ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
БГПУ
им. М. Танка, математический факультет
Автор:
Любовецкая Галина.
Тема
урока:
Функция
y=tg x
Тип
урока: формирования новых знаний
Цели урока:
·
Образовательные: рассмотреть
свойства функции тангенс, изобразить
график функции, обучить учащихся практическим приемам
применения свойства функции
тангенса, графика функции тангенса, (предполагается,
что по окончании урока учащиеся смогут применять знания функции тангенса и ее
свойств);
·
Развивающие: формирование
приемов анализа и синтеза, обобщения, развитие математической речи, обогащение
ее новыми математическими терминами;
·
Воспитательные: воспитывать
самостоятельность, четкость и последовательность в действиях при выполнении
задач.
Методы:
·
Методы познавательной деятельности: анализ
и синтез (при выведении формул преобразования
суммы (разности) в произведение);
·
Методы, применяемые в процессе
формирования знаний: эвристическая беседа,
обобщенно-эвристический метод (метод предполагает создание учителем
такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью
учителя) приходит к обобщению), исследовательская работа.
Оборудование:
доска, проектор для демонстрации
презентации.
Ход
урока
1Этап:
Организационно – мотивационный (до 4 мин)
Цель
этапа: (ожидаемый результат) – создание психологической готовности класса к
уроку, введение учащихся в атмосферу познавательной деятельности.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Примечание
|
Учитель
приветствует учащихся, знакомится. Тема сегодняшнего урока «Функция y=tg
x».
Запишите дату, классная работа, тему урока в тетради. Способствует осознанию
учащимися основных понятий урока, цели урока, настраивает на усвоение
нового материала.
|
Учащиеся
приветствуют учителя, записывают дату, классная работа, тему урока в
тетради. Определяют личностно - значимую цель урока.
|
Запись
темы урока на доске.
|
Проблемно
- эвристическая составляющая диалога:
У: Сегодня
на уроке мы рассмотрим свойства функции тангенс, заданной формулой y=tg x,
изобразим график этой функции, научимся применять эти свойства, выполним
диагностические задания для проверки усвоения применения функции.
У: Для того чтобы успешно справиться с работой на уроке, нам необходим
материал предыдущих занятий.
Второй
этап. Операционно – познавательный этап(до10 мин)
Цель этапа:
1) Подготовить
учащихся к включению прежних знаний в систему новых формируемых знаний.
2) Вывести формулы приведения, составить
алгоритм применения формул приведения.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Примечание
|
Учитель
задает учащимся вопросы с целью повторения знаний, для того чтобы включить
учащихся в познавательную деятельность на уроке.
|
Отвечают
на вопросы учителя.
|
|
Содержание эвристической беседы
У: Что
называется тангенсом угла α?
О: Тангенсом
угла α отношение синуса угла α к косинусу того же угла α.
У: Что
называется областью определения функции?
О:
Множество
значений, которое может принимать независимая переменная.
У: Какова
область определения функции тангенс?
О: Область
определения функции у=tg x –
множество действительных чисел, кроме .
У: Что
называется множеством значений функции?
О:
Множество
всех значений, которые может принимать функция, называется множеством значений.
У. Чему
равна область (множество) значений функции тангенс?
О. Область
(множество) значений функции у= tg x – множество всех действительных
чисел
У. Если
область значений функции множество действительных чисел, то что мы можем
сказать по поводу наименьшего значения, которое будет принимать функция?
О. Его не
будет.
У. А наибольшее?
О. Тоже не
будет. Потому что множество действительных чисел бесконечно.
У: Чему
равен наименьший период функции
тангенс?
О: π
У.
Что называется нулем функции?
О.
Значение аргумента, при котором значение функции обращается в 0.
У.
Какие значения аргумента являются нулями функции y=tg x?
(в каких значениях абсцисса равна 0?)
О.
У.
Верно
ли, что ?
О.
У: Значит функция
тангенс – нечетная.
У.
Какая функция называется возрастающей на некотором промежутке?
О.
Функция f называется возрастающей
на некотором промежутке, если на этом промежутке большему значению аргумента
соответствует большее значение функции, т. е. если , то
У.
Какая функция называется убывающей на некотором промежутке?
О.
Функция f называется убывающей на
некотором промежутке, если на этом промежутке большему значению аргумента
соответствует меньшее значение функции, т. е. если , то
У.
Каковы будут промежутки возрастания функции тангенса?
О.
. Т.е. тангенс возрастает
на всей области определения.
У. На каких
промежутках функция принимает положительные значения?
О. ()
У. На каких
промежутках функция принимает отрицательные значения?
О.
()
Индуктивно
- исследовательская составляющая диалога (до
7 мин)
У. Зная
свойства функции, мы можем построить график функции и строим по свойствам.
У.
Строим
оси координат.
У. 1) Выберем
отрезок, равный длине периода. Пусть это будет отрезок
У. Область
определения тангенса на этом отрезке – множество действительных чисел, кроме Поэтому отмечаем на оси абсцисс через три
клеточки от начала координат в обе стороны точки, равные этим значениям. Через
эти точки проводим линии штрих пунктиром. Эти линии – асимптоты.
У: 2) Отметим
нули функции. Это точка
У: Функция тангенса
принимает положительные значения от 0 до , а отрицательные от до 0. А также возрастает на всей
области определения.
У: Мы
построили часть графика функции на промежутке от до , а это равно π, то есть наименьшему
периоду тангенса, а значит график будет повторяться, давайте достроим, возьмем
еще точки 3π/2, π, -3π/2, -π на оси абсцисс и достроим график.
Алгоритм
построения графика:
1. Строим
систему координат
2. Отмечаем
на оси абсцисс точки, не принадлежащие области определения функции и проводим
асимптоты
3. Отмечаем на
оси абсцисс нули функции
4. Строим
график по точкам, учитывая те промежутки, где функция положительна, и где
функция отрицательна.
У. Теперь,
когда у нас есть алгоритм построения графика функции тангенса, постройте его
самостоятельно у себя в тетрадях, а один человек выйдет и построит график на
доске.
Третий этап: контрольно-оценочный (до
12 мин)
Цель: вырабатывать
самостоятельный перенос сформированных функции тангенс в несильно и сильно
измененных условиях.
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Примечание
|
Настраивает
на выполнение заданий.
Комментирует
условия заданий.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.