ГуО «Средняя школа № 72 г. Гомеля»
|
Звук [ж], буквы Ж, ж
|
План-конспект открытого
урока русской литературы (обучение чтению) в 1 классе
|
|
Учитель: Лариса Ивановна
Моньор
|
|
Предмет: русская литература (обучение чтению)
Класс: первый «Б»
Тема: Звук [ж], буквы Ж, ж
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Обучающие:
·
создать условия для ознакомления с новым звуком “ж”
и буквами, которыми он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;
Развивающие:
·
содействовать развитию фонематического слуха;
·
познавательных процессов: восприятия, мышления,
памяти и внимания; развитию речи;
Воспитывающие:
·
способствовать воспитанию устойчивого
познавательного интереса к предмету.
К концу урока учащиеся:
·
будут знать звук “ж” буквы, которыми он
обозначается;
·
будут знать особенности нового звука;
·
будут уметь читать слоги, слова с новыми буквами.
Формы
организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и
приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и
наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод,
проблемный метод.
Условия
формирования креативности:
Принцип
проблематизации, принцип дивергентности, опора на интеллектуальную инициативу,
использование личного опыта учащихся, «точки удивления», демократическая
атмосфера, поощрение творческого подхода.
Оборудование: учебник Н. А. Сторожевой «Букварь», МН, Народная асвета, 2008; мультимедиапроектор,
«клавиши», счётные палочки, звуковые схемы, игрушка жука, зеркало для каждого
ученика, шляпа,
Ход урока
I ЭТАП: Организационно-установочный этап
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация);
создание положительной эмоциональной атмосферы.
Содержание деятельности:
1. Организация начала урока
а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с
другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и
удачи вам! Пожелайте удачи друг другу.
II ЭТАП: Этап
актуализации имеющихся знаний
Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых
для усвоения новых знаний.
Содержание деятельности:
1. Артикуляционная гимнастика (1 страница)
а) Для губ:
- “ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
- “ребята-слонята”
Подражаю я слону, губки хоботком тяну.
б) Для языка:
В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка.
- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней
губе)
“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”),
спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
2. Чтение стихотворения «Жук – олень» (2
страница)
В дубовом лесу
повстречал я жука
И замер пред ним удивленно.
- Зачем вам, - спросил я, - такие рога?
Они, словно груз многотонный!
Ах, как же, наверное, вам тяжело,
С такою огромною ношей.
С рогами, как эти, не влезешь в дупло,
Ночлег обустроить хороший.
Ведь легче, намного, таскать кирпичи!
Так жаль вас, сейчас зарыдаю.
А он мне в ответ:
- Эй, траву не топчи,
Не то я тебя забодаю!
-Кто главный герой стихотворения?
- Сегодня на жуках прилетели наши друзья “звуковички” (3 страница).
1 – с, х 2 – ш
3 - ?
- Назови имена всех “звуковичков”.
- Расскажите, что их объединяет? (Это буквы, обозначающие согласные
звуки)
- Обсудите в паре, по какому признаку они распределились на группы?
(Буквы “с”, “х” обозначают два звука, а буква “ш” только один звук)
- Что заметили необычного? (Прилетел “звуковичок” без имени)
- Этот “звуковичок” пока не знает, в какую группу ему присоединиться.
Мы должны помочь ему в этом. Согласны?
- А помогут нам жуки, на которых прилетели “звуковички”.
III ЭТАП: Этап
постановки целей и задач урока
Задачи этапа: организовать деятельность по
самостоятельному выдвижению целей урока
Содержание деятельности:
1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на
урок.
- Проговорите слово “жук” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы
ещё не знакомы. Произнесите его (“ж”).
- Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.
(Звук…(“ж”) и буквы Ж,ж) (4 страница)
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на экране,
сформулируйте цели урока:
Познакомиться со … звуком “ж”;
Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
IV ЭТАП: Этап изучения нового материала
Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение
учащимися новых знаний о звуке [ж] и буквах, которые его обозначают.
Содержание деятельности:
1. Выделение нового звука из слова «жук». Наблюдение за звуком.
- Возьмите зеркало, откройте широко ротики, и попробуйте ещё раз
произнести звук [ж].
- Что пришлось сделать? (Закрыть рот)
- Есть ли преграды при произношении?
- Какой вывод можно сделать? (Согласный)
- Возьмите волшебные наушники. Произнесите звук. Что заметили?
- Вывод: звонкий.
- Что ещё можно сказать о звуке? (Твёрдый)
Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый.
2. Оденем звуковичка. (5 страница)
- Оденем “звуковичка”. Сколько башмачков наденем? Почему один? Какой?
(Башмачок один – синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый).
- Какая шляпка ему нужна? Почему? (Шляпка – жёлтый колокольчик, потому
что звук “ж” звонкий).
3. Составление схемы слова
- Составьте схему слова “жук” на парте, а один человек у доски.
Дети составляют схему слова “жук”. Сверяют со схемой на доске.
- Наберите на клавиатуре слова: жук, ножницы.
- Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку
“ж”.
Вывод: Звук
“ж” согласный, твёрдый, звонкий.
5. Знакомство с новой буквой
- Пока мы гуляли по зоопарку, в окошко влетел ветер и перепутал все
буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая
звук “ж”. Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа? (На жука).
- Найдите её и похлопайте ей. Д, Х, З, Б, Ж. Как она называется?
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом - точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (18 страница)
- Выложите букву “ж” из палочек.
- Дайте имя.
- Найдите её в Букваре.
6. Чтение слогов в Букваре.
- Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить
внимание? Почему? (Жи, же).
- Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает
только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю.
Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв? (“Опасные”).
- Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место?
Сформулируй правила правописания.
Жи пиши с гласной и, же – с гласной е. (19
страница)
7. Чтение за диктором
- Прочитаем слова в «Букваре» (стр. 114) с
буквой ж за диктором. Сегодня диктором будет … Самостоятельное чтение.
8. Выборочное чтение
- Прочти слова, написанные с большой буквы? Почему?
- Прочти слово, в котором звуков меньше, чем букв. Почему?
- Почему в слове рожь на конце есть
мягкий знак, а в слове чиж – нет.
- Прочти слова с “опасным” сочетанием. Расскажи правило.
- Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти. (Ши пиши с
гласной и, ше - с гласной е). (19 страница)
- Какое ещё открытие можно сделать?
Вывод: Ж – Ш парные.
V ЭТАП: Этап релаксации
Задачи этапа: Организовать деятельность для
снятия статической нагрузки
Физкультминутка для глаз (20 страница)
VI ЭТАП: Этап расширения и углубления знаний
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку
успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Содержание деятельности:
- Ребята, что вы можете рассказать о жуках. (рассказы детей) (21
страница)
1. Чтение текста «Жук» (стр. 114)
Чтение текста учителем.
- Какое настроение вызвал у вас рассказ?
- Что вас рассмешило?
- Как звали мальчиков?
- Почему Женя жужжал неправильно?
2. Чтение хором
3. Чтение по ролям
4. «Живое предложение»
- Составьте предложение о Жене и Жоре.
4. Самостоятельная работа в парах
- Представьте, что один из вас сейчас будет Женей, а другой – Жорой.
«Женя» читает слова с буквой з, а «Жора» - с буквой ж.
-Выполните задание в парах.(внизу стр. 114)
VII ЭТАП: Контрольно-диагностический этап
Задачи этапа: организовать деятельность по
проверке сформированности полученных знаний
Содержание деятельности:
1. Работа над скороговорками (стр. 115) (22
страница)
а) - Прочитайте скороговорку медленно.
- О чём в ней говорится?
- Какие слова похожи друг на друга по звучанию.
- Какой согласный звук много раз повторяется?
- Проговори скороговорку медленно вслух, стараясь запомнить.
- Теперь – шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее.
- Произнесите несколько раз вслух.
- Произнесите несколько раз вслух, показывая при этом действия
пальчиками.
б) - Прочитайте скороговорку медленно.
- О чём в ней говорится?
- Какие слова похожи друг на друга по звучанию.
- Какой согласный звук много раз повторяется?
- Проговори скороговорку медленно вслух, стараясь запомнить.
- Теперь – шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее.
- Произнесите несколько раз вслух.
- Произнесите радостно, грустно, удивлённо.
VIII ЭТАП: Этап рефлексии
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку
успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы,
мотивировать детей на поисковую работу, чтение
- Кто вместе с нами выучил букву ж? (24 страница)
- Что мы расскажем жучку на прощание о его любимой букве? (Согласный,
твёрдый, звонкий, есть пара)
Эта буква широка
и похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.
- Он благодарит вас за помощь.
Приём «Цепочка пожеланий»
- Что вы хотите пожелать на будущий урок?
- Если хотите узнать что-то интересное о жуках и его друзьях, найдите и
прочтите в книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что
интересного вы узнали о них.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА
№
|
Этап
урока
|
Задачи этапа
|
Описание
деятельности
|
1.
|
Организационно-установочный этап
|
Подготовка учащихся к работе
(мотивация); создание
положительной эмоциональной
атмосферы
|
Восприятие психологической установки учителя
|
2.
|
Этап актуализации имеющихся знаний
|
Актуализация знаний,
необходимых для усвоения
новых знаний
|
Артикуляционная гимнастика
|
Чтение стихотворения «Жук –
олень»
|
3.
|
Этап постановки целей и задач урока
|
Организовать
деятельность по самостоятельному выдвижению целей урока
|
Обсуждение темы урока, прогнозирование целей
урока
|
4.
|
Этап изучения нового материала
|
Обеспечить открытие и усвоение
учащимися новых знаний о
звуке [ж] и буквах, которые его
обозначают
|
Выделение нового звука из слова
«жук». Наблюдение за звуком
|
Составление схемы слова
|
Чтение в Букваре
|
5
|
Этап релаксации
|
Организовать
деятельность для снятия статической нагрузки
|
Физкультминутка
|
6.
|
Этап расширения и
углубления знаний
|
Провести анализ и
дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей
работы.
|
Чтение текста
«Жук»
Чтение по
ролям
«Живое предложение»
|
7.
|
Контрольно-диагностический этап
|
Организовать деятельность по проверке
сформированности полученных знаний
|
Работа над скороговорками
|
8
|
Этап рефлексии
|
Провести анализ
и дать оценку
успешности
достижения цели и
наметить
перспективу
последующей
работы.
Мотивировать детей на
поисковую
работу, чтение
|
Анализ психологического состояния учащихся к
концу урока.
«Цепочка пожеланий»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.