Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по обучению чтению "Звук и буква Ж" 1 класс

Конспект урока по обучению чтению "Звук и буква Ж" 1 класс

Скачать материал

ГуО «Средняя школа № 72 г. Гомеля»

Звук [ж], буквы Ж, ж

План-конспект открытого урока русской литературы (обучение чтению) в 1 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Лариса Ивановна Моньор

 

 

 

Гомель                                                                                                                                                                      2010                                                                                                               

 


 

Предмет: русская литература (обучение чтению)

Класс: первый «Б»

Тема: Звук [ж], буквы Ж, ж

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цели:

Обучающие:

·         создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквами, которыми он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;

Развивающие:

·         содействовать развитию фонематического слуха;

·         познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

Воспитывающие:

·         способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

 

К концу урока учащиеся:

·         будут знать звук “ж” буквы, которыми он обозначается;

·         будут знать особенности нового звука;

·         будут уметь читать слоги, слова с новыми буквами.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

 

Условия формирования креативности:

Принцип проблематизации, принцип дивергентности, опора на интеллектуальную инициативу, использование личного опыта учащихся, «точки удивления», демократическая атмосфера, поощрение творческого подхода.

 

Оборудование: учебник Н. А. Сторожевой «Букварь», МН, Народная асвета, 2008; мультимедиапроектор, «клавиши», счётные палочки, звуковые схемы, игрушка жука, зеркало для каждого ученика, шляпа,

 

Ход урока

 

I ЭТАП: Организационно-установочный этап

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

 

Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

                 Прозвенел и смолк звонок,

                 Начинаем мы урок.

                Улыбнулись, подтянулись,

                Друг на друга посмотрели

                И спокойно, тихо сели.

 

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! Пожелайте удачи друг другу.

 

II ЭТАП: Этап актуализации имеющихся знаний

Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.

 

Содержание деятельности:

1. Артикуляционная гимнастика (1 страница)

 

а) Для губ:

- “ребята-лягушата”

 

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

 

- “ребята-слонята”

 

Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

 

б) Для языка:

 

В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка.

 

- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

 

“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

 

- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

 

2. Чтение  стихотворения  «Жук – олень» (2 страница)

 

В дубовом лесу повстречал я жука
И замер пред ним удивленно.
- Зачем вам, - спросил я, - такие рога?
Они, словно груз многотонный!

Ах, как же, наверное, вам тяжело,
С такою огромною ношей.
С рогами, как эти, не влезешь в дупло,
Ночлег обустроить хороший.

Ведь легче, намного, таскать кирпичи!
Так жаль вас, сейчас зарыдаю.
А он мне в ответ:
- Эй, траву не топчи,
Не то я тебя забодаю!

 

-Кто главный герой стихотворения?

- Сегодня на жуках прилетели наши друзья “звуковички” (3 страница).

 

1 – с, х                                            2 – ш                                           3 - ?

 

- Назови имена всех “звуковичков”.

- Расскажите, что их объединяет? (Это буквы, обозначающие согласные звуки)

- Обсудите в паре, по какому признаку они распределились на группы? (Буквы “с”, “х” обозначают два звука, а буква “ш” только один звук)

- Что заметили необычного? (Прилетел “звуковичок” без имени)

- Этот “звуковичок” пока не знает, в какую группу ему присоединиться. Мы должны помочь ему в этом. Согласны?

- А помогут нам жуки, на которых прилетели “звуковички”.

 

III ЭТАП: Этап постановки целей и задач урока

Задачи этапа: организовать деятельность по самостоятельному выдвижению целей урока

                         

Содержание деятельности:

1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок.

- Проговорите слово “жук” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его  (“ж”).

- Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске. (Звук…(“ж”) и буквы Ж,ж)  (4 страница)

 

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на экране, сформулируйте цели урока:

Познакомиться со … звуком “ж”;

Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

 

IV ЭТАП: Этап изучения нового материала

Задачи этапа: обеспечить открытие и  усвоение учащимися новых знаний о звуке [ж] и буквах, которые его обозначают.

 

Содержание деятельности:

1. Выделение нового звука из слова «жук». Наблюдение за звуком.

 

- Возьмите зеркало, откройте широко ротики, и попробуйте ещё раз произнести звук [ж].

- Что пришлось сделать? (Закрыть рот)

- Есть ли преграды при произношении?

- Какой вывод можно сделать? (Согласный)

- Возьмите волшебные наушники. Произнесите звук. Что заметили?

- Вывод: звонкий.

- Что ещё можно сказать о звуке? (Твёрдый)

Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый.

 

2. Оденем звуковичка. (5 страница)

 

- Оденем “звуковичка”. Сколько башмачков наденем? Почему один? Какой? (Башмачок один – синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый).

- Какая шляпка ему нужна? Почему? (Шляпка – жёлтый колокольчик, потому что звук “ж” звонкий).

 

3. Составление схемы слова

- Составьте схему слова “жук” на парте, а один человек у доски.

Дети составляют схему слова “жук”. Сверяют со схемой на доске.

- Наберите на клавиатуре слова: жук, ножницы.

- Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.

Вывод: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.

 

5. Знакомство с новой буквой

- Пока мы гуляли по зоопарку, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук “ж”. Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа? (На жука).

- Найдите её и похлопайте ей. Д, Х, З, Б, Ж. Как она называется?

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом - точно жук,

Издаёт жужжащий звук. (18 страница)

 

- Выложите букву “ж” из палочек.

- Дайте имя.  

- Найдите её в Букваре.

 

6. Чтение слогов в Букваре.

- Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему? (Жи, же).

- Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв? (“Опасные”).

- Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.

Жи пиши с гласной и, же – с гласной е. (19 страница)

 

7. Чтение за диктором

- Прочитаем слова в «Букваре» (стр. 114) с буквой ж за диктором. Сегодня диктором  будет … Самостоятельное чтение.

8. Выборочное чтение

- Прочти слова, написанные с большой буквы? Почему?

- Прочти слово, в котором звуков меньше, чем букв. Почему?

- Почему в слове рожь на конце есть мягкий знак, а в слове чиж – нет.

- Прочти слова с “опасным” сочетанием. Расскажи правило.

 

- Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти. (Ши пиши с гласной и,  ше - с гласной е). (19 страница)

 

- Какое ещё открытие можно сделать?

Вывод: Ж – Ш парные.

 

V ЭТАП: Этап релаксации

Задачи этапа: Организовать деятельность для снятия статической нагрузки

 Физкультминутка для глаз (20 страница)

 

 

VI ЭТАП: Этап расширения и углубления знаний

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 

Содержание деятельности:

- Ребята, что вы можете рассказать о жуках. (рассказы детей) (21 страница)

 

1. Чтение текста «Жук» (стр. 114)

Чтение текста учителем.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ?

- Что вас рассмешило?

- Как звали мальчиков?

- Почему Женя жужжал неправильно?

2. Чтение хором

3. Чтение по ролям

4. «Живое предложение»

- Составьте предложение о Жене и Жоре.

 

4. Самостоятельная работа в парах

- Представьте, что один из вас сейчас будет Женей, а другой – Жорой. «Женя» читает слова с буквой з, а «Жора» - с буквой ж.

-Выполните задание в парах.(внизу стр. 114)

 

VII ЭТАП: Контрольно-диагностический этап

Задачи этапа: организовать деятельность по проверке сформированности полученных знаний

 

Содержание деятельности:

1. Работа над скороговорками (стр. 115) (22 страница)

 

а) - Прочитайте скороговорку медленно.

- О чём в ней говорится?

- Какие слова похожи друг на друга по звучанию.

- Какой согласный звук много раз повторяется?

- Проговори скороговорку медленно вслух, стараясь запомнить.

- Теперь – шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее.

- Произнесите несколько раз вслух.

 - Произнесите несколько раз вслух, показывая при этом действия пальчиками.

 

б) - Прочитайте скороговорку медленно.

- О чём в ней говорится?

- Какие слова похожи друг на друга по звучанию.

- Какой согласный звук много раз повторяется?

- Проговори скороговорку медленно вслух, стараясь запомнить.

- Теперь – шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее.

- Произнесите несколько раз вслух.

- Произнесите радостно, грустно, удивлённо.

 

VIII ЭТАП: Этап рефлексии  

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мотивировать детей на поисковую работу, чтение

 

- Кто вместе с нами выучил букву ж? (24 страница)

- Что мы расскажем жучку на прощание о его любимой букве? (Согласный, твёрдый, звонкий, есть пара)

Эта буква широка

и похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук.

 

- Он благодарит вас за помощь.

Приём «Цепочка пожеланий»

- Что вы хотите пожелать на будущий урок?

- Если хотите узнать что-то интересное о жуках и его друзьях, найдите и прочтите  в  книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали о них.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

 

Этап урока

Задачи этапа

Описание деятельности

1.

Организационно-установочный этап

Подготовка учащихся к работе

(мотивация); создание

положительной эмоциональной

атмосферы

Восприятие психологической установки учителя

2.

Этап актуализации имеющихся знаний

 

Актуализация знаний,

необходимых для усвоения

новых знаний

 

Артикуляционная гимнастика

Чтение  стихотворения  «Жук –

олень»

3.

Этап постановки целей и задач урока

Организовать деятельность по самостоятельному выдвижению целей урока

Обсуждение темы урока, прогнозирование целей урока

4.

Этап изучения нового материала

 

Обеспечить открытие и  усвоение

 учащимися новых знаний о

звуке [ж] и буквах, которые его

обозначают

 

Выделение нового звука из слова

«жук». Наблюдение за звуком

 

Составление схемы слова

 

Чтение  в Букваре

5

Этап релаксации

Организовать деятельность для снятия статической нагрузки

Физкультминутка

6.

Этап расширения и углубления знаний

 

Провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 

Чтение текста «Жук»

 Чтение по ролям

«Живое предложение»

 

7.

Контрольно-диагностический этап

Организовать деятельность по проверке сформированности полученных знаний

Работа над скороговорками

8

Этап рефлексии

     Провести анализ и дать оценку

     успешности достижения цели и

     наметить перспективу

     последующей работы.

     Мотивировать детей на  

     поисковую работу, чтение                                                                              

 

Анализ психологического состояния учащихся к концу урока.

«Цепочка пожеланий»

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по обучению чтению "Звук и буква Ж" 1 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

I ЭТАП: Организационно-установочный этап

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

 

Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

                 Прозвенел и смолк звонок,

                 Начинаем мы урок.

                Улыбнулись, подтянулись,

                Друг на друга посмотрели

                И спокойно, тихо сели.

 

 

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! Пожелайте удачи друг другу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 773 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 599
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моньор Лариса Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Моньор Лариса Ивановна
    Моньор Лариса Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3390
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 178 человек из 60 регионов

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе