Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по сказке Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

Конспект урока по сказке Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

Скачать материал

 

 

 

Класс: 5

 

Предмет: литература

 

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение,

2010 г

 

Название раздела, темы: Русская литература XX  века. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

 

Цели урока:

1.      Обучающая: обучение работе с текстом, формирование представления о том, как в сказке решается проблема добра и зла,

2.      Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать, инсценировать,

3.      Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.

 

 

Виды деятельности:

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников,

Различные виды пересказов., инсценирование

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в сказке.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

                              Планируемые результаты:

 

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

 

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

 

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 

 

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

 

                                                           - 2 -

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

                                 Ход урока.

                               

                                    Быть человеком – это чувствовать

                свою ответственность.

                                                        А.де Сент-экзюпери.

 

Этапы урока

 

 

    Формируемые УУД

Виды деятельности

 

Организация начала занятия

 

 

 

 

 

 

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

 

Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотри друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

 

 

Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные:

самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

 

 

Беседа.

- Какие рассказы Паустовского вам знакомы?

- Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями К.Г. Паустовского?

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели (целеполагание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности по восприятию рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие обучающимися нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

(итог урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

 

 

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные: моральный выбор;

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели

 

 

 

 

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

 

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические:  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция. 

 

 

 

С этим произведением мы знакомились дома.

А теперь скажите мне, так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)

 

Сказочные

Сорока

Силы природы

Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Легенда о происшествии столетней давности.

Сорока приводит теплый ветер.

 

 

Реальные

Филька

Конь

Мельник Панкрат

Бабка Фильки

Жители деревни

Филька обидел коня.

Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.

Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.

Филька мирится с конём.

 

 

 

 

 

 

 

— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

 -   Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Показ мультфильма «Теплый хлеб»

Проблемный вопрос: «Как в сказке Паустовского решается проблема добра и зла?»

Проверка знания текста и внимательности.

(Работа проводится в форме викторины.)

 

                  ВОПРОСЫ                                                            ОТВЕТЫ

1. Какой масти был раненый конь?                                       Вороной

2. Кто взял себе коня?                                                             Мельник

3. Какое прозвище имел Филька?                                          Ну тебя

4. Что сделал Филька с куском хлеба после

    того, как ударил коня?                                                        Кинул в снег

5. Что случилось в природе после этого?                             Метель и сильный мороз

6. Сколько лет назад был такой же мороз?                           Сто

7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?         От злобы

8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета?                К Панкрату

9. Что посоветовал Фильке Панкрат?                                   Изобрести спасение от стужи

10. Сколько времени дал Фильке Панкрат?                         Час с четвертью

11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата?          Сорока

12. Что придумал Филька?                                                     Продолбить лед на реке

13. Что сделали люди для своего спасения?                         Продолбили лед около мельни

                                                                                                   цы

14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока?            Позвала теплый ветер

15. Что понес Филька раненому коню?                                Буханку свежего хлеба

16. Что конь сделал после того, как съел хлеб?                   Положил голову на плечо Филь-

                                                                                                  ке

17. Почему сердилась сорока?                                              Ее никто не слушал

 

 

Знакомство с характеристиками героев сказки.

- Для начала вспомним героев сказки. Назовите их.

- Что мы о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристики героев. Давайте их назовем.

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».

Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

- Итак, Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

: Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».

- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках…

 Выразительное чтение отрывка ( от «Зима в этот год стояла…»).

Анализ эпизода. Составление схемы.

- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

: Конь помешал ему есть хлеб.

- Проследим за последовательностью действий Фильки.

Закинул хлеб далеко

 

Закричал: «На вас не напасешься, христарадников, иди, копай его мордой».

 

Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)

- Как поступил Филька?

- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка

  1. Слеза скатилась у коня из глаз.
  2. В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Три – нагнулся.

 Руки в сторону развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

 

 

 

 Инсценирование эпизода.

Но оказывается, это был не единственный случай в Бережках. Сто лет тому назад случился там такой же лютый мороз. Давайте посмотрим, почему?

 Анализ инсценированного эпизода.

- Итак, отчего умер старик?

: От охлаждения сердца.

- А у какого еще сказочного литературного героя было ледяное сердце?

: У Кая.

Но Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», но он…

: понял ошибку, осознал свою вину.

- А когда Филька понял, что он злой и жестокий человек?

(Когда бабушка рассказывала легенду).

А как вы считаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?

(Он сравнивал себя со злым мужиком)

-А как мальчик вёл себя?

(Он ёжился, хотя сидел в доме, кутался в тулуп).

- А почему Филька решил пойти к деду Панкрату?

(Он старый, мудрый, может дать совет).

-А что посоветовал Панкрат? (Помириться с конём).

- Как это произошло?

: Он сначала испугался, потом обратился за помощью к деду Панкрату, созвал односельчан на помощь. Затем испек хлеб и отнес его раненому коню.

-Простил его конь?

- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но каким себя потом ощутил Филька? Зачитайте.

 

 

 

- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

: Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

: Не причинять другим вреда, обиды.

: Отвечать за свои поступки, слова.

: Не бояться просить прощения, прощать.

- Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме сегодняшнего урока. Одну из них я написала на доске. А я вам предлагаю продолжить:

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ.

Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по сказке Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

1.      Обучающая: обучение работе с текстом, формирование представления о том, как в сказке решается проблема добра и зла,

2.      Развивающая: развитие навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать, инсценировать,

3.      Воспитывающая: формирование человечного отношения ко всему живому; развитие коммуникативных умений и навыков.

 

 

Виды деятельности:

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников,

Различные виды пересказов., инсценирование

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в сказке.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

                              Планируемые результаты:

 

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

 

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

 

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; 

 

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 315 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 612
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 851
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 696
    • DOCX 29.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Арапова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Арапова Татьяна Александровна
    Арапова Татьяна Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 20944
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе