Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по русской литературе на тему « Поэтика степного пространства»(7 класс)

Конспект урока по русской литературе на тему « Поэтика степного пространства»(7 класс)

Скачать материал

               Тема урока: « Поэтика степного пространства»

 

Цели урока: познакомить учащихся с поэтикой степного пространства, дать обзор казахской и     русской литературы в описании степи, показать особенности поэтики казахской литературы.

формирование умения анализировать  произведения , отработка умения опознавать, , классифицировать языковые факты, особенности и колорит языка художественного произведения;раскрытие в поэтическом описании образ степи, приобщение к богат- ствам отечественной художественной литературы; формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

На дидактическом материале урока показать красоту родного края, воспитывать любовь к родной земле, умение сострадать на примере произведений казахских и русских поэтов.

Методы проведения урока: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь, тексты произведения.

                                                           Эпиграф к уроку:   Едешь, едешь- степь да небо,                                                                                                    Степь, все степь, как море;                                                                                                                           И взгрустнется поневоле                                                                                                                                               На таком просторе.

                                                                                                                                     И.Суриков

                                         План и содержание урока .

 

1. Вступительное слово учителя:     В этом году Союз писателей Казахстана отмечает 75-летний юбилей. Главный итог в писательской работе– это новые, заметные произве -дения. Что произошло в литературе независимого Казахстана за последние 15–20 лет?  Союз писателей Казахстана по праву считается колыбелью не только казахских писате лей, но и всей творческой интеллигенции страны. У его основания стояли Сакен Сей фул лин, Ильяс Джансугуров, Беимбет Майлин. Его славу составили Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Илья Шухов, Абдильда Тажибаев, Дмит- рий Снегин… Список этих замечательных имён можно продолжить. Тот факт, что за эти годы под эгидой ЮНЕСКО проводились юбилеи Махамбета, Абая, Мухтара Ауэ зова, Сабита Муканова, Габита Мусрепова, говорит не только о высокой оценке деятельности этих великих личностей, но и о всемирном признании значения многовековой казахской культуры. В этом заслуга нашей независимости.
    Последовательная, планомерная поддержка творческих союзов президентом Нурсул таном Назарбаевым приносит свои плоды. В последние годы оживилась издательская деятельность, казахстанские книги стали заметны на международных книжных выстав- ках в Москве, в Германии, наша Международная книжная выставка-ярмарка в Алматы «На великом Шёлковом пути» собирает всё больше участников из других стран.                                                                 Мы не должны забывать о том, что, создавая приемлемые условия жизни молодому та- ланту, создаём предпосылки для большой литературы завтрашнего дня. Талант бизнес- мена приносит дивиденды его обладателю, дар писателя принадлежит его народу, способствует духовному развитию нации.
               Говоря о судьбах казахской литературы и культуры, чьи корни уходят в глубь столетий, в объятия далёких эпох, мы не должны забывать, что хранитель этой корневой системы
– Великая Степь!  Все мы дети Великой Степи.       

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Поэтика степного пространства». Степное прост -ранство относится к географическим  естественным ландшафтам. Степь является «своим»,национальным пейзажем, и поэтому многие писатели и поэты в своих произ- ведениях обращались к ее описанию. Вспомните художественную картину степи в «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя. Бескрайняя даль, символизирующая приволье, нерушимость основ бытия. Степь в поэзии и прозе казахских, русских писателей – это живописное место, вдохновляющее и воспитывающее любовь к малой Родине. Особенно красива степь весной, когда начинается пора цветения, наполняется звуками и запахами. Сегодня на уроке мы будем опираться на произведения писателей 19-21 веков  казахских и казахстанских писателей: А. Кунанбаев, М. Ауэзов, М. Алимбаев, П. Васильев, С. Бегалин, А. Дусейнбиев, Ж. Нуркенов,  русских писателей:А.А.Фет, Н.В. Гоголь, А.П. Че- хов.        

          В стихотворении Ж.Нуркенова «Степь» как только «заря зардела на ветру» - «проснулись кюи и от струн над степью кинулись в полёт» вслед за «плывущим в синеву» рассветом. Его степь с пробуждением солнца вся наполняется музыкой. И как «кара- торгай» (жаворонок), «ссыпая трель неимоверную», всё «выше, выше к солнцу рвётся», так и поэт понимает, что для него «нету музыки без солнца», и эту уверенность вселяет в него степь:  «Я степь люблю. Я здесь уверовал, что нету музыки без солнца!»

Чутко сердце русского певца Павла Васильева, многие строки которого навеяны родной Степью. С сыновьей нежностью написанных строк - «Родительница Степь»:                        «Родительница степь, прими мою Степную песнь!»

          Степь становится отправной точкой обоих поэтов, и Муза их - степная. «Родительницей» называет П.Васильев степь, отдавая ей свою «степную песнь», «окра- шенную сердца жаркой кровью». Степь для него - живая собеседница (риторическое обраще­ние в начале стихотворения): «Родительница степь, прими мою... степную песнь» - олицетворяет образ матери. Эти строки созвучны со строками казахского поэта И.Жансугурова:

                                      И сердце, и песню тебе

                                      Считаю за счастье отдать,

                                       Большая советская степь!

                                       Просторов твоих не объять...

                                      Родился я, рос и мужал

                                      Среди твоих вольных равнин,

                                      Без края широкая степь!

                                      Ты мать мне, я - кровный твой сын .

         Степь родит в душе поэта «певучие звуки» чи­стого серебра, и она же становится сквозной темой его по­эзии: «...одну тебя пою!»  Степь П.Васильева - символ изобилия. Она богата уро­жаем, скотом, лошадьми...Здесь «Затерян след в степи солончаковой» и «Как мерно сердце бьется степной страны…», «как облака тяжелые плывут..».  И «построен бег гнедого иноходца» ,«кричит верблюд»... стр.163

        Степи в произведениях русских писателей являлись символом свободы, вольности. Так же они показывают её красоту, многообразие жизни весеннее-летней степи и различные её состояния. В стихотворении А.Фете мы видим степь вечером.

                                     Уж сумраком пытливый взор обманут.

                                     Среди тепла прохладой стало дуть.

 

Человеку дикая степь представляется источником интеллектуальной свободы и творчества, источником духовной, политической свободы и вдохновения. Исторически она являлась убежищем от авторитарного правительства и политического угнетения. «Степи – это родовое наследие степных народов. Наследие, которое досталось им по праву рождения, и мы обязаны помочь им передать его в сохраненном виде будущему».      Гоголь Н.В. создал своеобразную и недосягаемую «оду степям», подчеркивая ее эсте- тическую и историко-культурную ценность. Вот как он представляет образ степи 16 века в своей исторической повести «Степь, чем дальше, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» В своем   стихотворении И. Никитин (хрестоматия стр.76-77)  определяет степь как пространство земли. Необозримость степи подчеркнута фразой: « Степь широкая, степь безлюдная..». Она живет, дышит, шумит:«..ты залетных птиц песни слушала…» Картина степи озвучена птицами, она какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой:«  Посмотри кругом: небо ясное голубым шатром пораскинулось…»                

Прошло время и мы, люди 21 века, понимаем, что сохраняемое древними степями природная красота превратилась в бесценный эталон, меру и критерий прекрасного.

   Антон Павлович Чехов — тонкий лирик, умеющий увидеть и передать красоту окружа- ющего мира. В повести «Степь» с большой лирической выразительностью раскрывается «торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни». Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам.

     Чехов показывает степь в разное время суток. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось, вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

        Степь А.Кунанбаева поэтична, поражает мощью и полнотой неистраченных сил. Он создал целый цикл произведений о временах года.

                                   Лето - солнечная пора!

                                  В тучах, шелковых травах степь

                                  От душистых цветов пестра .

 

  Яркие запоминающиеся строки о весенней степи мы читаем у И.Алтынсарина:   

                               ...То воздух степной, как струю родниковой воды,

                                Глотать будут все, кто живет и умеет дышать.

                               А малые дети на бархате трав молодых [

 

            Целинная степь, как часть дикой природы, имеет этическую ценность. Она содержит и производит добро в мире. Еще Генри Торо подчеркивал, как близко к добру находится то, что дико. Поэтому наши поступки, направленные на сохранение целинных участков, являются благими поступками.

        Дикая степь воспитывает патриотизм. Это происходит благодаря наложению нескольких образцов степи - степь как жилище предков, степь как красавица, степь как вольница.

      Но генетическая память, усиленная знанием культуры и истории прошлого, упорно зовёт поэта назад, к пер­возданной степи.

Различные виды ценности степи. Одна из базовых идей современной экологической этики - наличие в дикой природе внутренней (присущей, врожденной) ценности.    На историко-культурную ценность степей указывал Н.В. Гоголь и М.Ауэзов в своих произведениях. На эстетическую ценность – И.С. Тургенев. Этическая ценность степей ярко выражена в произведениях А.Кунанбаева, П.Васильева.  Внутренняя ценность степей проявляется в произведениях Ж.Нуркенова. Ценность не имеет цены, она имеет достоинство.

 

   2.Образное восприятие степи

           Удивительное пространственное разнообразие степей, всегда оправдывалось различиями в характере динамики степных компонентов в разных географических районах. Попытаемся проанализировать степь с точки зрения образного восприятия.

---К какому виду пейзажа относится степь? ((географический, ,национальный)

----Какое пространство и время?( горизонтальное,ровное,свободное,спокойное,статическое,

Зрительно степь — это открытое пространство, то ярко освещенное солнцем, то пасмурное; то покры­тое снегом, то с бурными потоками талой воды; то с дождем, как из ведра, то засушенное, без капли влаги; то с моросью, висящей над самой землей, то брызжущее слепым дождиком. Степная почва —  то набух­шая от влаги, то серая потрескав­шаяся, а затем становится белесой и пылеватой. Трава в степи бывает то густая, то разреженная, то с цветами, то без них. Для глаз впечатлительного человека — это птицы, парящие высоко в воздухе, но вьющие гнезда на земле; это стада копытных, то появляющиеся, то исчезающие за гори­зонтом; это поминутно выскакивающие и вновь пря­чущиеся в норы, как чертик на пружинке, грызуны; это саранча, выпархивающая внезапно, как выстрел в упор, и тут же замирающая неподвижно.

 Зрительные образы  в различное время года представлены  в произведениях: Чехов А.П. «Степь»: «Солнце уже выглянуло из-за туч, улыбнулось и засверкало»

       Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: «Степь чем дальше, тем становилось прекрасней. Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялось зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!...»

 Казахская степь описана в произведениях: М. Ауэзова "Серый лютый.”

«...Вышли в степь, и Хасен спустил пса со сворки. Аккаска  громадными прыжками помчался по синеватым  в утренних сумерках снегах...Нет, не ошибся Аккаска.  Волк внезапно, неслышно показался в тихой, пустынной, заснеженной лощине. Вот он, хитрец! Тут сугробы сыпучие, зыбкие - целина...»

        На слух степь — оркестр контрастов. Мягкий шум дождя, свистящий ветер, стук града о землю, звук раскатистой грозы и еще десяток впечатлений дарит степь, ошеломляет слушателя в течение нескольких минут. Трава в степи, мягко шелестящая на ветру сегодня, уже завтра может хру­стеть ломкими стеблями. Даже почва под ногами шеп­чет, скрежещет или стучит. Так же разнообразны ощущения звучания поющих прямокрылых  насекомых.

   В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы слышим, как: «Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза в свою траву. Крик, надвигающийся в стороне туче диких гусей, отдавался в бог весть каком дальнем озере»

   В стихотворении П.Васильева « Расставанье» мы слышим казахскую степь.

                         Велика над степью тишина,

                       Да тихо так, что даже тень косая

                       От коршуна скользящего слышна.

Осязательно степная экосистема неспокойна, поры­виста, как и в других ощущениях. Степь — это ветер, то сухой и горячий, то горячий и влажный — душный, то влажный и холодный — пронизывающий. Это пыль на лице, зубах, коже или ощущение необы­чайной чистоты после ДОЖДЯ.

   Даже скучная в плане эмоций почва дает контраст­ные ощущения. Неуравно­вешенность характера степной экосистемы подтвер­ждают и резкие неожиданные удары прыгающих са­ранчовых, сменяющиеся обволакивающим ощущением вьющейся летающей мелочи, или мягким полусонным прикосновением садящихся на сухую кожу стрекоз, бабочек и других крупных летающих насекомых.

   У И.Алтынсарина мы находим такие строки:

                                          А малые дети на бархате трав молодых

                                          По тихим долинам начнут беззаботно играть,

                                         Скакать и кататься, как шарики, с горок крутых...

 Запахи в степи разнообразны. Для человека шалфейные, тимьянные, полынные, с тысячами оттен­ков и переходов, ароматы столь неповторимы и неза­бываемы своим причудливым переплетением и струях порывистого Степного ветра. Это мы ощущаем в произведениях П.Васильева «Семипалатинск»: 

                                                     Мы пьем кумыс из широких чашек

                                                    И помним: так пахла в степях трава

 

           Таким образом, все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и даже, при крайней необходимо­сти, вкус — дают восприимчивому человеку в степи ощущение чрезвычайной переменчивости и резкой, без плавных переходов, смены явлений применительно к любому природному компоненту.

 

3.Обобщение темы урока. Сегодня на уроке мы с вами увидели на сколько прекрасна наша земля, её степи. Казахстан славится не только красотой своей земли, но и писателями, поэтами, которые воспевают  её в своих произведениях.

 

8. Подведение итогов, выставление оценок.

 

9. Домашнее задание. Прочитать фрагмент из рассказа А.Чехова « Степь» на стр.164 в учебнике. ответить на вопросы стр.166.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русской литературе на тему « Поэтика степного пространства»(7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: « Поэтика степного пространства»

 

Цели урока: познакомить учащихся с поэтикой степного пространства, дать обзор казахской и     русской литературы в описании степи, показать особенности поэтики казахской литературы.

формирование умения анализировать  произведения , отработка умения опознавать, , классифицировать языковые факты, особенности и колорит языка художественного произведения;раскрытие в поэтическом описании образ степи, приобщение к богат- ствам отечественной художественной литературы; формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

На дидактическом материале урока показать красоту родного края, воспитывать любовь к родной земле, умение сострадать на примере произведений казахских и русских поэтов.

Методы проведения урока: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь, тексты произведения.

                                                           Эпиграф к уроку:   Едешь, едешь- степь да небо,                                                                                                    Степь, все степь, как море;                                                                                                                           И взгрустнется поневоле                                                                                                                                               На таком просторе.

                                                                                                                                     И.Суриков

                                         План и содержание урока .

 

1. Вступительное слово учителя:     В этом году Союз писателей Казахстана отмечает 75-летний юбилей. Главный итог в писательской работе– это новые, заметные произве -дения. Что произошло в литературе независимого Казахстана за последние 15–20 лет?  Союз писателей Казахстана по праву считается колыбелью не только казахских писате лей, но и всей творческой интеллигенции страны. У его основания стояли Сакен Сей фул лин, Ильяс Джансугуров, Беимбет Майлин. Его славу составили Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Габиден Мустафин, Илья Шухов, Абдильда Тажибаев, Дмит- рий Снегин… Список этих замечательных имён можно продолжить. Тот факт, что за эти годы под эгидой ЮНЕСКО проводились юбилеи Махамбета, Абая, Мухтара Ауэ зова, Сабита Муканова, Габита Мусрепова, говорит не только о высокой оценке деятельности этих великих личностей, но и о всемирном признании значения многовековой казахской культуры. В этом заслуга нашей независимости.
    Последовательная, планомерная поддержка творческих союзов президентом Нурсул таном Назарбаевым приносит свои плоды. В последние годы оживилась издательская деятельность, казахстанские книги стали заметны на международных книжных выстав- ках в Москве, в Германии, наша Международная книжная выставка-ярмарка в Алматы «На великом Шёлковом пути» собирает всё больше участников из других стран.                                                                 Мы не должны забывать о том, что, создавая приемлемые условия жизни молодому та- ланту, создаём предпосылки для большой литературы завтрашнего дня. Талант бизнес- мена приносит дивиденды его обладателю, дар писателя принадлежит его народу, способствует духовному развитию нации.
               Говоря о судьбах казахской литературы и культуры, чьи корни уходят в глубь столетий, в объятия далёких эпох, мы не должны забывать, что хранитель этой корневой системы
– Великая Степь!  Все мы дети Великой Степи.       

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Поэтика степного пространства». Степное прост -ранство относится к географическим  естественным ландшафтам. Степь является «своим»,национальным пейзажем, и поэтому многие писатели и поэты в своих произ- ведениях обращались к ее описанию. Вспомните художественную картину степи в «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя. Бескрайняя даль, символизирующая приволье, нерушимость основ бытия. Степь в поэзии и прозе казахских, русских писателей – это живописное место, вдохновляющее и воспитывающее любовь к малой Родине. Особенно красива степь весной, когда начинается пора цветения, наполняется звуками и запахами. Сегодня на уроке мы будем опираться на произведения писателей 19-21 веков  казахских и казахстанских писателей: А. Кунанбаев, М. Ауэзов, М. Алимбаев, П. Васильев, С. Бегалин, А. Дусейнбиев, Ж. Нуркенов,  русских писателей:А.А.Фет, Н.В. Гоголь, А.П. Че- хов.        

          В стихотворении Ж.Нуркенова «Степь» как только «заря зардела на ветру» - «проснулись кюи и от струн над степью кинулись в полёт» вслед за «плывущим в синеву» рассветом. Его степь с пробуждением солнца вся наполняется музыкой. И как «кара- торгай» (жаворонок), «ссыпая трель неимоверную», всё «выше, выше к солнцу рвётся», так и поэт понимает, что для него «нету музыки без солнца», и эту уверенность вселяет в него степь:  «Я степь люблю. Я здесь уверовал, что нету музыки без солнца!»

Чутко сердце русского певца Павла Васильева, многие строки которого навеяны родной Степью. С сыновьей нежностью написанных строк - «Родительница Степь»:                        «Родительница степь, прими мою Степную песнь!»

          Степь становится отправной точкой обоих поэтов, и Муза их - степная. «Родительницей» называет П.Васильев степь, отдавая ей свою «степную песнь», «окра- шенную сердца жаркой кровью». Степь для него - живая собеседница (риторическое обраще­ние в начале стихотворения): «Родительница степь, прими мою... степную песнь» - олицетворяет образ матери. Эти строки созвучны со строками казахского поэта И.Жансугурова:

                                      И сердце, и песню тебе

                                      Считаю за счастье отдать,

                                       Большая советская степь!

                                       Просторов твоих не объять...

                                      Родился я, рос и мужал

                                      Среди твоих вольных равнин,

                                      Без края широкая степь!

                                      Ты мать мне, я - кровный твой сын .

         Степь родит в душе поэта «певучие звуки» чи­стого серебра, и она же становится сквозной темой его по­эзии: «...одну тебя пою!»  Степь П.Васильева - символ изобилия. Она богата уро­жаем, скотом, лошадьми...Здесь «Затерян след в степи солончаковой» и «Как мерно сердце бьется степной страны…», «как облака тяжелые плывут..».  И «построен бег гнедого иноходца» ,«кричит верблюд»... стр.163

        Степи в произведениях русских писателей являлись символом свободы, вольности. Так же они показывают её красоту, многообразие жизни весеннее-летней степи и различные её состояния. В стихотворении А.Фете мы видим степь вечером.

                                     Уж сумраком пытливый взор обманут.

                                     Среди тепла прохладой стало дуть.

 

Человеку дикая степь представляется источником интеллектуальной свободы и творчества, источником духовной, политической свободы и вдохновения. Исторически она являлась убежищем от авторитарного правительства и политического угнетения. «Степи – это родовое наследие степных народов. Наследие, которое досталось им по праву рождения, и мы обязаны помочь им передать его в сохраненном виде будущему».      Гоголь Н.В. создал своеобразную и недосягаемую «оду степям», подчеркивая ее эсте- тическую и историко-культурную ценность. Вот как он представляет образ степи 16 века в своей исторической повести «Степь, чем дальше, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» В своем   стихотворении И. Никитин (хрестоматия стр.76-77)  определяет степь как пространство земли. Необозримость степи подчеркнута фразой: « Степь широкая, степь безлюдная..». Она живет, дышит, шумит:«..ты залетных птиц песни слушала…» Картина степи озвучена птицами, она какая-то сказочная, и он восторгается этой сказкой:«  Посмотри кругом: небо ясное голубым шатром пораскинулось…»                

Прошло время и мы, люди 21 века, понимаем, что сохраняемое древними степями природная красота превратилась в бесценный эталон, меру и критерий прекрасного.

   Антон Павлович Чехов — тонкий лирик, умеющий увидеть и передать красоту окружа- ющего мира. В повести «Степь» с большой лирической выразительностью раскрывается «торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни». Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам.

     Чехов показывает степь в разное время суток. Перед нами утренний пейзаж и переход к дневному зною; картина томительного дневного зноя, когда время точно застыло и остановилось, вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.

        Степь А.Кунанбаева поэтична, поражает мощью и полнотой неистраченных сил. Он создал целый цикл произведений о временах года.

                                   Лето - солнечная пора!

                                  В тучах, шелковых травах степь

                                  От душистых цветов пестра .

 

  Яркие запоминающиеся строки о весенней степи мы читаем у И.Алтынсарина:   

                               ...То воздух степной, как струю родниковой воды,

                                Глотать будут все, кто живет и умеет дышать.

                               А малые дети на бархате трав молодых [

 

            Целинная степь, как часть дикой природы, имеет этическую ценность. Она содержит и производит добро в мире. Еще Генри Торо подчеркивал, как близко к добру находится то, что дико. Поэтому наши поступки, направленные на сохранение целинных участков, являются благими поступками.

        Дикая степь воспитывает патриотизм. Это происходит благодаря наложению нескольких образцов степи - степь как жилище предков, степь как красавица, степь как вольница.

      Но генетическая память, усиленная знанием культуры и истории прошлого, упорно зовёт поэта назад, к пер­возданной степи.

Различные виды ценности степи. Одна из базовых идей современной экологической этики - наличие в дикой природе внутренней (присущей, врожденной) ценности.    На историко-культурную ценность степей указывал Н.В. Гоголь и М.Ауэзов в своих произведениях. На эстетическую ценность – И.С. Тургенев. Этическая ценность степей ярко выражена в произведениях А.Кунанбаева, П.Васильева.  Внутренняя ценность степей проявляется в произведениях Ж.Нуркенова. Ценность не имеет цены, она имеет достоинство.

 

   2.Образное восприятие степи

           Удивительное пространственное разнообразие степей, всегда оправдывалось различиями в характере динамики степных компонентов в разных географических районах. Попытаемся проанализировать степь с точки зрения образного восприятия.

---К какому виду пейзажа относится степь? ((географический, ,национальный)

----Какое пространство и время?( горизонтальное,ровное,свободное,спокойное,статическое,

Зрительно степь — это открытое пространство, то ярко освещенное солнцем, то пасмурное; то покры­тое снегом, то с бурными потоками талой воды; то с дождем, как из ведра, то засушенное, без капли влаги; то с моросью, висящей над самой землей, то брызжущее слепым дождиком. Степная почва —  то набух­шая от влаги, то серая потрескав­шаяся, а затем становится белесой и пылеватой. Трава в степи бывает то густая, то разреженная, то с цветами, то без них. Для глаз впечатлительного человека — это птицы, парящие высоко в воздухе, но вьющие гнезда на земле; это стада копытных, то появляющиеся, то исчезающие за гори­зонтом; это поминутно выскакивающие и вновь пря­чущиеся в норы, как чертик на пружинке, грызуны; это саранча, выпархивающая внезапно, как выстрел в упор, и тут же замирающая неподвижно.

 Зрительные образы  в различное время года представлены  в произведениях: Чехов А.П. «Степь»: «Солнце уже выглянуло из-за туч, улыбнулось и засверкало»

       Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: «Степь чем дальше, тем становилось прекрасней. Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялось зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!...»

 Казахская степь описана в произведениях: М. Ауэзова "Серый лютый.”

«...Вышли в степь, и Хасен спустил пса со сворки. Аккаска  громадными прыжками помчался по синеватым  в утренних сумерках снегах...Нет, не ошибся Аккаска.  Волк внезапно, неслышно показался в тихой, пустынной, заснеженной лощине. Вот он, хитрец! Тут сугробы сыпучие, зыбкие - целина...»

        На слух степь — оркестр контрастов. Мягкий шум дождя, свистящий ветер, стук града о землю, звук раскатистой грозы и еще десяток впечатлений дарит степь, ошеломляет слушателя в течение нескольких минут. Трава в степи, мягко шелестящая на ветру сегодня, уже завтра может хру­стеть ломкими стеблями. Даже почва под ногами шеп­чет, скрежещет или стучит. Так же разнообразны ощущения звучания поющих прямокрылых  насекомых.

   В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы слышим, как: «Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза в свою траву. Крик, надвигающийся в стороне туче диких гусей, отдавался в бог весть каком дальнем озере»

   В стихотворении П.Васильева « Расставанье» мы слышим казахскую степь.

                         Велика над степью тишина,

                       Да тихо так, что даже тень косая

                       От коршуна скользящего слышна.

Осязательно степная экосистема неспокойна, поры­виста, как и в других ощущениях. Степь — это ветер, то сухой и горячий, то горячий и влажный — душный, то влажный и холодный — пронизывающий. Это пыль на лице, зубах, коже или ощущение необы­чайной чистоты после ДОЖДЯ.

   Даже скучная в плане эмоций почва дает контраст­ные ощущения. Неуравно­вешенность характера степной экосистемы подтвер­ждают и резкие неожиданные удары прыгающих са­ранчовых, сменяющиеся обволакивающим ощущением вьющейся летающей мелочи, или мягким полусонным прикосновением садящихся на сухую кожу стрекоз, бабочек и других крупных летающих насекомых.

   У И.Алтынсарина мы находим такие строки:

                                          А малые дети на бархате трав молодых

                                          По тихим долинам начнут беззаботно играть,

                                         Скакать и кататься, как шарики, с горок крутых...

 Запахи в степи разнообразны. Для человека шалфейные, тимьянные, полынные, с тысячами оттен­ков и переходов, ароматы столь неповторимы и неза­бываемы своим причудливым переплетением и струях порывистого Степного ветра. Это мы ощущаем в произведениях П.Васильева «Семипалатинск»: 

                                                     Мы пьем кумыс из широких чашек

                                                    И помним: так пахла в степях трава

 

           Таким образом, все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и даже, при крайней необходимо­сти, вкус — дают восприимчивому человеку в степи ощущение чрезвычайной переменчивости и резкой, без плавных переходов, смены явлений применительно к любому природному компоненту.

 

3.Обобщение темы урока. Сегодня на уроке мы с вами увидели на сколько прекрасна наша земля, её степи. Казахстан славится не только красотой своей земли, но и писателями, поэтами, которые воспевают  её в своих произведениях.

 

8. Подведение итогов, выставление оценок.

 

9. Домашнее задание. Прочитать фрагмент из рассказа А.Чехова « Степь» на стр.164 в учебнике. ответить на вопросы стр.166.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 226 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1056
    • DOCX 28.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шахова Лилия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шахова Лилия Александровна
    Шахова Лилия Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 24564
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе