Итоговый урок по теме «Решение уравнений»
Комбинированный урок
Цели:
образовательные:
· Повторить решение уравнений,
решение задач, свойства сложения и вычитания;
·
развивающие:
·
Развивать интерес к
математике, логическое мышление и математическую грамотность речи, уметь
объективно оценивать свои достижения.
воспитательные:
·
воспитывать познавательную
активность, чувство ответственности, культуру общения и диалога.
Оснащённость
урока: мультимедиапроектор,
компьютер, , презентация к уроку, карточки.
Учитель: -
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Уравнения».
На этом
уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения уравнений и задач с помощью
уравнений.
Но урок у нас сегодня
необычный. Мы с вами сегодня попадем в сказку.
Учитель: -
«В некотором
царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Полюбил он Василису
Прекрасную и хотел на ней жениться, но Кощей Бессмертный похитил Василису.
Отправился Иван-царевич выручать её из Кощеева плена, а с собой взял дружину
верную».
-
Сегодня, ребята,
мы станем дружиной Ивана-царевича, потому что попали мы в необычное царство –
Кощей очень хорошо знал математику и решил с её помощью победить Ивана! Но
мы-то на что? Мы поможем Ивану-царевичу и выручим Василису прекрасную из плена.
Итак,
отправляемся в путь. Перед дальней дорогой надо размяться и проверить, хорошо
ли мы подготовились к битве со всезнающим Кощеем.
Устный
Счет Считаем самостоятельно. Решаем по рядам
1.
72
:8 б)56 : 7 в)63:9
+51
х5 +33 +
:15
-13 :8
х9
:9 х13
+14
+17 -25 -
50 20
40
Учитель:
Продолжаем
разминаться А сейчас ответим на вопросы.
У вас на столе
лежат вопросы и ответы, вы должны составить соответствие между вопросами и
ответами.
2.Составь соответствие между вопросами и ответами
|
|
1Какое равенство
называется уравнением?
|
1. Уменьшаемое,
вычитаемое, разность.
|
2. Что называется
корнем уравнением?
|
2. Из уменьшаемого
вычесть разность.
|
3. Что, значит, решить
уравнение?
|
3. Значение буквы, при
которой уравнение обращается в верное числовое равенство..
|
4. Как называются
компоненты уравнения при сложении?
|
4.Уравнением называют
равенство, содержащее букву, значение которой надо найти с буквой. дописать
|
5. Как найти
неизвестное слагаемое?
|
5. К разности
прибавить вычитаемое.
|
6. Как называют
компоненты уравнения при вычитании?
|
6. Первое слагаемое,
второе слагаемое, сумма.
|
7. Как найти
неизвестное уменьшаемое?
|
7. Из суммы вычесть
известное слагаемое.
|
8. Как найти
неизвестное вычитаемое?
|
8. Значит, найти все
его корни, или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.
|
Проверь себя
ВОПРОСЫ
|
ОТВЕТЫ
|
1.Какое равенство называется уравнением?
|
4.Уравнением называют равенство, содержащее
букву, значение которой надо найти.
|
2. Что называется корнем уравнением?
|
3. Значение буквы, при которой уравнение
обращается в верное числовое равенство
|
3. Что, значит, решить уравнение?
|
8. Значит, найти все его корни, или убедиться,
что их нет
|
4. Как называются компоненты уравнения при
сложении?
|
6. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
|
5. Как найти неизвестное слагаемое?
|
7. Из суммы вычесть известное слагаемое.
|
6. Как называют компоненты уравнения при
вычитании?
|
1. Уменьшаемое, вычитаемое, разность
|
7. Как найти неизвестное уменьшаемое?
|
5. К разности прибавить вычитаемое
|
8. Как найти неизвестное вычитаемое?
|
2. Из уменьшаемого вычесть разность
|
Учитель:
Размялись перед
дальней дорогой, и вместе с Иваном царевичем отправляемся в путь
Вышли мы к
реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написано
уравнения написаны на доске
«Реши! Камень сдвинется!»
а) х + 32 = 171 (139)
б) 463 – у = 219 (319) (244)
в) d – 543 =432
Открываем тетради и записываем число, классная работа.
Кто хочет помочь Ивану царевичу освободить Василису Прекрасную
Учитель.
Пока мы сдвигали камень, наслал на нас Кощей бессмертный сильный
ветер, надо его прогнать.
Учитель:
(включаем фонограмму
с ветром)
Физкультминутка.
Ветер дует нам
в лицо.
Закачалось
деревцо.
Ветер тише,
тише, тише…
Деревцо все
выше, выше..
Учитель
Все нам под силу.
Когда мы все вместе возьмемся за работу. Вот и ветер мы прогнали .
Перешли
мы через речку. Дальше дорога пошла через лес ( Ветер. Свист или страшная
музыка). Долго ли, коротко ли, пришли к избушке Бабы-Яги. Баба-Яга давно
враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу. Однако захотела
проверить, насколько сильна его дружина в математике. Выдала она нам мешок с
уравнениями.
На доске на магнитах перемешанное решение уравнений, надо найти и
составить правильное решение.
Задание, которое выдаётся в
конверте (предварительно разрезать по линиям): (318 – (х – 8) = 27
(246 + а) – 42 = 643
Проверь
себя
|
(а
+ 246) – 42 = 643
|
318
– (х – 8) = 27
|
(246 – 42) +a =643
|
х
– 8 =318 -27
|
204 + a = 643
|
х
– 8 =291
|
a = 643 -
204
|
х
=291 +8
|
а=439
|
х
=299
|
Учитель:
Кто нам объяснит , какое уравнение мы решали используя
правила сложения , а какое решали в обычной форме.
Учитель:
- Баба-Яга хочет ещё проверить ваши
знания. Хочет она, чтобы каждый из вас показал свои знания - чтобы вы самостоятельно
составили равенство.
У Даши на 8 яблок больше, чем у Иры,
а у Сережи – на 3 яблока меньше, чем у Иры. Вместе у них 41 яблоко.
Прочитали задачу , сделали краткую запись
задачи в виде таблице . Составьте равенство.
Кто составил равенство? Давайте все
вместе проверим решение.
О ком говорится в задачи.( Даша,
Сережа и Ира) Еще о чем . О яблоках. Какую величину вы обозначили через х. А
кто мне скажет. Как называется это равенство. (
Уравнение)
Учитель:
Порадовалась за
нас Баба Яга и указала дорогу к дубу. На том дубе
сундук висит, а в сундуке смерть Кощеева. Сказала Баба-Яга: «Дойдёте до дуба, а
там сами увидите, что делать». Вот пришли мы с Иваном с дубу. А Кощей-то
думал, что только он математику хорошо знает, вот какую защиту для сундука
придумал. Если найдётся молодéц, который задачку решит, то сундук с дуба
упадёт.
На спасение
Василисы Прекрасной вышла дружина из 126 человек Несколько человек ушли искать
дорогу к дубу. На привале осталось 109 человек. Сколько человек ушло? Составьте
уравнение и решите его
(Ушло 17
человек)
Решаем задачу
с помощью уравнения на доске.
Учитель:
-
Не падает сундук, опять какой-
фокус придумал Кощей Бессмертный
Фокус.
Задумайте
число.
Прибавьте к
нему 12,
Затем вычтите
7.
К результату
прибавьте 8.
Скажите,
сколько получилось.
Какое число
было задумано, если в ответе получилось:
а) 16;
б) 27;
в) 13?
Учитель
Вот упал сундук с
Кощеевой смертью и разбился, тут Кощей и умер. Иван-царевич с Василисой
вернулся домой».
А вы молодцы!
Помогли Ивану-царевичу спасти Василису Прекрасную.
Учитель
Подводятся
итоги урока.
Выставляются
оценки.
Задаётся
домашнее задание.
(
если остается время, можно дать тест)
Тест
1.Решите уравнение: 18 + у = 41.
1)
y
=18, 2)y = 50, 3)y
= 23, 4)y = 60
2. Решите уравнение: х – 23 = 41.
1)
х =18, 2) х =64, 3) х -28, 4)х = 65.
3. Решите уравнение: 73 - х = 68
1)
х =15, 2)х = 4, 3) х = 5, 4) х =141.
4. Составьте уравнение для решения задач.
У
мамы 500рублей.После того как она сделала покупки,
у
нее осталось 112 рублей.
Сколько
денег потратила мама?
1)
500 – х = 112 2) 112 + х = 500
3)112
– х = 500
5. Угадайте корень уравнения
Х
– х =0
а)
х =6, б) х= 10 в)
корень уравнения –любое число
Использованные
материалы:
·
В.Г.Коваленко «Дидактические игры на уроках
математики»,
Москва
«Просвещение» 1990
·
Использованы фотографии со следующих сайтов:
http://www.constella.ru/tvs/multyart.html
http://www.dom.by/zhurnal/landshaft/2315.html
http://bumsoft.ru/gdefon/download/34818
http://www.ballion.ru/news/page/114/
http://www.dezinfo.net/foto/30034-sozdavaj-prazdnik-kazhdyj-den-iz-podborki-kartinok-za-5.html
http://www.grit.com/multimedia/image-gallery.aspx?id=7810HYPERLINK "http://www.grit.com/multimedia/image-gallery.aspx?id=7810&seq=0"&HYPERLINK "http://www.grit.com/multimedia/image-gallery.aspx?id=7810&seq=0"seq=0
http://www.golden.by/mebel-i-interer/predmeti-interera/sunduki--korzini--futlyari/1881149155.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.