Тема урока: «Логические выражения и таблицы
истинности».
Цель урока: сформировать
у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое
высказывание, логические величины, логические операции.
Задачи урока:
- Обучающие:
- Научить составлять логические выражения
из высказываний
- Ввести понятие “таблица истинности”
- Изучить последовательность действий
построения таблиц истинности
- Научить находить значение логических
выражений посредством построения таблиц истинности
- Ввести понятие равносильности логических
выражений.
2. Развивающие:
1. Развивать логическое мышление
2. Развивать внимание
3. Развивать память
4. Развивать речь учащихся
- Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать
учителя и одноклассников
2. Воспитывать
дисциплинированность
3. Формировать интеллектуальную и
эмоциональную активность учащихся.
4. Воспитывать чувства
ответственности за результаты своего труда.
Тип урока: урок изучение нового материала
Вид урока: лекция - беседа, продолжительность — 45 минут
Возраст учащихся:
10 класс
Оборудование урока:
персональные
компьютеры, проектор, карточки с заданиями;
План урока.
1. Организационный
момент - 2 мин.
2. Сообщение темы и
постановка целей урока - 2 мин.
3. Изучение нового
материала - 10 мин.
4. Закрепление
полученных знаний - 24 мин.
5. Подведение
итогов урока — 5 мин.
6. Домашнее
задание — 2 мин.
Ход урока.
Эпиграфом
к уроку являются слова Б.Паскаля: “ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА - В ЕГО СПОСОБНОСТИ
МЫСЛИТЬ”.
№
|
этап урока
|
деятельность учителя
|
деятельность учащихся
|
1
|
Орг. момент
Мотивация.
Задачи этапа:
-стимулировать познавательную активность учащихся,
-привлечь внимание
к теме урока.
Актуализация ранее полученных знаний, которые помогут
более эффективному усвоению материала
|
Приветствие учащихся. Объявляю
тему урока.
(обращаю внимание уч-ся на эпиграф урока)
Ребята, как вы думаете, почему Блез Паскаль уверен в том, что величие
человека – в его способности мыслить?
Что является составляющими нашего мышления?
Учащимся предлагается заполнить части кластера по теме «основы
логики»
|
Учащиеся думают над эпиграфом урока и участвуют
в обсуждении.
понятие, высказывание, умозаключение
Учащиеся заполняют кластеры.
|
2
|
Целеполагание
Задача этапа: обеспечить понимание учащимися смысла их
деятельности через установку:
- на получение знаний,
-на формирование умений,
- на осознание
значимости.
|
Сопоставьте заполненный кластер с образцом на экране. Что осталось не
заполненным?
Почему?
А теперь давайте попытаемся сформулировать цель урока?
Для чего создавать таблицы истинности логических функций?
|
Последний овал (не умеем определять значение
сложного выражения)
Научиться строить таблицы истинности
Для определения значений функции
|
3
|
Теоретический этап усвоения нового материала
Задачи этапа:
-познакомить с этапами построения таблиц истинности;
- формировать
навыки моделирования
|
Что же такое таблица истинности, как вы думаете?
Рассмотрим следующую функцию и построим для нее таблицу истинности: F = (А
Ú В) Ù (¬A Ú ¬B)
Сколько столбцов будет иметь эта таблица?
В каком порядке заполнять названия столбцов таблицы?
Сколько строк будет иметь эта таблица?
В каком порядке выполняются логические операции?
Заполняем таблицу.
Сформулируйте алгоритм построения таблиц истинности.
|
Таблица истинности – это таблица, устанавливающая соответствие между
возможными наборами значений логических переменных и значениями функций.
7 (две переменные и 5 операций)
в соответствии с выполнением логических операций
5
В соответствии с приоритетом.
1.
Подсчитать количество
переменных n в логическом выражении;
2.
Определить число строк в
таблице, которое равно m=2n;
3.
Подсчитать количество
логических операций в логическом выражении и определить количество столбцов в
таблице, которое равно количеству переменных плюс количество операций;
4.
Ввести названия столбцов
таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с
учетом скобок и приоритетов;
5.
Заполнить столбцы
входных переменных наборами значений, в виде n-значных возрастающих двоичных
чисел;
6.
Провести заполнение
таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с
установленной в п.4 последовательностью.
|
4
|
Этап закрепления новых знаний и новых способов
действий
Задачи этапа:
-выработать практическое умение составлять таблицы истинности для
различных логических выражений
- учить самостоятельно применять полученные знания.
|
1) Составьте
в тетради таблицу истинности для функции:
2) Как доказать
равносильность функций?
задание с
равносильными функ.
3) определение истинности
высказывания (имена)
4) какое выражение
соответствует таблице истинности (если есть время)
5) уч-ся
предлагаются составить в тетради таблицы истинности для 5 выражений.
|
Составить их таблицы истинности (они одинаковы)
3
4
1
Учащиеся выполняют задания в тетради
|
5
|
Подведение итогов.
Задачи этапа:
- сопоставить итоги работы с поставленными задачами,
-развивать способность анализировать приобретенные на уроке знания
и умения.
|
Учащимся предлагается осуществить самопроверку
построенных таблиц.
За каждый правильный ответ зачисляется 1 балл.
В конце урока сдайте тетради, и я проверю правильность выставленной
вами оценки.
|
Учащиеся проверяют составленные таблицы
истинности и оценивают их.
|
6
|
Рефлексия
При проведении рефлексии используется приём «Синквейн».
Задачи этапа:
- учиться давать
оценку результативности собственной деятельности на уроке.
|
Подведем итоги. Тема нашего урока - …
Цель нашего урока - …
Итоги урока подведем при помощи составления
синквейна
1я строка – одно имя существительное.
2я строка – два прилагательных.
3я строка – три глагола.
4я строка – одно завершенное предложение
(высказывание).
5я строка – одно итоговое слово.
В разделе логика все темы связаны между
собой, не изучив предыдущих тем невозможно продвинуться дальше. Подобные задания
есть в ЕГЭ по информатике.
Как вы думаете, в каких предметах пригодится знание основ логики?
|
Уч-ся предлагают вои варианты
Таблица
Истинная, достоверная
Составлять, доказывать, проверять
Позволяет определять истинность сложного логического выражения
Логика
Русский язык, математика
|
7
|
Домашнее задание
|
§3.3, №3.2, 3.3
|
|
Заполняется таблица по теме урока.
Что я знаю
|
Что хочу узнать
|
Что узнали, и что осталось узнать?
|
|
|
|
Согласно
толковому словарю, таблица истинности – это табличное
представление логической схемы (операции), в котором перечислены
все возможные сочетания значений истинности входных сигналов (операндов) вместе
со значениями истинности выходного сигнала (результата операции) для каждого из
этих сочетаний.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.