Актуализация
знаний
Постановка цели
(целеполагание)
Организация
деятельности по восприятию рассказа
Открытие
обучающимися нового знания
Физкультминутка
Самостоятельная
работа.
Рефлексия
деятельности
(итог урока)
Домашнее задание
|
познавательные
УУД: поиск и выделение
необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой
информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;
анализ, умение доказывать;
коммуникативные
УУД: умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
личностные: моральный
выбор;
регулятивные
УУД:, планирование,
целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
познавательные:
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели
личностные: самоопределение, побуждение к
деятельности;
регулятивные: составление плана и последовательности
действий;
познавательные: осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее
эффективных способов решения задач;
коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.
логические: установление причинно- следственных связей,
представление цепочек объектов и явлений;
познавательные: самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
личностные: жизненное самоопределение,
нравственно-эстетическая ориентация
логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование
своих мыслей;
логические: построение логической цепочки рассуждения;
коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой выражать свои мысли
личностные:
- оценивать
результат учебной деятельности.
регулятивные:
- соотносить
полученный результат с поставленной целью.
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные: саморегуляция.
|
С этим произведением мы знакомились
дома.
А теперь
скажите мне, так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте
свою точку зрения. (Ответы детей.)
Сказочные
|
Сорока
Силы
природы
|
Топнул
конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.
Легенда
о происшествии столетней давности.
Сорока
приводит теплый ветер.
|
Реальные
|
Филька
Конь
Мельник
Панкрат
Бабка
Фильки
Жители
деревни
|
Филька
обидел коня.
Филька
спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.
Ребята
долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.
Филька
мирится с конём.
|
— Прочитайте
эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего
урока?
- Какие основные
задачи урока стоят перед нами?
Показ мультфильма «Теплый хлеб»
Проблемный вопрос: «Как в сказке
Паустовского решается проблема добра и зла?»
Проверка знания текста и
внимательности.
(Работа проводится в форме викторины.)
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ
1. Какой масти был
раненый конь? Вороной
2. Кто взял себе
коня? Мельник
3. Какое прозвище
имел Филька? Ну тебя
4. Что сделал
Филька с куском хлеба после
того, как
ударил коня? Кинул в
снег
5. Что случилось в
природе после этого? Метель и сильный мороз
6. Сколько лет
назад был такой же мороз? Сто
7. От чего, по
мнению бабки, случился такой мороз? От злобы
8. Куда послала
бабка Фильку в поисках совета? К Панкрату
9. Что посоветовал
Фильке Панкрат? Изобрести спасение от стужи
10. Сколько времени
дал Фильке Панкрат? Час с четвертью
11. Кто был
свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Сорока
12. Что придумал
Филька? Продолбить лед на
реке
13. Что сделали
люди для своего спасения? Продолбили лед около мельни
цы
14. Какую роль
сыграла в спасении людей сорока? Позвала теплый ветер
15. Что понес
Филька раненому коню? Буханку свежего хлеба
16. Что конь сделал
после того, как съел хлеб? Положил голову на плечо Филь-
ке
17. Почему
сердилась сорока? Ее никто не
слушал
Знакомство
с характеристиками героев сказки.
- Для
начала вспомним героев сказки. Назовите их.
- Что мы
о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристики героев. Давайте их
назовем.
Конь:
вороной, ранен
во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди),
побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с
кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».
Панкрат: мельник, мучная пыль навек
въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
- Итак,
Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище? Почему его так
звали?
:
Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только
его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».
- Дальше
в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках…
Выразительное
чтение отрывка ( от «Зима в этот год стояла…»).
Анализ
эпизода. Составление схемы.
- Каким
мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?
: Конь
помешал ему есть хлеб.
-
Проследим за последовательностью действий Фильки.
Закричал: «На вас не напасешься,
христарадников, иди, копай его мордой».
|
Наотмашь ударил коня (т.е. сильно
размахнувшись)
|
- Как
поступил Филька?
- Но,
ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается
бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка
- Слеза скатилась у коня из глаз.
- В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела,
обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды
примерзли к небу.
На
людях: замерзли
колодцы, мельница не могла работать
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону
развел,
Ключик, видно, не
нашел.
Чтобы ключик нам
достать,
Нужно на носочки
встать.
Инсценирование
эпизода.
Но
оказывается, это был не единственный случай в Бережках. Сто лет тому назад
случился там такой же лютый мороз. Давайте посмотрим, почему?
Анализ
инсценированного эпизода.
-
Итак, отчего умер старик?
: От
охлаждения сердца.
- А у
какого еще сказочного литературного героя было ледяное сердце?
: У Кая.
Но
Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», но он…
: понял
ошибку, осознал свою вину.
- А
когда Филька понял, что он злой и жестокий человек?
(Когда
бабушка рассказывала легенду).
А как вы
считаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?
(Он
сравнивал себя со злым мужиком)
-А как
мальчик вёл себя?
(Он
ёжился, хотя сидел в доме, кутался в тулуп).
- А
почему Филька решил пойти к деду Панкрату?
(Он
старый, мудрый, может дать совет).
-А что
посоветовал Панкрат? (Помириться с конём).
- Как
это произошло?
: Он
сначала испугался, потом обратился за помощью к деду Панкрату, созвал односельчан
на помощь. Затем испек хлеб и отнес его раненому коню.
-Простил
его конь?
-
Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но каким себя потом ощутил Филька?
Зачитайте.
- Итак, ребята, какие нравственные
уроки мы вынесли из этой сказки?
: Нужно
быть добрыми, отзывчивыми.
: Не
причинять другим вреда, обиды.
:
Отвечать за свои поступки, слова.
: Не
бояться просить прощения, прощать.
-
Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У
нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока.
Одну из них я написала на доске. А я вам предлагаю продолжить:
Как
аукнется, так и откликнется.
Каков
привет, таков и ответ.
Люби
ближнего своего (из заповедей Божьих).
Поступай
по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
(Это
золотое правило нравственности).
Умение
прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
Нет
ничего отважнее, чем победа над собой.
Сочинение-миниатюра
«О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.