Инфоурок Информатика КонспектыУрок "Логические выражения и таблицы истинности"

Урок "Логические выражения и таблицы истинности"

Скачать материал

Тема урока: «Логические выражения и таблицы истинности».

 

Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
    1. Научить составлять логические выражения из высказываний
    2. Ввести понятие “таблица истинности”
    3. Изучить последовательность действий построения таблиц истинности
    4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
    5. Ввести понятие равносильности логических выражений.

         2.   Развивающие:

1. Развивать логическое мышление

2. Развивать внимание

3. Развивать память

4. Развивать речь учащихся

  1. Воспитательные:

            1. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников

            2. Воспитывать дисциплинированность

            3. Формировать интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся.

            4. Воспитывать чувства ответственности за результаты своего труда.

Тип урока: урок изучение нового материала

Вид урока: лекция - беседа, продолжительность — 45 минут

Возраст учащихся: 10  класс

Оборудование урока:

персональные компьютеры, проектор, карточки с заданиями;

План урока.

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.

3. Изучение нового материала - 10 мин.

4.      Закрепление полученных знаний - 24 мин.

5.      Подведение итогов урока — 5 мин.

6.      Домашнее задание — 2 мин.

 

Ход урока.

Эпиграфом к уроку являются слова Б.Паскаля: “ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА - В ЕГО СПОСОБНОСТИ МЫСЛИТЬ”.

 

этап урока

деятельность учителя

деятельность учащихся

1

Орг. момент

Мотивация.

Задачи этапа:

-стимулировать познавательную активность учащихся,

-привлечь внимание к теме урока.

Актуализация ранее полученных знаний, которые помогут более эффективному усвоению материала

Приветствие учащихся. Объявляю тему урока.

(обращаю внимание уч-ся на эпиграф урока)

Ребята, как вы думаете, почему Блез Паскаль уверен в том, что величие человека – в его способности мыслить?

Что является составляющими нашего мышления?

 

Учащимся предлагается заполнить части кластера по теме «основы логики»

 

 

 

Учащиеся думают над эпиграфом урока и участвуют в обсуждении.

 

 

понятие, высказывание, умозаключение

 

Учащиеся заполняют кластеры.

2

Целеполагание

Задача этапа: обеспечить понимание учащимися смысла их  деятельности через установку:

- на получение знаний,

-на формирование умений,

- на  осознание значимости.

Сопоставьте заполненный кластер с образцом на экране. Что осталось не заполненным?

Почему?

 

А теперь давайте попытаемся сформулировать цель урока?

 

Для чего создавать таблицы истинности логических функций?

 

 

 

Последний овал (не умеем определять значение сложного выражения)

Научиться строить таблицы истинности

 

Для определения значений функции

3

Теоретический этап усвоения нового материала

Задачи этапа:

 -познакомить с этапами построения таблиц истинности;

- формировать навыки моделирования

Что же такое таблица истинности, как вы думаете?

 

 

 

 

Рассмотрим следующую функцию и построим для нее таблицу истинности: F = Ú В) ÙA Ú ¬B)

Сколько столбцов будет иметь эта таблица?

В каком порядке заполнять названия столбцов таблицы?

Сколько строк будет иметь эта таблица?

В каком порядке выполняются логические операции?

Заполняем таблицу.

Сформулируйте алгоритм построения таблиц истинности.

Таблица истинности – это таблица, устанавливающая соответствие между возможными наборами значений логических переменных и значениями функций.

 

 

 

 

7 (две переменные и 5 операций)

в соответствии с выполнением логических операций

5

В соответствии с приоритетом.

1.                  Подсчитать количество переменных n в логическом выражении;

2.                  Определить число строк в таблице, которое равно m=2n;

3.                  Подсчитать количество логических операций в логическом выражении и определить количество столбцов в таблице, которое равно количеству переменных плюс количество операций;

4.                  Ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;

5.                  Заполнить столбцы входных переменных наборами значений, в виде n-значных возрастающих двоичных чисел;

6.                  Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной в п.4 последовательностью.

 

4

Этап закрепления новых знаний и новых способов действий

Задачи этапа:

-выработать   практическое умение составлять таблицы истинности для различных логических выражений

- учить  самостоятельно применять полученные знания.

1) Составьте в тетради таблицу истинности для функции:

F = X Ú Y Ù ¬Z

 
 


2) Как доказать равносильность функций?

задание с равносильными функ.

3) определение истинности высказывания (имена)

4) какое выражение соответствует таблице истинности (если есть время)

5) уч-ся предлагаются составить в тетради таблицы истинности для 5 выражений.

 

 

 

Составить их таблицы истинности (они одинаковы)

3

4

 

1

 

 

Учащиеся выполняют задания в тетради

5

Подведение итогов.

Задачи этапа:

- сопоставить итоги работы с поставленными задачами,

-развивать способность  анализировать приобретенные на уроке  знания и умения.

Учащимся предлагается осуществить самопроверку построенных таблиц.

За каждый правильный ответ зачисляется 1 балл.

В конце урока сдайте тетради, и я проверю правильность выставленной вами оценки.

 

Учащиеся проверяют составленные  таблицы истинности и оценивают их.

6

Рефлексия

При проведении рефлексии используется приём «Синквейн».

Задачи этапа:

- учиться давать оценку результативности собственной деятельности на уроке.

Подведем итоги. Тема нашего урока - …

Цель нашего урока - …

Итоги урока подведем при помощи составления синквейна

1я строка – одно имя существительное.

2я строка – два прилагательных.

3я строка – три глагола.

4я строка – одно завершенное предложение (высказывание).

5я строка – одно итоговое слово.

В разделе логика все темы связаны между собой, не изучив предыдущих тем невозможно продвинуться дальше. Подобные задания есть в ЕГЭ по информатике.

Как вы думаете, в каких предметах пригодится знание основ логики?

Уч-ся предлагают вои варианты

 

 

 

Таблица

Истинная, достоверная

Составлять, доказывать, проверять

Позволяет определять истинность сложного логического выражения

Логика

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык, математика

7

Домашнее задание

§3.3, №3.2, 3.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняется таблица по теме урока.

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнали, и что осталось узнать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно толковому словарю, таблица истинности – это табличное представление логической схемы (операции), в котором перечислены все возможные сочетания значений истинности входных сигналов (операндов) вместе со значениями истинности выходного сигнала (результата операции) для каждого из этих сочетаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Логические выражения и таблицы истинности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 093 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.08.2017 883
    • DOCX 112 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воронцова Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 7 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 44793
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе