ОБОБЩАЮЩИЙ
УРОК по ТЕМЕ: «ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
РАСТЕНИЯ» 6 класс
Цели:
1.
Образовательные: обобщение знаний по теме
«Цветковые растения».
2.
Развивающие: продолжить формирование у учащихся
умение выделить признаки классов, отделов, семейств растений.
3.
Воспитательные: привлечь учащихся к охране
цветковых растений, учить видеть красоту и гармонию в природе.
Оборудование:
- Модель цветков.
- Муляжи плодов.
- Черный ящик (с огурцом, яблоком).
- Комнатное растение – кактус.
- Схемы опыления.
- Тесты для учащихся.
- Таблички с названиями страниц устного
журнала.
Ход урока
Организационный
момент.
Учитель.
Мы с вами изучили
большую группу растений, которые называются цветковыми или покрытосеменными.
Что это означает? Назовите известные вам цветковые растения. Какие признаки
характерны для них?
Задание. Из
признаков выпишите те, которые характерны для покрытосеменных.
- Цветков не образуют.
- Развивают плоды.
- Опыление производится только ветром.
- Пыльца попадает на рыльце пестика.
- Семена лежат открыто (голо).
- Двойное оплодотворение.
- Развивают цветок.
- Имеются только древесные формы.
- семязачатки находятся в завязи пестика.
- Плодов не образуют.
- Это высшие растения.
- Это семенные растения.
- Это споровые растения.
(Проверка).
Сегодня мы
должны вспомнить все о цветковых растениях: строение цветка, плода, о
приспособлениях цветковых растений к среде обитания, о их многообразии и
проведем урок в виде устного журнала, страницы которого я назвала… (на доске
названия страниц)
Страница
«Цветок»
Цветы, как люди, на
добро щедры,
И, щедро нежность людям
отдавая,
Они цветут, сердца
отогревая,
Как маленькие,
теплые костры.
Нет на земле ничего
прекраснее и нежнее, чем цветы. Это – хрупкие, драгоценные дары природы.
Задание.
- Рассказать по модели о строении цветка
пасленовых и крестоцветных. (2 ученика).
- Записать формулы их цветков. (2 ученика).
С классом: О каких цветах идет речь?
1. На поляне, у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные ромашки.
2. Ветка в гроздья разодета.
Фиолетового цвета
В это жаркий летний день
Расцвела в саду сирень.
3. Он стоит на ножке длинной
Точно в пачке балерина
Как букет, цветок один –
Темно-красный георгин.
4. Вот шершавый стебелёк,
В середине уголёк.
Лепестки блестят, как лак,
Распустился красный мак.
5. Какие растения спрятались в названиях городов: Запорожье, Астрахань,
Петрозаводск, Дубна, Иваново, Гороховец, Хмельницкий.
Если б в поле расцвели только белые цветы.
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только желтые цветы.
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной
Разноцветный шар земной.
Вопросы:
- Какое значение имеет яркая окраска цветков?
- Люди любят дикорастущие растения за их
красоту, за их нежный аромат. Летом можно видеть, как собирают букеты
цветов. Почему вреден массовый сбор цветов?
- Какое значение имеет цветок для растения?
(образование плодов)
- Что необходимо, чтобы образовались плоды?
(опыление или оплодотворение)
- Что такое опыление и оплодотворение?
Ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если мы сорвём цветы
То окажутся пусты
И деревья и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты.
6. Что образуется на месте цветка после опыления и
оплодотворения? (плоды)
Страница «Плоды».
Задания:
1. У доски: заполнить таблицу
Название растений
|
Название плода
|
Фасоль
Вишня
Подсолнечник
Пшеница
Дуб
Томат
|
|
2. Осенью во время уборки картофеля учитель попросила учеников принести
плоды картофеля. На следующий день один ученик принес пакет с клубнями
картофеля. Правильно ли выполнил ученик задание? Поясните.
3. Игра для всех. (черный ящик).
А) Вкусные, сочные душистые. Кто не любит эти растения, их
ягоды, только что снятые с грядки! Салаты, окрошка, мясные и рыбные блюда –
любому кушанью они придают аппетитный вид. Хороши они и консервированные и
малосоленые. Какая это ягода? (огурец)
Б) В ящике плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом
видах. Это плод растения класса двудольных, семейства розоцветных. Растение
опыляется насекомыми, его плоды богаты железом. (яблоко).
4. На блюде – плоды различных растений. Назвать растения, дать
характеристику их плодам.
Страница «Приспособленность цветковых
растений»
Вопросы.
- Где могут произрастать цветковые растения?
- Какие приспособления выработались у
цветковых растений к среде обитания, способу питания (на примере кактуса,
алое, лотоса, росянки).
Страница «Классификация цветковых
растений».
Вопросы:
- Записать признаки однодольных и двудольных растений.
- Назовите семейства цветковых растений.
- Чем отличаются растения 1 –ого семейства от
другого?
Всем: Отгадать загадки, указать семейство.
- Стоит Егорка, в красной ермолке, кто не
пройдет, всяк поклон отдает.
Земляника
(розоцветные).
- Сто одежек и все без застёжек.
Капуста
(крестоцветные).
- Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна,
нежна. Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна.
Роза
(розоцветные).
- Белые горошки – на зелёной ножке.
(ландыш
– лилейные)
5. Вот соль тебе,
вот ложка, сварилась к ужину… картошка (пасленовые)
- Первая – нота, вторая тоже
А в целом я
на горох похожа. (фасоль)
Тестирование
«Семейства цветковых растений».
Вывод по уроку.
Покрытосеменные растения в процессе эволюции заняли господствующее положение.
Подведение итогов,
выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.