План – конспект открытого урока по истории России в 7 классе.
Тема урока: «Начало правления
Петра I»
Подготовила: учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №3»
Виноградова
Л.Н.
Цели деятельности педагога:
1. Обеспечить условия для изучения событий,
связанных с приходом Петра I к власти, выявления обстоятельств, оказавших
влияние на формирование личности Петра, выявления основных задач, стоявших
перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных
мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления; познакомить с историческими
личностями, оказавшими влияние на развитие нашего государства.
2. Способствовать развитию навыков работы с
историческим источником и текстом учебника, картой, основными понятиями.
3. Способствовать развитию исторического
мышления, умений обобщать и делать выводы.
4. Способствовать воспитанию чувства любви к
Родине, историческому прошлому нашего народа.
Планируемые результаты.
Личностные:
осмысление
социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные:
- способность
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной и
внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и
обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной
работе
Предметные:
- умение
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их
участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих
явлений.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические, беседа,
самостоятельная работа, проблемно – поисковый, использование презентации,
работа с историческими источниками, исторической картой.
Образовательные ресурсы:
- карты «Россия в XYIII в.»,
-мультимедийный проектор и экран,
-карточки с историческими источниками,
- карточки с заданиями:
I ) Письмо.
Задание:
- Кто автора
письма;
- Кому
адресовано письмо;
- О
какой «третьей особе» говорится в письме.
…Известно тебе, государь, чиню купно же и
соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам
скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о
третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…
Срамно, государь, при нашем совершенном
возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же,
государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим
позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не
обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а
неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я
тебя государя братца, яко отца почитать готов…
Карточка№1
Азовские походы.
1.Какова цель этих походов?
2.Назовите даты Азовских походов?
3.С кем воевала Россия?
4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?
5.Почему второй Азовский поход увенчался успехом?
План урока:
1.Организационный момент (1 минута).
2. Актуализация знаний (4 минуты).
3.Изучение нового материала (28 минут).
4.Закрепление изученного материала
(7 минут).
5. Подведение итогов
(3 минуты).
6. Задание на дом.
(2 минуты).
|
Карточка № 2
«Великое посольство».
1.Когда состоялось «Великое посольство»?
2.Цели «Великого посольства».
3.Состав «Великого посольства».
4.Объясните понятие «волонтёр».
5.Маршрут «Великого посольства».
6.Итоги «Великого посольства».
|
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Очень рада вас видеть. Садитесь. Погода сегодня
весенняя, настроение отличное и мы должны хорошо поработать на уроке.
^ II. Актуализация знаний.
-Тема нашего урока: «Начало правления Петра Первого» (ребята записывают
в тетрадь). Петр Первый- величайший государственные деятель, первый российский
император, человек, который любил Россию и много сделал для величия и
процветания нашей Родины. Слайд 2 Французский архитектор Этьен Фальконе 1768-1770гг.,
Сенатская площадь ,по заказу Екатерины Великой установлен памятник Петру
Первому.
-Задачи, которые предстоит решить на уроке : (Слайд 2)
изучить события, связанные с приходом Петра I к
власти,
выявить обстоятельства, оказавшие влияние на
формирование личности Петра,
выяснить основные задачи, стоявшие перед Россией
в конце XYII - начале XYIII веков,
рассмотреть основные мероприятия, осуществленные
Петром I в начале правления.
^
-Я сейчас прочитаю отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», а вы предположите
о ком пишет поэт и какие задачи, стоящие перед Россией поднимает в этом
произведении величайший русский классик.(Слайд 3).
-На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Х.
Пушкин А.С. в поэме рассказывает о Петре Великом и о его великих делах
(строительстве С-П, Балтийского флота, выходе к Балтийскому морю, что
обеспечило России экономическое, политическое и культурное развитие). .
-Давайте обратимся к карте ( Россия в к 16- н. 17 века). Попробуем сформулировать те задачи, которые стояли
перед ^ Петром I вначале правления. Чтобы стать
экономически развитой страной, надо развивать торговлю не только внутреннюю, но
и внешнюю. Имела ли Россия выход к морям и через какие порты проходила
торговля с др. странами? Покажите на карте.
Х. Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
- Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
Почему?
Х. Они были не слишком удобны для торговли с
иностранными державами, Белое море замерзает, а через Каспийское можно
торговать лишь с Персией.
-По каким морям удобнее торговать с Западом? Покажите на карте.
Х. По Балтийскому и Черному морям.
-С какими государствами придется с толкнуться за выход к этим
морям?
Х. За Черное- с Турцией и Крымским ханством, за Балтийское - со
Швецией.
- Что нужно для осуществления завоеваний?
Х. Для этого необходимо иметь сильную армию и
флот. С этим в России были проблемы. Стрельцы бунтовали, полки «нового строя»
были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было.
Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
-Давайте эти задачи сформулируем и запишем в
тетрадь.(Слайд 3).
Х.*Выход к Черному или Балтийскому морям.
* Создание армии и флота.
.
^ III. Изучение нового материала. (Слайд 4)
-У царя Алексея Михайловича было две жены. От первой жены - Марии Милославской
у царя были сыновья Федор, Иван и дочь Софья .От второго брака с Натальей
Нарышкиной 30 мая 1672г. родился сын Петр Первый. Первые три с половиной года
был он буквально баловнем царской четы. После смерти Алексея Михайловича царем
стал его старший сын Федор Алексеевич. Он правил с 1676-1682г. После смерти
бездетного царя Федора встал вопрос: «Кому быть царем?» Иван был старше, но
имел слабое здоровье. Петр был мал, но здоров и умен. Патриарх Иоаким, бояре,
москвичи выбрали новым царем Петра. Это испугало бояр Милославских. Как вы
думаете почему?
Х. Они решили, что бояре Нарышкины оттеснят их от власти.
-Милославские подкупили стрельцов. Стрельцы подняли восстание,
некоторые Нарышкины были убиты. Стрельцы настояли, чтобы царствовали оба брата,
а управляла, ввиду их молодости, царевна Софья. Начался период регенства
царевны Софьи. Итак, Петр Первый взошел на престол в 10-ти летнем возрасте. (Слайд
5) Даты правления Петра Первого 1682-1725г.(запись в тетрадь). По этому
случаю был сооружен двойной трон , для Петра и Ивана, а за ним окошко с ширмой,
где находилась их сестра.
-Работа с документом. (отрывок из сочинения Ключевского, читает
учитель, дети отвечают) .
-Какое впечатление произвел 11-ти летний Петр на иностранного
посла?
Х. Живым красивым мальчиком, смотрел живо, самоуверенно, ему не
сиделось на месте.
-Как историк характеризует Петра?
Х. Великан, силач.
(Слайд 6).
-Софья уже тогда видела в брате соперника и отправила Петра вместе
с матерью в село Преображенское. Прервалось и систематическое традиционное
русское воспитание и образование царя. Надо отметить, что первым учителем и
наставником Петра, еще в годы правления царя Федора(был крестным Петра), был
дьяк Никита Зотов. (Слайд 7). Он обучил грамоте, молитвам, началам
российской истории. Зато появилось другое учение: в свободное время он уезжал в
Немецкую слободу, где получал знания от иностранцев. (Слайд 8). Иностранцы
стали его настоящими друзьями и учителями. Здесь он впервые знакомился с
культурой и бытом европейцев. Голландец Тиммерлан учил царя математике и
фортификации (строительству крепостей), шотландец Гордон и швейцарец Лефорт
учили молодого царя военному делу. (Слайд9,10). Полученные навыки Петр
применял на практике. Из своих ровесников-крестьянских детей-он создает «
потешные полки»-Преображенский и Семеновский.(Слайд 11). С ними он
разыгрывал настоящие сражения, учился осаждать крепости. Бывали даже раненые и
убитые после таких игр.
Однажды он нашел старый отцовский ботик, его отремонтировали и на
Измайловском пруду голландец Брант учил ходить его под паруса. Это судно Петр
назвал «дедушкой русского флота».
-Как эти занятия повлияли на формирование личности Петра и на его
правление.
Х. Знакомство с бытом и культурой Европы отразилось на реформах в
области быта и культуры (европейская одежда, ассамблеи, светское образование);
увлечение военным делом – в строительство флота и регулярной армии. Он знал
токарное, корабельное, фортификационное дело, тем самым давал пример своим
подданным учиться этому. А главное Петр понял, что надо перенимать европейский
передовой опыт, чтобы превратить Россию из самобытной и патриархальной в
европейскую державу.
(Слайд 12)
-В 1689 г. Петр женился на боярыне Евдокии Лопухиной. По обычаям
того времени это означало, что царь стал совершеннолетним и мог править
самостоятельно.
-Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед
вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на имеющиеся вопросы, доказывая
свое мнение выдержками из текста. Письмо. Определите:
Слайды 13,14)
1.Автора письма;
2.Кому адресовано письмо;
3.О какой «третьей особе» говорится в письме.
4.О чем говорится в письме.
…Известно тебе, государь, чиню купно же и
соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам
скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей
особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…
Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте
тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу,
объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие
ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить
по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство
успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…
Х. На мой взгляд, автором письма является Петр,
о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца
почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом
является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано,
что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.
-Какой вывод можно сделать, опираясь на данное
письмо?
Х. Петр возмущается сосредоточением власти в
руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению
сложившегося положения.
- Регенство Софьи кончилось, но она не хотела отдавать власть. В августе 1689
года Петр получил сведения о готовящемся в пользу Софьи перевороте, в ходе
которого стрельцы якобы хотели его убить. (Слайды 15,16). Он срочно
покинул село Преображенское и выехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру,
туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне,
патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий
монастырь.(Слайд 17). Кто же стоял за организацией стрелецкого бунта,
причастна ли к нему царевна Софья, история однозначного ответа не дает. Кто
столкнул брата и сестру?
Х. Недовольство Софьей росло, её внешней и
внутренней политикой (не удачные крымские походы). Кроме того, патриархальному
сознанию людей противоречил факт нахождения женщины во главе государства.
- Царь Иван, никогда не участвовавший в делах
государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в
1696 г. Несмотря на этот факт мы смело говорим, что началось вполне
самостоятельное правление Петра.
-У Репина есть картина «Царевна Софья», где она изображена после отстранения от
власти. Какой она предстает перед нами на этом полотне? (Слайд 17).
- Х. Здесь Софья изображена очень угрюмой, с
растрепанными волосами. Видно, что она недовольна своим новым положением.
-Как же шло осуществление этих задач? Петр
посчитал, что бороться следует с Крымским ханством и Турцией. Ответы на данный
вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником. (Слайд
19).
1группа учеников получает каточку №1. Азовские
походы.
1.Какова цель этих походов?
2.Назовите даты Азовских походов?
3.С кем воевала Россия?
4.Каковы результаты 1 и 2 Азовских походов?
5. Почему второй поход оказался удачнее первого?
2 группа учеников получает каточку №3. «Великое
посольство».
1. Когда состоялось «Великое посольство»?
2. Цели «Великого посольства».
3. Состав «Великого посольства».
4. Объясните понятие «волонтёр» .
5 .Каким был маршрут «Великого посольства».
6. Итоги «Великого посольства».
-На выполнение задания вам дается 5 минут, а
затем озвучите найденные ответы.
-Итак, ребята, начнем с рассмотрения вопроса «
Азовского походы».(Слайд 20, 21)
Х .1. Целью Азовских походов являлось завоевание
крепости Азов, запиравшей выход из. Дона
в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому
и Черному морям. Показываю по карте. (Слайд 22).
Х. 2 1695, 1696. Азовские походы.(запись в тетрадь)
Х. 3. Россия воевала с Турцией и Крымом.
Х. 4. Первый поход на Азов состоялся летом
1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ
в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два
русских штурма захлебнулись.
-Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На
этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие
корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан
первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.
Х.5. Во время второго похода Россия исправила ошибки первого похода.
Командующий армией был назначен Шеин, построили флот, который блокировал
крепость с моря, возвели земляной вал, облегчавший артиллеристам обстрел любой
точки крепости.
-Спасибо за ответ.
-Следующим важным шагом молодого царя стало
«Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.
(Слайд 23).
Х. 1. «Великое посольство»1696-1697 (запись
в тетрадь) - русская дипломатическая миссия в Западную Европу
2. С целью поиска союзников в борьбе с Турцией,
приглашение иностранных специалистов, знакомство с европейским бытом, изучение
военного, морского и корабельного дела. (запись в тетрадь). (Слайд 24).
3. Посольство было названо «великим» за свою численность.
В его состав входили дипломаты, переводчики, солдаты и офицеры охраны,
волонтёры.
4. Согласно словарю, волонтёр –
это доброволец. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу.
5.Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт,
Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем десятника Петра
Михайлова. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию,
Англию, Австрию, Речь Посполитую. (карта)(Слайд 25)
6. Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато
удалось найти союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой.
Все остальные цели посольства были достигнуты.(запись в тетрадь).(Слайд 26).
- Чем занимался Петр во время «Великого
посольства»?
- Давайте почитаем документ из записок
нидерландского суконщика К. Номена. Что он рассказывает о царе?
…Один правдивый амстердамский торговец
рассказывал мне, что какой-то купец в Амстердаме пожелал видеть великого князя
за работой… Его просьба была исполнена, но чтобы он наверное узнал великого
князя, мастер предупредил его, что тот, кому он скажет: «Питер, плотник
зандамский, сделай это или то», и есть великий князь. Любопытный купец посетил
верфь и видел, как несколько рабочих несли тяжелое бревно; вдруг мастер
крикнул: « Питер, плотник зандамский, что же ты не пособишь нести людям?» Он
сейчас же послушался, подбежал к ним подставил плечо под дерево и понес его
вместе с другими плотниками на назначенное место к великому удивлению зрителя…
… Его царское величество купил… в Зандаме разные
плотничьи инструменты, которые отправил в свою скромную царскую квартиру… Затем
он, сбросив верхнее платье, стал работать до пота. Он хотел изготовить себе
ванну и сделать разные другие вещи. Его свита говорила, что они, вероятно,
останутся здесь всю зиму до марта месяца, чтобы
усовершенствоваться в кораблестроении и других ремеслах.
Из записок нидерландского суконщика К. Номен.
Х. Работал на верфи, где учился кораблестроению,
старался овладеть различными ремеслами, закупал инструменты.(Слайд
27,28,29).
-Да, действительно, царь был великий труженик и
патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен в 1996г. памятник
Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в
руках. Архитектор Барнштам, это копия памятника Петру, установленного в
Голландии в н. 20 в.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин
- А почему Петр был вынужден прервать поездку?
Х. Он прервал поездку из-за восстания стрельцов.
Они двинулись на Москву, чтобы пограбить и побить ненавистных бояр, а также
поставить к власти «доброго царя», но были разбиты. Вернувшись, Петр устроил
расследование, и более тысячи стрельцов были казнены.
-Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро
стрелецкой казни». Что на ней изображено?(Слайд 30).
Х. Площадь перед собором Василия Блаженного, на
которой ожидают своей печальной участи стрельцы.
^ IY. Закрепление изученного материала.
-Продолжите фразу.(Слайд 31).
Что повлияло на личность Петра и его великие дела?
Посещение «Немецкой слободы»…….
Х. Знакомство Петра с иностранцами, с европейским бытом,
традициями; знаниями в военном, корабельном, фортификационном.
-Увлечение «потешными полками»……..
Х. Создание регулярной армии.
-Хождение под парусами на Измайловском пруде…….
Х. Строительство флота.
-Задачи, стоящие перед Петром в начале царствования…..
Х. Выход к незамерзающим морям, строительство армии и флота.
-Цели «Великого посольства»…..
Х. Найти союзников против Турции, знакомство с европейским бытом
и традициями, приглашение на службу специалистов, обучение корабельному и
военному делу.
-Итоги «Великого посольства»…..
Х. Нашли союзника в борьбе против Швеции в лице Речи Посполитой.
Соотнеси события и даты.(Слайд 32, 33).
1.Начало правления Петра Первого А.1697г
2. Взятие Азова Б.1695г.
3.Начало «Великого посольства» В.1696г.
4.Первый Азовский поход Г. 1682г.
Наведи порядок.(Слайд34,35,36).
Возьмите листочки с заданием. На листе таблица,
состоящая из 2-х колонок. Под ней ряд слов, где указаны даты, термины,
личности, географические понятия, вы должны определить к какой теме они относятся:
Азовские походы или «Великое посольство».
1)Волонтер2), Голландия,3)Петр Михайлов,4)
1697-1698, 5)1695, 6)Азов, 7)Крымское ханство, 8)А.С. Шеин, 9)Речь Посполитая.
Y. Подведение итогов.
-Итак, подведем итоги.
Выставление оценок учащимся много и правильно
отвечавшим на уроке.
YI. Задание на дом.(Слайд 37, 38).
-Прочитайте § 13, ответьте на вопросы 1-5 на странице 104.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.