Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект урока по теме декабрьское восстание

Конспект урока по теме декабрьское восстание

Скачать материал

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.        

Говоруха Иван Вячеславович

 

2.        

МАОУ «Киёвская СОШ Ялуторовскаго района тюменской области»

 

3.        

Должность: учитель истории и обществознания

 

4.        

Предмет: История

 

5.        

Класс 8

 

6.        

Тема и номер урока в теме: Восстание декабристов, № 6.

 

7.        

Базовый учебник: История России XIX век / Под ред. А.Н. Боханова. М.: Русское слово, 2005 г.

 

8.            Дидактическая цель  урока: сформировать у учащихся представление о понятии восстание, династический кризис, присяга, манифест , междуцарствие

    Предметные умения  применять понятийный аппарат историчес­кого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности,  изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Способы деятельности описывать причины восстания декабристов, выделять общее и различное в программных документах декабристов, анализировать итоги восстания и его значение в российской истории

9.       Задачи:

    Образовательная с  изучить  цели и результат деятельности декабристов, оценить историческое значение восстания декабристов

        Развивающая  развивать навыки работы с документами учить выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.

               Воспитательная развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости, воспитание чувства патриотизма

10.    Тип урока: открытие новых знаний

11.    Формы работы учащихся индивидуально- коллективная, групповая

12.    Необходимое техническое оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук

13.    Структура и ход  урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

1.Мотивация

Организационный момент.

Проверяют готовность своего рабочего места

личностные

1

2. Актуализация

И фиксирование индивидуальных действий

Ребята, вспомните, пожалуйста,  о каких событиях мы говорили на прошлых уроках , какое значение имели эти события для истории России

 

 

 

 

 

После окончаний войны 1812 года Россия становиться одним из главных наблюдателей в Европе, не желая допустить прихода к власти нового Наполеона Россия предлагает решительно не допускать восстаний в Европе, всячески бороться с ними, отстаивая сложившееся в Европе статус- кво. Каково же было удивление европейцев когда они узнали что 14 декабря 1825 года в самом центре Петербурга на площадь вышли солдаты , герой войны 1812 года, цвет нации, дворянство. Эпиграфом к нашему уроку я взял  слова А.С.Пушкина “Отчизне посвятим души прекрасные порывы” и А.И.Герцена ““Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”.

 Прошу обратить внимание на экран , Тема нашего урока Восстание декабристов

 

Отвечают: мы говорили о Отечественной войне 1812 года, Российская империя стала сильнейшей в Европе, без её мнения не решались важные  вопросы, война показала что не смотря на крепостное право в годы опасности весь народ в единстве готов защищать страну

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят на экран картина выступление на сенатской площади., записывают тему урока

 

 

Личностные, метапредметные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Построение проекта и выхода из затруднений

Как вы думаете, какие цели мы можем поставить для себя на данном уроке, какую проблему мы можем поставить

Отвечают: Понять причины восстания декабристов , цели с которыми они вышли на Сенатскую площадь., выявить состав восставших их лидеров, выявить итоги восстания

 

регулятивные

3

3.Реализация проекта

В дальнейшем вышедших на площадь людей назовут декабристами, первыми борцами за свободу, в 1825 году их назовут сумашедшими и будут осуждать

Сегодня я предлагаю построить урок в виде пресс конференции и  побывать на месте главных героев событий 1825 года. Мы делимся на 4 группы Северное общество, Южное общество, императорская канцелярия и  императорская семья У вас в папках задания для каждой группы, прошу их разобрать , выбрать командира который будет затем выступать от лица одного из героев и  поручит вам выполнить задания и заполнить рабочий лист.

 

Рассаживаються по группам

 

 

 

Выбирают командира распределяют задания приступают к заполнению рабочего листа

Познавательные

Коммуникативны, метапредметные

13

4. Динамическая пауза

Я вижу что все закончили работать теперь мы немного отдохнем. Попрошу вас встать. Мы говорим о XIX веке главными героями которого были дворяне. Дворяне были людьми  романтичными  и часто дари дамам своего сердца букеты подбрасывая их на балкон.

 

Дамы кокетливая улыбаясь посылали юношам воздушные поцелуи

 

Особым умением среди дам ценилось умение стрелять глазами, один томный взгляд мог свести кавалера с ума

 

Ну и при прощании кавалер всегда отвешивал небольшой поклон а девушки выполняли книксен

 

 

 

 

 Выполняют упражнений вытягивая руки вверх как бы бросая цветы на болкон

 

Вытягивают руки вперет посылают воздушний поцелуи

 

Выполняют упражнение для глаз поочередно зажмуривая и хлопая ресницами

 Мальчики делают легкие наклоны девочки слегка приседают

личностные

2

5.Первичное закрепление

Я прошу занять места в импровезированном пресс центре представителей сторон  это от Северного общества Никита Муравьев, от Южного общества Павел Пестель, от царской концелярии граф Уваров министр просвещений и, император Николай 1

Прошу по очереди высказать свою позицию о событиях 14 декабря 1812 годв

 

 

 

 

 

Рассаживаються по местам

 

Никита Муравьев

Воспользовавшись тем что после смерти Александра 1 возник вопрос с приемником так  как сыновей у него не было мы вышли на Сенатскую площадь Петербурга желая  установле­ние в России конституционной монархии, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, собраний и вероисповедания.. Крепостное право предполагаем от­менить, но землевладения помещиков оставить в неприкосновенности. Крестьянам при освобожде­нии  отвести по 2 десятины на двор. Для избирателей в за­конодательное собрание ввести высокий имущест­венный ценз

Мы были арестованы часть из нас казнены

Павел Пестель

Мы находились в Чернигове когда узнали что наши соратники выступили на Сенатской площади. Мы сразу же подняли восстание. Наши требования

Установление  республики,  кре­постное право должно быть безусловно и сразу же от­менено, признать равенство всех перед законом, а гражданскими правами следует наде­лить каждого человека при достижении им совер­шеннолетия. Высшим органом страны сделать однопалатное Народное вече, исполнительной властью наделить Державную ду­му, а контрольной — Верховный собор.

Граф Уваров

Меня возмутили события 14 декабря, восставшие являются глупцами начитавшимися иностранной литературщины глупой и бесполезно. Они не понимают что сила России в единоличном правлении императора отца нашего, днем и ночью старающегося  ради процветания державы российской. Пойдя против императора, они пошли против воли господа нашего простив духовности и против всех многовековый устоем в коих сила наша.

Николай 1

Мой брат не оставил наследников , брат же Констатнтин от престола отказался но об этом никто не знал. Когда я был готов к венчанию на престол оказалось что на улицы вышли три полка солдат требующих конституцию и установление республики.  Я приказал подавить восстание огнем и арестовать бунтовщиков, я лично допрашивал их интересное записывал в дневник, найдя много интересного в требованиях восставших я не мог согласиться с их методом бунта, пятерых я казнил часть отправил в ссылку в Сибирь остальных сослал на кавказ рядовыми бороться с горцами

личностные

 

12

6.Рефлексия

Уважаемые учащиеся вы выслушали наших главных героев, прошу задавать  вопросы возникшие в ходе выступления. Выступления

Какую программу из предложенных, вы считаете более реальной и почему

 

Какое мнение о восставших сложилось у вас ?

 

 

Оценим наших выступавших

Задают вопросы

 

 

Никиты муравьева она менее радикальна и могла быть частично введена в те времена, программа Пестеля никогд не была бы принята верхами.

Отрицательное они пошли против власти и традиций , Положительное так как они выступали за свободу отмену крепостоно права

 

Личностные,

познавательные, метапредметные.

4

7.Домашнее задание

1.  § 11-12 «организация декабристов»  «Восстание на Сенатской площади» с. 130;

2.  мини сочинение Восстание добро или зло? отправить на электронный адресс
ivan-govorukha@rambler.ru
;

3.  Провести  опрос среди школьников знают ли они о декабристах,  о том что они жили в Ялуторовске и как сложилась их судьба

4. подготовить сообщение о декабристах проживавших в Ялеторовске ( И. Пущин,  М. Муравьев- Апостол, И. Якушкин

 

 

2

 

Приложение 1

1 группа

Во время войн с Наполеоном многим русским офице­рам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью евро­пейцев. И невольно сравнивали с тем, что видели у себя на Родине. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные зако­ном общественные порядки, отсутствие крепостного права.

       Прибыв на родину они не стали строить дороги и больницы в  своем имении, освобождать крестьян или заниматься благоустройством, из заботила проблема в глобальном масштабе.  Они начали обьединяться в общества.

      В 1821 году в Петербурге возникло Северное обще­ство, основателями которого стали Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин и С. П. Трубецкой. Важнейшим документом Северного обще­ства являлась «Конституция», разработанная Н. М. Муравьевым. Она предусматривала установле­ние в России конституционной монархии, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, собраний и вероисповедания. Для избирателей в за­конодательное собрание вводился высокий имущест­венный ценз. Крепостное право предполагалось от­менить, но землевладения помещиков оставить в неприкосновенности. Крестьянам при освобожде­нии решено было отвести по 2 десятины на двор.

     «Конституция» Муравьева не была принята в ка­честве программного документа Северного общест­ва, но ее с интересом обсуждали в кругу заговорщи­ков. Узнав о смерти императора Александра 1, который  не оставил наследника,  14 ноября 1825 года они вышли на сенатскую площадь  Петербурга с требованием ввести конституцию. Диктатором восстания был назначен граф Трубецкой однако он опоздал и увидив что восставшие окружены на площадь не пришел.  Восставшие были блокированы,  им предложено сдаться, однако Петр Каховский выхватив пистолет смертельно ранил губернатора Милорадовича героя войны 1812 года В ответ на это был открыт огонь восстание рассеяно, многие схвачены. 13 июля 1826 года Павел Пестель, Сергей Муравьев- Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Кондратий Рылеев и Петр Каховский казнены, 124 человека отправлены в Сибирь, около 4000 разжалованы в рядовые и отправлены на кавказ воевать с горцами.   

 

 Вопросы к выступлению.

1.      Какие события заставили вас выйти на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года

2.      Какие требования вы выдвигали

3.      Какова ваша судьба

 

 

Приложение 2

2 группа

        Во время войн с Наполеоном многим русским офице­рам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью евро­пейцев. И невольно сравнивали с тем, что видели у себя на Родине. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные зако­ном общественные порядки, отсутствие крепостного права.

       Прибыв на родину они не стали строить дороги и больницы в  своем имении, освобождать крестьян или заниматься благоустройством, из заботила проблема в глобальном масштабе.  Они начали обьединяться в общества.

    1821 году возникла еще одна влиятельная орга­низация заговорщиков Южное общество. Ее центр находился в городе Тульчине, где размещался штаб русской армии на Украине. Члены общества делились на три группы, различавшиеся по степени осведомленности о целях и задачах общества. Во главе Южного общества стояла управа, главными деятелями которой были П. И. Пестель и С. И. Му­равьев-Апостол .

      Пестель разработал конституционный проект, по­лучивший название «Русская правда» и ставший программным документом Южного общества. «Рус­ская правда» предназначалась в качестве наказа бу­дущему Временному революционному правительст­ву, которое возьмет власть после свержения царя.

       Пестель выступал за республику, считал, что кре­постное право должно быть безусловно и сразу же от­менено, признавал равенство всех перед законом и считал, что гражданскими правами следует наде­лить каждого человека при достижении им совер­шеннолетия. Высшим органом страны Пестель пред­лагал сделать однопалатное Народное вече, исполнительной властью наделить Державную ду­му, а контрольной — Верховный собор.

        После известия о восстании в Петербурге командующий полком распорядился арестовать подполковника С. И. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками. 29 декабря офицеры полка  освободили Муравьёва-Апостола в селе Трилесы, при этом совершив нападение на полковника Густава Гебеля и попытавшись убить своего полкового командира  31 декабря декабристы заняли Мотовиловку,  где перед строем был оглашён «Православный катехизис» — прокламация восставших, составленная Муравьёвым-Апостолом и М. П. Бестужевым-Рюминым. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Усиливается пьянство рядового состава. Вечером 1 января восставшие роты выступают из Мотовиловки. Из Василькова повстанцы двинулись на Житомир, стремясь соединиться с частями, где служили члены Общества соединённых славян, но, избегая столкновения с превосходящими силами правительственных войск, повернули на Белую Церковь. Усиливается дезертирство рядовых. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки, которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен.

        13 июля 1826 года Павел Пестель, Сергей Муравьев- Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Кондратий Рылеев и Петр Каховский казнены, 124 человека отправлены в Сибирь, около 4000 разжалованы в рядовые и отправлены на кавказ воевать с горцами.   

 

 Вопросы к выступлению.

1.      Какие события заставили вас пойти на восстание

2.      Какие требования вы выдвигали

3.      Какова ваша судьба

 

Приложение 3

Группа 3

Во время войн с Наполеоном многим русским офице­рам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью евро­пейцев. И невольно сравнивали с тем, что видели у себя на Родине. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные зако­ном общественные порядки, отсутствие крепостного права.

       Прибыв на родину они не стали строить дороги и больницы в  своем имении, освобождать крестьян или заниматься благоустройством, из заботила проблема в глобальном масштабе.  Они начали обьединяться в общества.

     14 ноября 1825 года они вышли на сенатскую площадь  Петербурга с требованием ввести конституцию.  Восставшие были блокированы,  им предложено сдаться, однако Петр Каховский выхватив пистолет смертельно ранил губернатора Милорадовича героя войны 1812 года В ответ на это был открыт огонь восстание рассеяно, многие схвачены. 13 июля 1826 года Павел Пестель, Сергей Муравьев- Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Кондратий Рылеев и Петр Каховский казнены, 124 человека отправлены в Сибирь, около 4000 разжалованы в рядовые и отправлены на кавказ воевать с горцами.       

     Восстание возмутило консервативное крыло российского дворянство, восставших называли глупцами начитавшимися иностранной литературщины. Представители дворянства считали что сила Российской империи в единоличном правлении богом поставленного императора, который днем и ночью старается ради процветания государства. Пойдя против императора Николая восставшие пошли против воли Бога , против народа России, против всей её вековой истории и традиций.

       Восставшие не вызывали жалости, как например генерал Милорадович, они осуждались, их бранили, над ними смеялись. Приговор воспринимался как слишком мягкий. Дворянство предлагало сурово наказывать тех кто выступал против вековых традиций , чтоб в дальнейшем не было и мысли о восстании.

 

Вопросы к выступлению.

 

1.      Как вы отнеслись  к событиям 14 декабря 1825 года

2.      Какого мнения о восставших вы придерживаетесь .

3.      Какой по вашему мнению должна быть Россия

4 группа

        Во время войн с Наполеоном многим русским офице­рам пришлось подолгу находиться в Европе, где они не только воевали, но и знакомились с жизнью евро­пейцев. И невольно сравнивали с тем, что видели у себя на Родине. Их впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные зако­ном общественные порядки, отсутствие крепостного права.

       Прибыв на родину они не стали строить дороги и больницы в  своем имении, освобождать крестьян или заниматься благоустройством, из заботила проблема в глобальном масштабе.  Они начали обьединяться в общества.

       19 ноября 1825 года скончался Александр 1 не оставив после себя наследника, по указу о престолонаследии следующим императором  должен был стать его брат Константин, но Константин  женился на полячке и добровольно отказался от престола, но об этом не знало даже ближайшее окружение императора.  Таким образом, трон переходил в руки младшего брата Николая.

        Воспользовавшись междуцарствием 14 декабря 1825 года,  восстало Северное общество, три полка вышли на Сенатскую площадь с требованием конституции. В этот же день рано утром состоялось и венчание на царство Николая 1. Узнав о восстании, Николай приказал открыть огонь и навести порядок.

      После восстания Николай сам допрашивал многих декабристов, подолгу беседовал с ними замечая много полезного в речах восставших для себя как императора, но простить военного бунта у себя в стране он не мог.

        13 июля 1826 года Павел Пестель, Сергей Муравьев- Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Кондратий Рылеев и Петр Каховский  были казнены, 124 человека отправлены в Сибирь, около 4000 разжалованы в рядовые и отправлены на кавказ воевать с горцами.   

 

 Вопросы к выступлению.

1.      В каких условиях вы стали императором России

2.      Как вы отнеслись к восстанию на Сенатской площади 1825 года

3.      Каково ваше решение относительно судьбы воставших

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме декабрьское восстание"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тематический план урока по теме восстание декабристов с использованием метода пресс конференции и работа с текстом.

1.        

Тема и номер урока в теме: Восстание декабристов, № 6.

 

2.        

Базовый учебник: История России XIX век / Под ред. А.Н. Боханова. М.: Русское слово, 2005 г.

 

3.            Дидактическая цель  урока: сформировать у учащихся представление о понятии восстание, династический кризис, присяга, манифест , междуцарствие

    Предметные умения  применять понятийный аппарат историчес­кого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности,  изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Способы деятельности описывать причины восстания декабристов, выделять общее и различное в программных документах декабристов, анализировать итоги восстания и его значение в российской истории

4.       Задачи:

    Образовательная с  изучить  цели и результат деятельности декабристов, оценить историческое значение восстания декабристов

        Развивающая  развивать навыки работы с документами учить выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.

               Воспитательная развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости, воспитание чувства патриотизма

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 580
    • DOCX 94 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Говоруха Иван Вячеславович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Говоруха Иван Вячеславович
    Говоруха Иван Вячеславович
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 25046
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 289 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 25 регионов

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе