Урок по теме
«Квадратные уравнения»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний
учащихся, полученных при изучении темы;
- овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе,
изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Создание фундамента для математического
развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической
деятельности.
-
Развивающие:
- развитие логического мышления, памяти,
внимания, умений сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, взаимопомощи,
математической культуры.
Оборудование к уроку:
проектор, презентация
«Квадратные уравнения», раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте ребята!
Откройте тетради. Запишите на полях число,
сегодня 08.12.14. Классная работа.
Посмотрите на иллюстрацию и сформулируйте тему
урока.
Правильно, «Квадратные уравнения».
Эта тема важна в курсе математики, т.к.
является ступенькой в изучении более сложного материала. Многие дробно-
рациональные уравнения (8 класс), логарифмические, показательные,
тригонометрические (10-11 классы ) приводятся к квадратным уравнениям. Многие
задачи математики, физики, техники решаются с помощью квадратных уравнений. И
на экзаменах умение быстро и рационально решать квадратные уравнения экономит
время, что очень важно.
Сегодня на уроке отработаем
способы решения квадратных уравнений, навык выбирать нужный, рациональный
способ решения. А также начнем работу над долгосрочным проектом. Материал
урока позволит вам в дальнейшем выполнить одну из проектных работ («Решение
квадратных уравнений и уравнений, приводимых к квадратным » или «Решение
уравнений 2, 3, 4 степеней по формулам»)
Повторим основные понятия по теме и основные
способы решения квадратных уравнений.
2.
Проверка выполнения домашнего задания (2 мин)
Учитель: Дома вы
выполняли самостоятельную работу.
Задание. Решите уравнения 1-9. В каждом уравнении меньший корень назовите х1, а больший х2. На координатной плоскости постройте точки, координатами которых
являются корни уравнений в указанном порядке. Последовательно соедините их
отрезками.
- х2 + х = 0; (х1; х2).
- 5х2+ 25х = 0; (х1;
х2).
- х2 + 6х + 8 = 0; (х1; х2).
- 2х2 – 8 = 0; (х2; х1).
- х2 – 7 х + 10 = 0; (х2; х1).
- 3х2 = – 3 х; (х1; х2).
- х2 + 3х = 0; (х1; х2).
- 3х2 – 12 х + 9 = 0; (х1; х2).
- 3х2 – 9 х = – 6; (х2; х1).
|
- х2 + 5х = 0; (х1; х2).
- х2 + 5х + 6 = 0; (х1; х2).
- 5х2– 20 = 0; (х2; х1).
- 2х2 – 14х + 20 = 0; (х2; х1).
- 3х2 = – 15 х; (х1; х2).
- 100х2 –100 х = 0; (х1; х2).
- 7х2 = 49х; (х1; х2).
- 0,5х2 – 3х + 4 = 0; (х1; х2).
- 2х2 – 2 х + 5 = 2х + 5;
(х1; х2).
|
Координаты
точек:
(-1; 0)
(-5; 0)
(-4; -2)
(2; -2)
(5; 2)
(-1; 0)
(-3; 0)
(1; 3)
(2; 1)
|
(-5; 0)
(-3; -2)
(2; -2)
(5; 2)
(-5; 0)
(0; 1)
(0; 7)
(2; 4)
(0; 2)
|
Решение
домашнего задания.
Вариант 1.
|
Вариант 2.
|
|
|
3.
Актуализация знаний учащихся (7 мин)
Учитель. Повторим
основные вопросы теории темы. Для этого предлагаю вам решить кроссворд:
1. Как
называют уравнение вида ax2+bx+c=0? (квадратное)
Учитель:
Какое
уточнение к вопросу кроссворда можно дать? Зачем?
(а0, т.к., если а=0, то уравнение становится
линейным)
2.
Квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 1. (приведенное)
Учитель: Приведите
пример приведенного квадратного уравнения.
3. Уравнения
с одной переменной, имеющие одни и те же корни. (равносильные)
Учитель:
А
уравнения, не имеющие корней, будут равносильными? (да)
4. Каждое
из чисел a, b, c в
квадратном уравнении. (коэффициент)
5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное
равенство.
(корень)
Учитель:
Что
значит решить квадратное уравнение?
- Это значит
найти все его корни или установить, что корней нет.
6. Равенство, содержащее неизвестное. (уравнение)
Учитель:
Какие виды уравнений вы знаете?
-Линейное, квадратное.
7. Иногда говорят не квадратный корень, а .... квадратный
корень (арифметический)
Учитель:
Дайте
определение квадратного корня.
-Квадратным
корнем из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число,
квадрат которого равен а.
8. Древнегреческий математик, который нашел приемы решения квадратных
уравнений без обращения к геометрии. (Диофант)
Учитель:
Диофант Александрийский (около 3 в.) - древнегреческий
математик. В основном труде «Арифметика» (сохранились 6 книг из 13), дал
решение задач, приводящихся к т.н. диофантовым уравнениям, и впервые ввел
буквенную символику в алгебру.
9.
Квадратное уравнение, в котором хотя бы один из
коэффициентов в или с равен 0.
(неполное)
Учитель:
Ребята,
давайте повторим какие виды неполных квадратных уравнений вы знаете, и каковы
способы их решения, опираясь на слайд
Неполные
квадратные уравнения:
|
|
1. ax2 = 0
|
x = 0
|
|
2. ax2 + bx = 0, (b0)
|
x = 0 или x =
|
|
|
3. ax2 + c = 0,
(c0)
|
если < 0, то корней нет
если > 0, то
|
|
10.
«Дискриминант» - по-латыни.(различитель)
Учитель:
в
математике довольно редко бывает так, чтобы введенный термин не имел, образно
выражаясь, житейской подоплеки. Слово «дискриминант» не исключение. Вспомните, слово
«дискриминация». Что оно означает?
-Оно
означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к разным
людям.
Учитель:
А что дискриминант различает в алгебре?
- Дискриминант
различает квадратные уравнения по числу корней.
Учитель:
Верно,
давайте вспомним алгоритм решения квадратного уравнения по формуле и проанализируем
таблицу слайда
По формуле
|
|
4.
ax2 + bx + c = 0
|
D < 0
|
Корней нет
|
|
D = 0
|
|
|
D > 0
|
|
|
5. ax2 + bx
+ c = 0
b
= 2k (четное число)
|
|
|
|
11.
Коэффициент с квадратного уравнения. (свободный член)
12.
Французский математик, который вывел формулы, выражающие
зависимость корней уравнения от его коэффициентов. (Виет)
Учитель: Давайте
вспомним теорему Виета, проанализировав таблицу слайда:
6. Теорема Виета
|
|
Если х1
и х2 – корни
уравнения.
, то
|
Если х1
и х2 – корни
уравнения.
ax2 + bx + c = 0
, то
|
|
|
|
|
|
-Т1: Сумма
корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с
противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
-Т2: Пусть x1, x2 – корни
квадратного уравнения ax2+bx+c=0. Тогда сумма корней равна -, а произведение корней
равно .
!Замечание: обратим
внимание, что Д0.
Учитель:
Ребята, какой термин, относящийся к нашему уроку, мы получили в выделенном
столбце? (дискриминант).
4.
Самостоятельная работа. (6 мин)
Учитель:
Молодцы,
ребята. С теорией вы справились. А теперь перейдем к практике. Я предлагаю вам
решить самостоятельную работу. Каждый из вас выберет себе тест по уровню
сложности.
1
вариант
|
Ответы
|
Проверка
|
2
вариант
|
Ответы
|
Проверка
|
А)
x2-9=0
Б)
х²+15х=0
В)
2х²=0
Г)
х²+25=0
Д)
х²-2х+1=0
Е)
х²-3х+2=0
|
3, - 3
0, -15
0
Корней нет
1
2, 1
|
+
+
+
+
+
+
|
a) 4x2-64=0
б)
2х²-4х=0
в)
-12х²=0
г)
5х²+2=0
д)
х²+6х+9=0
е)
х²+8х+7=0
|
4, - 4
0, 2
0
Корней нет
-3
- 7, - 1
|
+
+
+
+
+
+
|
5. Работа
в группах.
(Ученики
в группах распределены по уровням успеваемости).
(7 мин)
Учитель:
Итак,
мы немножко размялись. Давайте приступим к более серьезной работе.
Вспомните,
пожалуйста, какие способы решения квадратных уравнений вы знаете.
Ученики: 1) по формуле
D;
2) по
формуле через D1 (формула с четным 2-м коэффициентом);
3) по
теореме, обратной теореме Виета;
4) выделением
квадрата двучлена;
5)
разложением на множители.
Учитель: Решите
уравнение х2
+ 10х + 9 =0
различными способами
Доска
размечена следующим образом:
Через D
|
Через D1
|
По теореме, обратной теореме Виета
|
выделением квадрата двучлена
|
разложением на множители
|
|
|
|
|
|
Учитель:
Какой
из способов оказался более рациональным?
(ответ
- по теореме, обратной теореме Виета)
6. Работа
по учебнику
а) решение задачи
№ 567 стр.126 В
прямоугольном треугольнике один из катетов на 3 см меньше гипотенузы, а другой
на 6 см меньше гипотенузы. Найдите гипотенузу.
Решение: Пусть гипотенуза равна х см, тогда 1
катет (х - 3)см, 2 катет (х - 6) см. По теореме Пифагора: .
Решим уравнение: ,
.
,
.
- посторонний корень
.
Ответ: 15 сантиметров.
б)
уравнение с параметром
№ 585 стр.130
В уравнении один
из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p.
Немного физики
Машина двигалась со скоростью 20
км/ч, затем начала набирать скорость с ускорением 5 м/с. Какое расстояние
проехала машина через 10 сек, 20 сек, и т.д. 120 сек?
Через какое время тело, брошенное вертикально
вверх со скоростью 30 м/с, окажется на высоте 40 м (без учета сопротивления
воздуха)?
–
Движение с ускорением описывается квадратным уравнением. Подобные задачи вы
будите решать на уроках физики в 9-ом классе.
8.
Домашнее задание: Учебник: повторить § 8.
Дидактический
материал (Ершова А. П. ):
Контрольная
работа № 5. Уровень А1 или Б1 по желанию.
9.
Итог урока. (1 мин)
Учитель: Все знания, полученные на наших уроках,
вам будут необходимы в дальнейшем
Я
надеюсь, что вы не утратили интереса, а напротив будете стремиться к знаниям
более глубоким и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы
войти во взрослую жизнь грамотными и активными. Спасибо ребята за урок.
Молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.