МБОУ «Арбасткая средняя общеобразовательная школа»,
учитель-логопед Чебодаева Зинаида Михайловна
Тема:
Буквы б-д-в
на письме (оптические ошибки).
Цель:
Дифференциация согласных букв б-д-в на письме.
Задачи:
1.
Научить детей сравнивать буквы по
элементам (количеству и расположению);
2.
Дифференцировать буквы д-б-в в словах,
словосочетаниях и предложениях;
3.
Научить детей грамматическому оформлению
предложений;
4.
Развивать пространственные и кинетические
представления;
5.
Знакомить с правилами поведения в зимнем
лесу.
Оборудование:
музыкальное сопровождение, раздаточные карточки с
буквами б-д-в, элементы данных букв, пуговицы одинакового размера, записи слов
на доске, модели слов, картинки со стилизованными буквами, альбом № 2.
Ход
занятия.
I.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой
сопровождается с классической музыкой.
- Какое у вас настроение?
«Поделимся своим теплом». С
каким настроением будем работать?
II.
Основная часть.
Сегодня к нам на занятие пришёл
Буратино (использование театрализации).
1.
Развитие слухового восприятия и фонемного
анализа.
Игра
с мячом «Поймай звук и назови слово». А Буратино будет учиться слышать звуки.
- Назовите слова со
звуком [б] ([д], [в]). Определи место расположения звука [б] (д, в).
- Кто назовёт тему нашего
занятия?
Подтверждение темы и сообщение цели занятия.
2.
Формирование пространственного
ориентирования.
-
Покажем Буратино, как мы умеем работать с буквами.
Выкладывание букв
провести индивидуально, опираясь на возможности детей, и исходя от речевого
нарушения.
Вадим
выкладывает буквы б, д, в с помощью пуговиц.
Андрей
выкладывает буквы, используя элементы букв.
Никита и Таня
работают у доски со словосочетаниями, опираясь на символы.
Никита
|
Таня
|
голубой
бант
|
длинный коридор
|
большая
волна
|
большая радость
|
бежал
по дороге
|
бегал во дворе
|
работал
на заводе
|
подарок для девушки
|
ФИЗПАУЗА:
Работа над дыханием проводится музыкальным руководителем.
Запись числа и темы
занятия в тетрадь.
3.
Словарный диктант «Развитие
слухового восприятия и внимания».
Логопед
диктует слова, а ученики пишут только изучаемые буквы.
Например, индюк,
дятел, лев, собака, кошка, воробей,
верблюд (д; д; в; б; в, б; в, б, д).
- В каком слове встретили
все три буквы? (верблюд).
Проверка письменной работы
коллективно.
4.
Самостоятельная работа по карточкам.
Задание:
Вставить пропущенные буквы (б, д, в) в словах.
_оро_а, _о_а_ка,
_о_рался, _рига_а, _е_ро, _орь_а, _лю_це, _ебри.
(борода, добавка, добрался, бригада,
ведро, борьба, блюдце, дебри).
Взаимопроверка
работ. Ученики ставят оценки друг другу и аргументируя свои действия.
- Какие слова вам
показались самыми сложными?
- Какие слова незнакомы
вам по значению? (ДЕБРИ – непроходимые леса).
Физкульминутка «Буратино». Проводит ученик.
5.
Слова-паронимы.
Игра «Кто больше». Самостоятельная
работа.
На
доске запись слов: _ольше _ал про_ел _ар
- Сколько слов ты найдёшь? (больше,
дольше, бал, вал, дал, пробел, продел, дар, бар, вар).
6.
Обогащение словарного запаса: работа
над значением слов.
Больше
– большая (-ой, -ое, -ие). Указывает на размер.
Дольше – продолжительный,
длительный.
Бал – большой танцевальный
вечер.
Вал – 1) стрежень в
механизмах, 2) длинная земляная насыпь, 3) очень высокая волна.
Дал – выполненное
действие.
Пробел – 1) незаполненное
место в тексте, промежуток, 2) недостаток, упущение.
Продел – 1)выполнение
действия, 2) сделанное отверствие в чём-нибудь.
Дар – 1) подарок,
пожертвование, 2) способность, талант.
Бар – 1) маленький
ресторан, 2) единица атмосферного давления.
Вар – 1) варёная смола (сапожный
вар), 2) кипяток (варом жаром обдало).
7.
Различение букв Б-Д-В в тексте.
Задание:
Прочитай предложения. Вставь буквы. Восстанови текст целиком,
проставив номера предложений. Списать текст (если время есть на занятии или
задать на дом).
_оло_я поймал
_а_очку.
Потом она
полетела _альше.
При_ежала лиса.
_а_очка _илась
в его руках.
Она попросила
_оло_ю отпустить _а_очку.
_а_очка села
на _ере_о.
_оло_я отпустил
_а_очку.
Запись
предложений проводятся по очереди с комментарием, объясняя орфограммы,
изученные в классе. (Володя поймал бабочку. Бабочка билась в его руках.
Прибежала лиса. Она попросила Володю отпустить бабочку. Володя отпустил
бабочку. Бабочка села на дерево.)
III.
Итог занятия.
- Чем занимались на
занятии?
- Какое задание было
самым интересным?
- Какое задание
показалось трудным?
- Кто и как оценивает
свою работу? (самооценка детей).
Буратино:
«Ой, ребята, какие вы умные. Много знаете. А я могу научиться писать без
ошибок? Можно я к вам ещё раз приду в гости?» (диалог с детьми).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.