Урок по русской литературе в 10
классе ЕМН
Матаева
Уразбике Ислямовна, учитель русского языка и литературы СОШ № 21
г. Уральска
Тема: Введение. Границы
классического периода русской литературы.
Цели: расширение представления обучающихся о
понятии «классика», привитие навыков связной речи и навыков размышления и
анализа литературных произведений разных эпох, формирование читательского
кредо обучающихся.
План.
1. Понятие «классического периода» русской
литературы Х1Х века.
2. Современное прочтение и новые интерпретации
классики.
3. Автор и читатель. Автор и литературная
среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах.
4. Читатель и его активное читательское
сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения.
Беседа по следующим
вопросам:
1.
Мое читательское кредо:
Ваши читательские
пристрастия?
Современная
литература (Лучшие страницы или классика? Что вам ближе? Ваши любимые страницы
русской литературы? Что осталось в памяти? Перескажите кратко сюжет.)
Кто в литературе
Х1Хв особенно близок нашему столетию? Почему?
Каким вы видите
писателя в русской литературе? ( попробуйте очертить его творческий облик).
2.
Индивидуальность художника (викторина)
Узнаете ли вы автора
и произведение. Аргументируйте свои суждения и гипотезы.
3.
ХХ1 век и русская классика.
Чтение стихотворения
современника Пушкина- Евгения Баратынского «Последний поэт («Век шествует путем
своим же лунным»)».
Согласны ли с
автором? Как вы отозвались на них? Почему вдруг узнали наш век?
Поэт ХХ века, наш
современник Андрей Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится
человек». Как встретим строки сегодняшнего поэта вслед за стихами Баратынского?
Есть ли выход из
тупика «железного века»? Иными словами: « Как обустроить Россию», свою родину
и… себя в своей родине? Сегодняшний ли это вопрос?
Давайте проследим
это «солженицынское» раздумье по страницам русской классики:
- перечитаем финал 1
тома гоголевских «Мертвых душ» («Куда же несешься ты, Русь…»)
Что поразило вас на
прощальной странице Гоголя?
Почему его Русь « не
дает ответа»?
Почему Русь, а не
Россия?
- Художественное
открытие отечественного искусства 19 века: «Человек – вот тайна!»
(Ф.М.Достоевский)
Какие книги из
прочитанных вы назвали бы вершинными и итоговыми? (Пушкин и Лермонтов).
Почему вершиной
русской классики стал роман и притом психологический?
«История души
человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа».
Вспомните пушкинскую
«Пиковую даму».
4.
«ХХ1 век: возвращение в Х1Хвек» ( чтение статьи А.
Гениса)
Это название статьи
Александра Гениса, присланная из Нью - Йорка в «Литературную газету», в в
конце 90-х годов, может быть сформулирован как тезис в контексте наших
размышлений.
Вам понятен этот
тезис? Речь в статье идет не только о прошлом и будущем России--, но и о всем
мире. Среди упомянутых известных писателей и имена Конан - Дойля, Дюма, Жюль
Верна. Их книги, иногда не очень-то серьезные и глубокие, особенно дороги
автору статьи. Но обожает и «Братьев Карамазовых» Достоевского, зачитывается
«Героем нашего времени, полюбив Максима Максимыча, сближается с конандойловским
доктором Ватсоном.». Параллель странная, не совпадающая с общепринятыми.,
иногда противоречащая здравому смыслу.
НО: « отечественная
литература устарела- в лучшем смысле этого слова: стала вечной… альтернативы
Х1Х веку просто нет и не будет… и это самая счастливая новость нашей эпохи… в
чем трудно убедить нынешнюю Россию».
Д/з: 1. Опыт
устного сочинения на тему : Что это значит «возвращение в век 19» для каждого
из вас? Какие его страницы вы бы унесли в своем сердце?
2. Чтение отрывка прозаического или лирического текста «золотого» периода
русской литературы Х1Х в.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.