Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Квадратные уравнения" (8 класс)

Конспект урока по теме "Квадратные уравнения" (8 класс)

Скачать материал

Урок по теме «Квадратные уравнения»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  •  обобщение и систематизация  знаний учащихся, полученных при изучении темы;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
  •  

Развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.

Оборудование к уроку:

проектор, презентация «Квадратные уравнения», раздаточный материал.

 

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте ребята!  

Откройте тетради. Запишите на полях число, сегодня 08.12.14. Классная работа.

Посмотрите на иллюстрацию и сформулируйте тему урока.

Правильно, «Квадратные уравнения».

Эта тема важна в курсе математики, т.к. является ступенькой в изучении более сложного материала. Многие дробно- рациональные уравнения (8 класс), логарифмические, показательные, тригонометрические (10-11 классы ) приводятся к квадратным уравнениям. Многие задачи математики, физики, техники решаются с помощью квадратных уравнений. И на экзаменах умение быстро и рационально решать квадратные уравнения экономит время, что очень важно.

Сегодня на уроке отработаем способы решения квадратных уравнений, навык выбирать нужный, рациональный способ решения. А также  начнем работу над долгосрочным проектом. Материал урока позволит вам в дальнейшем выполнить одну из проектных работ («Решение квадратных уравнений и уравнений, приводимых к квадратным » или «Решение уравнений 2, 3, 4 степеней по формулам»)   

Повторим основные понятия по теме и основные способы решения квадратных уравнений.

2. Проверка выполнения домашнего задания (2 мин)

Учитель: Дома вы выполняли самостоятельную работу.

Задание. Решите уравнения 1-9. В каждом уравнении меньший корень назовите х1, а больший   х2. На координатной плоскости постройте точки,  координатами которых являются корни уравнений в указанном порядке. Последовательно соедините их отрезками.                                         

 

  1. х2 + х = 0;  (х1; х2).
  2. 5х2+ 25х = 0; (х1; х2).
  3. х2 + 6х + 8 = 0;  (х1; х2).
  4. 2 –  8 = 0; (х2; х1).
  5. х2 – 7 х + 10 = 0;  (х2; х1).
  6. 2 = – 3 х;  (х1; х2).
  7. х2 + 3х = 0;  (х1; х2).
  8. 2  – 12 х + 9 = 0;  (х1; х2).
  9. 2 – 9 х = – 6;  (х2; х1).

 

 

  1. х2 + 5х = 0;  (х1; х2).
  2. х2 + 5х + 6 = 0; (х1; х2).
  3. 2– 20  = 0;  (х2; х1).
  4. 2 –  14х + 20 = 0; (х2; х1).
  5. 2 = – 15 х; (х1; х2).
  6. 100х2 –100 х = 0;   (х1; х2).
  7. 2 = 49х;  (х1; х2).
  8. 0,5х2  – 3х + 4 = 0;  (х1; х2).
  9. 2 – 2 х + 5 = 2х + 5;  (х1; х2).

 

Координаты точек:

(-1; 0)

(-5; 0)

(-4; -2)

(2; -2)

(5; 2)

(-1; 0)

(-3; 0)

(1; 3)

(2; 1)

(-5; 0)

(-3; -2)

(2; -2)

(5; 2)

(-5; 0)

(0; 1)

(0; 7)

(2; 4)

(0; 2)

Решение домашнего задания.

Вариант 1.

Вариант 2.

3. Актуализация знаний учащихся (7 мин)

Учитель. Повторим основные вопросы теории темы. Для этого предлагаю вам решить кроссворд:

 

1. Как называют уравнение вида ax2+bx+c=0?  (квадратное)

Учитель: Какое уточнение к вопросу кроссворда можно дать? Зачем?

0, т.к., если а=0, то уравнение становится линейным)

2. Квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 1. (приведенное)

Учитель: Приведите пример приведенного квадратного уравнения.

3. Уравнения с одной переменной, имеющие одни и те же корни. (равносильные)

Учитель: А уравнения, не имеющие корней, будут равносильными? (да)

4. Каждое из чисел a, b, c в квадратном уравнении. (коэффициент)

5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.

(корень)

Учитель: Что значит решить квадратное уравнение?

- Это значит найти все его корни или установить, что корней нет.

6. Равенство, содержащее неизвестное. (уравнение)

Учитель: Какие виды уравнений вы знаете?

-Линейное, квадратное.

7. Иногда говорят не квадратный корень, а .... квадратный корень (арифметический)

Учитель: Дайте определение квадратного корня.

-Квадратным корнем из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, квадрат которого равен а.

8. Древнегреческий математик, который нашел приемы решения квадратных уравнений без обращения к геометрии. (Диофант)

Учитель: Диофант Александрийский (около 3 в.) - древнегреческий математик. В основном труде «Арифметика» (сохранились 6 книг из 13), дал решение задач, приводящихся к т.н. диофантовым уравнениям, и впервые ввел буквенную символику в алгебру.

9. Квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов в или с равен 0.

(неполное)

Учитель: Ребята, давайте повторим какие виды неполных квадратных уравнений вы знаете,  и каковы способы их решения, опираясь на слайд

           Неполные квадратные уравнения:

 

1.  ax2 = 0  

x = 0

2.  ax2 + bx = 0, (b0)   

x = 0  или x =

 

3.  ax2 + c = 0,

(c0)

если  < 0, то корней нет

если  > 0, то

 

 

10. «Дискриминант» - по-латыни.(различитель)

Учитель: в математике довольно редко бывает так, чтобы введенный термин не имел, образно выражаясь, житейской подоплеки. Слово «дискриминант» не исключение. Вспомните, слово «дискриминация». Что оно означает?

-Оно означает унижение одних и возвышение других, т.е. различное отношение к разным людям.

Учитель: А что дискриминант различает в алгебре?

- Дискриминант различает квадратные уравнения по числу корней.

Учитель: Верно, давайте вспомним алгоритм решения квадратного уравнения по формуле и проанализируем таблицу слайда

По формуле

 

4.

ax2 + bx + c = 0

                                   

 

D < 0

Корней нет

 

D = 0

 

D > 0

5.    ax2 + bx + c = 0

       b = 2k (четное число)

        

11. Коэффициент с квадратного уравнения. (свободный член)

 

12. Французский математик, который вывел формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов. (Виет)

 

Учитель: Давайте вспомним теорему Виета, проанализировав таблицу слайда:

 

 

 

6Теорема Виета

 

 

Если х1 и х2 – корни   

      уравнения.

     , то

    

 

 

 

Если  х1 и х2 – корни

   уравнения. 

ax2 + bx + c = 0 

 

   ,  то

  

 

-Т1: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

-Т2: Пусть x1, x2 – корни квадратного уравнения ax2+bx+c=0. Тогда сумма корней равна  -, а произведение корней равно .

!Замечание: обратим внимание, что Д0.

Учитель: Ребята, какой термин, относящийся к нашему уроку, мы получили в выделенном столбце? (дискриминант).

4. Самостоятельная работа. (6 мин)

Учитель: Молодцы, ребята. С теорией вы справились. А теперь перейдем к практике. Я предлагаю вам решить самостоятельную работу. Каждый из вас выберет себе тест по уровню сложности.

1 вариант

 

Ответы

Проверка

2 вариант

Ответы

Проверка

А) x2-9=0

Б) х²+15х=0                                                                          

В) 2х²=0                                                                                

Г) х²+25=0                                                                             

Д) х²-2х+1=0

 Е) х²-3х+2=0                                                                         

3, - 3

0, -15

0

Корней нет

1

2, 1

+

+

+

+

+

+

a) 4x2-64=0

б) 2х²-4х=0

в) -12х²=0

г) 5х²+2=0

д) х²+6х+9=0

е) х²+8х+7=0

4, - 4

0, 2

0

Корней нет

-3

- 7, - 1

+

+

+

+

+

+

 

5. Работа в группах. (Ученики в группах распределены по уровням успеваемости).

  (7 мин)

Учитель: Итак, мы немножко размялись. Давайте приступим к более серьезной работе.

Вспомните, пожалуйста, какие способы решения квадратных уравнений вы знаете.

Ученики: 1) по формуле D;

 2) по формуле через D1 (формула с четным 2-м коэффициентом);

3) по теореме, обратной теореме Виета;

4) выделением квадрата двучлена;

5) разложением на множители.

Учитель: Решите уравнение х2 + 10х + 9 =0 различными способами

Доска размечена следующим образом:

Через D

 

Через D1

 

По теореме, обратной теореме Виета

 

выделением квадрата двучлена

разложением на множители

 

 

 

 

 

Учитель: Какой из способов оказался более рациональным?

(ответ - по теореме, обратной теореме Виета)

6. Работа по учебнику

а) решение задачи

№ 567 стр.126   В прямоугольном треугольнике один из катетов на 3 см меньше гипотенузы, а другой на 6 см меньше гипотенузы. Найдите гипотенузу.

Решение: Пусть гипотенуза равна х см, тогда 1 катет (х - 3)см, 2 катет (х - 6) см. По теореме Пифагора: .

Решим уравнение: ,

                                 .

                                  ,

                                  .

                                     - посторонний корень

                                     .

Ответ: 15 сантиметров.

б) уравнение с параметром

№ 585 стр.130

    В уравнении   один из корней равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p.

 

                                                                                                                                

Немного физики

Машина двигалась со скоростью 20 км/ч, затем начала набирать скорость с ускорением 5 м/с. Какое расстояние проехала машина через 10 сек, 20 сек, и т.д. 120 сек?

 

 

Через какое время тело, брошенное вертикально вверх со скоростью 30 м/с, окажется на высоте 40 м (без учета сопротивления воздуха)?

 

– Движение с ускорением описывается квадратным уравнением. Подобные задачи вы будите решать на уроках физики в 9-ом классе.

8. Домашнее задание: Учебник: повторить § 8.

Дидактический материал (Ершова А. П. ):

Контрольная работа № 5. Уровень А1 или Б1 по желанию.

9. Итог урока. (1 мин)

Учитель: Все знания, полученные на наших уроках, вам будут необходимы в дальнейшем

 Я надеюсь, что вы не утратили интереса, а напротив будете стремиться к знаниям более глубоким и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными. Спасибо ребята за урок. Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Квадратные уравнения" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме «Квадратные уравнения»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  •  обобщение и систематизация  знаний учащихся, полученных при изучении темы;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
  •  

Развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.

Оборудование к уроку:

 

проектор, презентация «Квадратные уравнения», раздаточный материал.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 056 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 523
    • DOCX 809.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бабенко Любовь Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бабенко Любовь Николаевна
    Бабенко Любовь Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 57124
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 298 человек

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек