Тема урока:
Неметаллы
Цели урока: систематизировать и развить представления учащихся об особенностях
строения и свойств атомов неметаллов, простых веществ - неметаллов. Обобщить
знания учащихся о водородных соединениях неметаллов, оксидах и гидроксидах
неметаллов.
Оборудование и реактивы: Модели
кристаллических решеток. Сера, красный фосфор, кремний, колба с кислородом, спиртовой
раствор йода, цинк. Металлическая ложечка для сжигания веществ, фарфоровая
чашка, спиртовка, спички, коллекция «Минералы и горные породы». Периодическая
система химических элементов Д.И.Менделеева. Самодельные таблицы по свойствам
неметаллов.
Ход урока.
I. Урок начинается
с разъяснения целей данного урока, обсуждения с учащимися значения неметаллов в
жизни человека, распространенности их в природе, а затем рассматриваем
положение неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева и строение атомов.
Учащиеся делают краткие записи в тетрадях:
1.
2. Электронов у НеМе на последней оболочке
от 4 – 8 (исключение Н, Не, В)
II. Четыре ученика
работают у доски, записывают электронные и графические формулы
атомов неметаллов (на выбор ученика)
Рассматриваем химические свойства
неметаллов, изменение свойств неметаллов по
Периодической системе Д.И.Менделеева.
Записи в тетрадях:
III. Строение
простых веществ. Учащиеся характеризуют химическую связь в простых веществах и
состав образующихся частиц. Демонстрирую модели кристаллических решеток.
Аллотропия. Что это за явление? Учащиеся дают ответы, приводят соответствующие
примеры. Материал обобщаем в форме краткой записи в тетрадях:
IV.
Химические свойства неметаллов.
- Взаимодействие с металлами (по таблице)
Опыт. Взаимодействие цинка с серой. 3 г. цинка (порошок) смешиваем с 1,5 г
серы (порошок). Полученную смесь насыпаем кучкой на перевернутую вверх
фарфоровую чашку, затем дотрагиваемся до смеси кончиком длиной стеклянной
палочкой, нагретой на спиртовке.(опыт желательно проводить в вытяжном шкафу).
Анализируем опыт, записываем уравнение химической реакции.
- Неметаллы – окислители (таблица)
- Неметаллы – восстановители( таблица).
Опыт. Взаимодействие фосфора с кислородом. В металлическую ложечку для
сжигания веществ (с пробкой) помещают красный фосфор (с горошину). Поджигают
его и опускают в колбу на дне которой есть немного воды (подкрашенный
лакмусом).
Анализируем опыт,
записываем уравнение химической реакции, находим окислитель и восстановитель.
Для подведения итогов по изучению химических свойств учащиеся записывают
обобщающую таблицу себе в тетрадь.
V. Нахождение неметаллов в природе. Получение неметаллов в промышленности.
Рассказ - беседа и лабораторная работа с коллекциями «Минералы и горные
породы».
Записываем
уравнения реакций получения неметаллов.
1.
Получение галогенов: а) электролиз расплава солей
2NaCl
2Na + Cl2
б) Вытеснением
более активными галогенами менее активных из солей.
2NaI + Cl2 2NaCl
+ I2
2.
Кислород и азот получают разделением жидкого
воздуха.
3.
Сера и углерод встречается в самородном виде.
4.
Кремний восстанавливают коксом из кремнезема:
SiO2 + 2C Si + 2CO
5.
Фосфор восстанавливают из фосфата кальция:
Ca3(PO4)2 + 3SiO2 +
5C 3CaSiO3 + 2P + 5CO
6.
Селен, теллур получают из отходов производства
серной кислоты.
7.
Водород получают конверсией метана:
CH4 + H2O
CO + 3H2O
8.
Мышьяк получают из мышьяковистого колчедана:
FeAsS +O2 As2O3 +C As
9.
Бор получают восстановлением оксида бора магнием:
3Mg + B2O3 2B + 3MgO
Задание на дом: $ 1, гл.VI. Записи в
тетрадях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.