Инфоурок Технология Другие методич. материалыКонспект урока по технологии на тему "Натуральные волокна животного происхождения" (6 класс)

Конспект урока по технологии на тему "Натуральные волокна животного происхождения" (6 класс)

Скачать материал

Планирование урока для  6   класса по  технологии  

Тема урока :"Натуральные волокна животного происхождения"

Цель урока _ ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать знания о натуральных волокнах животного происхождения

Развивающие: отработать навыки научить определять ткани из этих волокон,

продолжить развитие навыков в работе учащихся со свойствами шерстяных и шелковых тканей,

 научить использовать знания об этих свойствах при изготовлении швейных изделий.

развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

 

Воспитательные: формирование формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе

воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.

Тип урока:

   урок изучения и первичного закрепления новых знании;

.

Методы обучения:

                  -  Методы организации учебно-познавательной деятельности –  Объяснительно-иллюстративный:      

(Наглядный - демонстрация картин, иллюстрации, таблицы и др

 


                      -Методы стимулирования и мотивации   учебно-познава­тельной деятельности:

        (Познавательные  игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных    ситуаций, неожиданность, занимательность, парадоксальность

 

- Методы исследовательскй деятельности (когда учащимся дается позна­вательная задача, которую они решают самостоятельно, подби­рая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учи­теля)

- проблемное изложение изучаемого материала;

- частично-поисковый, или эвристический метод;

Структура урока и формирование компетентности учащихся на различных его этапах:

Базовые и ключевые компетентности: ценностно-смысловые (1),  общекультурные (2), учебно-познавательные (3), информационные (4), коммуникативные (5), социально-трудовые (6), личностного совершенствования (7), социокультурные (8), природоведческие и здоровьесберегающие (9), поликультурные (10)

I. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической ) готовностью учащихся к уроку - формирование ценностно-смысловые компетентности _____________________________________________________

II. Ориентировочно-мотивационный этап - формирование общекультурные компетентности  _________________________________

III. Актуализация знаний и практических и умственных умений (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала): формирование учебно-познавательные , информационные компетентности  ________________________________________________

IV. Операционно-исполнительский этап – формирование социально-трудовые компетентности  _________________________________

V. Первичная проверка знаний – формирование компетентности личностного совершенствования __________________________________________

VI. Закрепление, тренировка, отработка  умений и навыков формирование коммуникативные компетентности____________________________________________________________________

VII. Контроль и учет знаний формирование поликультурные компетентности  ________________________________________________

VIII. Здоровье сберегающие технологии – формирование здоровьесберегающие компетентности__________________________________

IX.Домашнее задание формирование компетентности__________________________________________________

X.Рефлексивно-оценочный этап - формирование компетентности__________________________________________

Оборудование:_____________________________________________________________________________________

Новые понятия, термины: тутовый шелкопряд, серицин, прядение, шерсть

Ход занятия

I.              Вводный инструктаж.

·         Приветствие

·         Контроль посещаемости учащихся

·         Организация рабочего места

 

II. Проверка пройденного материала.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение раздела "Материаловедение". В этом году мы будем работать с тканями из шерстяных и шёлковых волокон.

Для этого у нас открываются 2 лаборатории по исследованию текстильных волокон. В течение всего занятия будем следить за результативностью работы их научных сотрудников. Но прежде чем перейти к исследованиям, давайте вспомним, что нам известно по теме "Материаловедение".

2.1 Актуализация знаний

"Своя игра". Презентация (5 слайд)

Каждая лаборатория по очереди выбирает вопрос, за правильный ответ получает в свой актив балл.

Волокно - сырье для получения ткани.

1. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения:

А) хлопок, лен *

Б) шерсть, шёлк

В) шерсть, лен

2. Какие волокна длиннее:

А) хлопок

Б) лен *

3. Однолетнее травянистое растение, которое дает волокна того же названия. Волокно находится в стебле растения и может достигать 1 метра:

А) хлопок

Б) лен *

Производство тканей.

1. Процесс получения ткани из ниток путем переплетения называется :

А) прядение

Б) ткачество *

2. Ткань, окрашенная в один цвет, называется :

А) пестротканая

Б) печатная

В) гладкокрашеная *

3. На лицевой стороне ткани :

А) больше узелков

Б) ярче рисунок *

В) более матовая поверхность

Свойства тканей.

1. К технологическим свойствам ткани относятся :

А) Осыпаемость, усадка *

Б) гигроскопичность, теплозащитность

В) прочность, сминаемость.

2. Какие свойства ткани направлены на сохранение здоровья человека?

А) физико-механические

Б) гигиенические *

В) технологические

3. Недостатками каких тканей являются сильная сминаемость, малая драпируемость, жесткость, большая усадка?

А) хлопчатобумажные

Б) льняные *

III. Изучение нового материала.

Загадка: он ни ночью и ни днем без работы не сидит и из тутовых листочков золотую нить сучит. Кто это? (тутовый шелкопряд)

Учитель. А теперь переходим к нашим исследованиям. Из темы занятия видно, что мы будем работать с натуральными волокнами животного происхождения - шерстью и шёлком.

Лабораториям было дано задание изучить историю происхождения волокон. Сейчас мы заслушает отчеты о проделанной работе.

Слово предоставляется лаборатории по исследованию шелка.

Доклад "История появления шёлка"

Учитель. Шёлк - это тонкие нити, которые получают из коконов гусеница тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева, отсюда и ее название. Шелкопряды проходят 4 стадии развития:  (Презентация 16 слайд)

1) бабочка-самка откладывает яйца (грену). Из одной коробочки грены массой 29 граммов получается до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих 4 килограмма натурального шелка;

2) гусеница развивается 25-30 дней. Её длина к концу развития достигает 8 см, а толщина 1 см. К этому моменту в шелкоотделительных железах гусеницы накапливается жидкое вещество - фиброин и шелковый клей - серицин;

3) во время образования кокона гусеница через шелкоотводные протоки выделяется 2 тонкие шелковины, которые при выходе на воздух застывают. Одновременно выделяется серицин, который склеивает шелковины вместе. Образование кокона длится 3 дня, после чего гусеница превращается в куколку;

4) через 2-3 недели куколка превращается в бабочку, которая живет 10-15 дней.

Но превращение в бабочку допустить нельзя, поскольку она, пытаясь вырваться на свободу, портит целостность шёлковой нити. Для получения шёлка естественный ход развития шелкопряда прерывают. Собирают коконы через 8-9 дней после завивки и отправляют на первичную обработку. Целью первичной обработки является разматывание коконной нити и соединение в одну из нескольких коконов. Длина коконной нити от 600 до 900 м. Такую нить называют шёлком-сырцом.

Первичная обработка шёлка включает в себя следующие операции:

1) замаривание - умерщвление куколки путем обработки коконов паром или горячим воздухом;

2) запаривание - обработка коконов в горячей воде 1,5 -2 мин при t 95-98 оС, чтобы размягчить серицин, одновременно коконы очищают от верхнего слоя и находят конец нитей;

3) разматывание выполняют на специальных кокономотальных автоматах, где нити с 4-9 плавающих в воде коконов складывают вместе и наматывают на мотовило.

Затем из получившихся волокон путем переплетения нитей получают ткани.

Волокна натурального шёлка обладают хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Прочность шёлка высока. Но под действием солнечных лучей он разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. Натуральный цвет шёлковой нити - белый, кремовый. Волокна натурального шёлка во время горения спекаются, образуя черный жесткий шарик, легко растирающийся пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера.

Загадка: По горам по долам ходит шуба да кафтан (Овца)

Учитель. Сейчас свой отчет о проделанной работе представит нам лаборатория по исследованию шерсти. Доклад "История появления шерсти".

Учитель. Шерсть - это волосяной покров животных. Основную массу шерсти дают овцы. Животных стригут специальными ножницами и машинками почти целым, неразрывным пластом, который называется руном. Но для получения шерстяного волокна используют шерсть и других животных: верблюда, козы, белого пухового кролика, ламы. Длина шерстяных волокон от 2 до 45 см. Цвет неокрашенного волокна может быть белым, серым, рыжим, черным. (Презентация 22 слайд)

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке:

1) сортируют, то есть подбирают волокна по качеству;

2) треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси;

3) промывают горячей водой с мылом и содой;

4) сушат в сушильных машинах.

Затем изготавливают пряжу, из которой на ткацких станках получают шерстяную ткань.

Вопрос. Девочки, может быть, кто из вас знает, как прядут пряжу?

(С помощью веретена, на прялке).

Учитель. После того, как шерсть прошла первичную обработку, получилась кудель - пучок волокон. Ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их, - вот и получалась нить. Готовую нитку наматывали на веретено.

Прядение - работа трудная. От сноровки пряхи зависит толщина и прочность нити, а значит, и будущая ткань. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом.

Шерстяное волокно обладает высокой гигроскопичностью и хорошей упругостью. Стойкость шерстяных волокон к воздействию солнечных лучей значительно выше, чем у растительных волокон. Горят волокна шерсти так же, как и шелк.

Учитель. Прежде чем продолжить работу по исследованию свойств тканей, вам необходимо будет определить её по внешним признакам.

IV. Практическая работа № 1. "Исследование волокнистого состава тканей".30 слайд

Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.

Порядок выполнения работы:

1) рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;

2) сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;

3) другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;

4) рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;

5) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.

Признаки

Хлопчатобумажная

Льняная

Шерстяная

Натуральный шёлк

Фактура поверхности

Шероховатая, матовая

Гладкая, блестящая

Шероховатая, матовая

Гладкая, блестящая

Мягкость

Мягкая

Жесткая

Средней жесткости

Мягкая

Извитость

Малоизвитые

Прямые

Извитые

Прямые

Вид обрыва нитей

Ватка

Кисточка из прямых волокон

Кисточка с расходящимися извитыми волоконцами

Связанная масса волокон

Горение

Серый пепел, запах горелой бумаги

Серый пепел, запах горелой бумаги

Черный шарик, запах жженого пера

Черный шарик, запах жженого пера

Учитель. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь их определять.

Вопрос. От чего зависят свойства тканей?

(От волокнистого состава, вида переплетения, особенности отделки).

Вопрос. Давайте вспомним, на какие группы делятся свойства тканей?

(Физико-механические, гигиенические, технологические).

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся еще с 5 новыми свойствами ткани.

Драпируемость - это способность ткани образовывать мягкие складки. (Демонстрация). Хорошей драпируемостью обладают ткани из длинных и тонких волокон.

Износостойкость - устойчивость ткани к воздействию света, тепла.

Пылеемкость - способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.

Намокаемость - способность ткани впитывать воду. (Демонстрация).

V. Практическая работа № 2. см. Приложение работа с тканью

VI. Закрепление нового материала.

Учитель. А сейчас каждая лаборатория сделает вывод по результатам своих исследований и предоставит его нам.

VII. Домашнее задание.

Выполнить творческую работу из шерстяных и шёлковых тканей.

VIII. Анализ урока и выставление оценок.

Карта обратной связи ( заполнить дома) Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акмолинская область

Бурабайский район

Окжетпесская средняя школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натуральные волокна животного происхождения

2 

 

 

 


        Учитель технологии: Меринова Ю.К

              

сканирование0010
 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по технологии на тему "Натуральные волокна животного происхождения" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока "Натуральне волокна животного происхождения" разработан для 6 класса, в соответсвии с программой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Цель урока - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения,  научить определять ткани из этих волокон,отработать навыки в определении волокон,продолжить развитие навыков в работе учащихся со свойствами шерстяных и шелковых тканей,научить использовать знания об этих свойствах при изготовлении швейных изделий.

К уроку разработана презентация, которая содержит загадки и задания к уроку, также технологические карты . В конце урока предусмотрена практическая работа -определение ткани

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 462 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 506
    • DOCX 358.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Меринова Юлия Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Меринова Юлия Константиновна
    Меринова Юлия Константиновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8267
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 072 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 295 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 091 человек

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе