широкому кругу пользователей, так как нуклеиновые кислоты – один из самых важных в природе классов органических веществ. 

Урок «Нуклеиновые кислоты» занимает важное место в систематическом курсе химии 10-го класса, это десятый в теме «Кислород-азотсодержащие соединения и их природные источники» (базовый уровень). Учащиеся к этому времени овладели многими понятиями курса органической химии, знают строение и свойства многих органических биополимеров, в частности белков и углеводов. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 4540
    • ZIP 2.3 мбайт
    • 243 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Миронюк Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Миронюк Ирина Владимировна
    Миронюк Ирина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14677
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 32 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 29 регионов

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов