Инфоурок Математика Другие методич. материалыКонспект урока по теме "Функция y = tg x"

Конспект урока по теме "Функция y = tg x"

Скачать материал

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

БГПУ им. М. Танка, математический факультет

Автор: Любовецкая Галина.

Тема урока:

Функция y=tg x

Тип урока: формирования новых знаний

Цели урока:

·         Образовательные: рассмотреть свойства функции тангенс, изобразить график функции, обучить учащихся практическим приемам применения свойства функции тангенса, графика функции тангенса, (предполагается, что по окончании урока учащиеся смогут применять знания функции тангенса и ее свойств); 

·         Развивающие: формирование приемов анализа и синтеза, обобщения, развитие математической  речи, обогащение ее новыми математическими терминами;

·         Воспитательные: воспитывать самостоятельность, четкость и последовательность в действиях при выполнении задач.

Методы

·         Методы познавательной деятельности: анализ и синтез (при выведении формул преобразования суммы (разности) в произведение);

·         Методы, применяемые  в процессе формирования знаний: эвристическая беседа, обобщенно-эвристический метод (метод предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению), исследовательская работа.

Оборудование: доска, проектор для демонстрации презентации.

Ход  урока

1Этап: Организационно – мотивационный (до 4 мин)

Цель этапа: (ожидаемый результат) – создание психологической готовности класса к уроку,  введение учащихся в атмосферу  познавательной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Учитель приветствует учащихся, знакомится. Тема сегодняшнего урока «Функция y=tg x». Запишите дату, классная работа, тему урока в тетради. Способствует осознанию учащимися основных   понятий   урока, цели урока, настраивает на усвоение нового материала.

 

Учащиеся приветствуют учителя,  записывают дату, классная работа, тему урока в тетради. Определяют личностно - значимую цель урока.

Запись темы урока на доске.

 Проблемно - эвристическая составляющая диалога:

У: Сегодня на уроке мы рассмотрим свойства  функции тангенс, заданной формулой y=tg x, изобразим график этой функции, научимся применять эти свойства, выполним диагностические задания для проверки усвоения применения функции.

У: Для того чтобы успешно справиться с работой на уроке, нам необходим материал предыдущих занятий.

Второй этап. Операционно – познавательный этап(до10 мин)

Цель этапа:

1) Подготовить учащихся к включению прежних знаний в систему новых формируемых знаний.

2) Вывести формулы приведения, составить алгоритм применения формул приведения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Учитель задает учащимся вопросы с целью повторения знаний, для того чтобы включить учащихся в познавательную деятельность на уроке.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Содержание эвристической беседы

У: Что называется тангенсом угла α?

О: Тангенсом угла α отношение синуса угла α к косинусу того же угла α.

У: Что называется областью определения функции?

О: Множество значений, которое может принимать независимая переменная.

У: Какова область определения функции тангенс?

О: Область определения функции у=tg x – множество действительных чисел, кроме .

У: Что называется множеством значений функции?

О: Множество всех значений, которые может принимать функция, называется множеством значений.

У. Чему равна область (множество) значений функции тангенс?

О. Область (множество) значений функции у= tg x – множество всех действительных чисел

У. Если область значений функции множество действительных чисел, то что мы можем сказать по поводу наименьшего значения, которое будет принимать функция?

О. Его не будет.

У. А наибольшее?

О. Тоже не будет. Потому что множество действительных чисел бесконечно.

У: Чему равен наименьший период функции тангенс?

О: π

У. Что называется нулем функции?

О. Значение аргумента, при котором значение функции обращается в 0.

У. Какие значения аргумента являются нулями функции y=tg x? (в каких значениях абсцисса равна 0?)

О.

У. Верно ли, что ?

О.

У: Значит функция тангенс – нечетная.

У. Какая функция называется возрастающей на некотором промежутке?

О. Функция f называется возрастающей на некотором промежутке, если на этом промежутке большему значению аргумента соответствует большее значение функции, т. е. если , то

У. Какая функция называется убывающей на некотором промежутке?

О. Функция f называется убывающей на некотором промежутке, если на этом промежутке большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, т. е. если , то

У. Каковы будут промежутки возрастания функции тангенса?

О. . Т.е. тангенс возрастает на всей области определения.

У. На каких промежутках функция принимает положительные значения?

О. ()

У. На каких промежутках функция принимает отрицательные значения?

О.  ()

Индуктивно - исследовательская составляющая диалога (до 7 мин)

У. Зная свойства функции, мы можем построить график функции и строим по свойствам.


У. Строим оси координат.

 

 

У. 1) Выберем отрезок, равный длине периода. Пусть это будет отрезок


π/2-π/2У. Область определения тангенса на этом отрезке – множество действительных чисел, кроме  Поэтому отмечаем на оси абсцисс через три клеточки от начала координат в обе стороны точки, равные этим значениям. Через эти точки проводим линии штрих пунктиром. Эти линии – асимптоты.

 

У: 2) Отметим нули функции. Это точка

 

 

π/2
-π/2

 



У: Функция тангенса принимает положительные значения от 0 до , а отрицательные от   до 0.  А также возрастает на всей области определения.

-π/2 π/2
 


У: Мы построили часть графика функции на промежутке от   до , а это равно π, то есть наименьшему периоду тангенса, а значит график будет повторяться, давайте достроим, возьмем еще точки 3π/2, π, -3π/2, -π на оси абсцисс и достроим график.

-3π/2 -π/2,-π π/2
3π/2,π

 

 

 


Алгоритм построения графика:

1.      Строим систему координат

2.      Отмечаем на оси абсцисс точки, не принадлежащие области определения функции и проводим асимптоты

3.      Отмечаем на оси абсцисс нули функции

4.      Строим график по точкам, учитывая те промежутки, где функция положительна, и где функция отрицательна.

 

У. Теперь, когда у нас есть алгоритм построения графика функции тангенса, постройте его самостоятельно у себя в тетрадях, а один человек выйдет и построит график на доске.

Третий этап: контрольно-оценочный (до 12 мин)

Цель: вырабатывать самостоятельный перенос сформированных функции тангенс в несильно и сильно измененных условиях.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Настраивает на выполнение заданий.

Комментирует условия заданий.

 

 


 

№ 3.62(нечет) Укажите область определения и область (множество) значений функции f:

     

№ 3.66(нечет) Установите, четной или нечетной является функция f:

У: Вспомним условие четности и нечетности функции. Если функция четная, то чему равно f(-x)?

О: f(-x) = f(x).

У: Если функция нечетная, то чему равно f(-x)?

О: f(-x) = -f(x).

№ 3.65(нечет) Сравните:

 

{т.к. функция возрастает на всей области определения, то смотрим на то, чтобы значение аргумента попадало в область определения функции.}

Четвертый этап: контрольно-коррекционный (до 7 мин)

Цель: вырабатывать самостоятельный перенос полученных знаний по новой теме в несильно и сильно измененных условиях. По окончании этапа учащиеся осуществят контроль, связанный с усвоенным материалом и коррекцию возможных ошибок.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Настраивает на выполнение диагностических заданий по вариантам.

Комментирует условие.

 

Каждый из учащихся  решает полученные задания, а затем обмениваются заданиями с соседом по парте, проверяют их, выставляют соответствующие баллы. (2 балла за каждое задание)

 

На карточках условия заданий по вариантам.

 

Диагностическая работа

B1

B2

Укажите область определения и область (множество) значений функции f:

Установите, четной или нечетной является функция f:

Сравните:

 

 

 

Пятый этап: этап домашнего задания.( до 2 мин)

Цель:  обеспечение  выполнения  д/з на основании сформированных практических приемов умственных действий.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель записывает домашнее задание на доске. Комментирует домашнее задание.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание.

 

Д/З: 3.62 (чет), 3.66 (чет), 3.65(чет)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме "Функция y = tg x""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

·         Образовательные:рассмотреть свойствафункции тангенс, изобразить график функции, обучить учащихся практическим приемам применениясвойствафункции тангенса, графика функции тангенса, (предполагается, что по окончании урока учащиеся смогут применять знания функции тангенса и ее свойств); 

·         Развивающие: формирование приемов анализа и синтеза, обобщения, развитие математической  речи, обогащение ее новыми математическими терминами;

·         Воспитательные: воспитывать самостоятельность, четкость и последовательность в действиях при выполнении задач.

Методы

·         Методы познавательной деятельности: анализ и синтез (при выведении формул преобразования суммы (разности) в произведение);

 

·         Методы, применяемые  в процессе формирования знаний: эвристическая беседа, обобщенно-эвристический метод (метод предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению), исследовательская работа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 510 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 1406
    • DOCX 293.3 кбайт
    • 53 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Любовецкая Галина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Любовецкая Галина Ивановна
    Любовецкая Галина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3921
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 431 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 549 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 542 человека

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 46 человек