Урок
русского языка
3
класс
Слайд
1
Тема
урока «Правописание мягкого знака на
конце имён существительных третьего склонения»
Цели:
предметные:
-отработать
правило написания ь знака у существительных 3 склонения;
метапредметные:
-способствовать
овладению способностью определять, формулировать цель деятельности на
уроке;
-формировать
умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать свою версию на основе
наблюдения за языковым материалом;
-формировать
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-учить
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
УУД:
личностные:
-воспитывать
внимательность, самостоятельность;
-развивать память
и мышление (Л);
коммуникативные:
-формировать
умение работать в парых, проявлять толерантность (К);
-регулятивные:
-формирование
умения корректировать дальнейшую деятельность (Р);
-познавательные:
-формирование
умения делать анализ, синтез, сравнение, обобщение(П).
Формы организации
познавательной деятельности:
групповая,
индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
словесные,
практические, наглядные, частично-поисковый, аналитический, сравнительный.
Оборудование:
Презентация,
таблица, карточки для парной работы, наглядный материал.
Ход
урока
1.Самоопределение к деятельности.
-Если вы уже настроились на урок русского
языка и готовы активно работать, прошу выпрямить спины, сесть как школьники и
быть очень внимательными.
2.Повторение пройденного материала. Слайд
2
- Я вам предлагаю рассмотреть цепочку слов
и подумать, что объединяет все эти слова.
-Самолёт, учитель, Россия, фонари, метро –
(Это существительные)
- Докажите!
-Исключите из неё лишние слова по
какому-либо признаку. Причину исключения обоснуйте
-Вспомните, что вы знаете о существительном.
(Составление кластера) Слайд 3
- Я оставлю только одно слово « учитель» .
- А вам предлагаю отгадать ещё одно слово.
Вспомните дроби из математики посмотрите на буквы. Дети проговаривают сами ( 1/4
часть квадрата - буква п,
1/6 часть круга –я, 2/4 части квадрата
–е, 3/8 круга – р, 7/8 - ь знак)
-Какое слово получили? (Перья)
-Записываю на доске.
3. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности.
а).-У меня на доске записаны два слова: учитель
и перья
-Что
общего? (сущ, ь знак)
-Какую работу может выполнять ь знак? (может
смягчать впереди стоящий согласный или разделять согласный и гласный)
-Расскажите правило об употреблении
разделительного ь знака (Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после
согласной перед гласными е,ё,ю.я,и)
б). -Сейчас я предлагаю вам поработать на
доске. Вам нужно будет распределить слова на две группы. Слайд 4
1 групп - где ь знак-показатель мягкости
согласного, ,
2 группа - где ь знак разделительный.
Крыльцо, перья, льём, лисья, кольцо, жильё,
вьюнок, жизнь, робость, тишь.
-Какое
слово не распределили? (тишь)
В чём возникло затруднение? (Не вошло ни в
одну группу. Здесь мягкий знак не смягчающий, не разделительный.)
-Но
я почему-то его написала, так как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
(Правописание
мягкого знака у существительных женского рода после шипящих).
-А какая задача стоит перед нами?
(Научиться правильно записывать существительные с шипящим на конце).
-Давайте вернёмся к слову тишь.
-Что
вам известно о нём? А что хотели бы узнать? (Почему это слово пишем с ь
знаком)
- Давайте вернемся к нашему слову.
Подберите синонимы к этому слову.( Тишина, безмолвие, безветрие, молчание).
-А антоним?- (шум)
-Я , ребята, к слову тишь подобрала вот
такой пейзаж .(Пейзаж-общий вид какой-то местности). Слайд 5
- Какие
чувства он у вас вызывает? (Хочется посидеть на берегу речки, послушать тишину.
Всё вокруг спит).
в).-Я вам предлагаю разделить слова на две
группы и записать в два столбика
Слайд 6
-Ночь, рожь, грач, вещь, борщ, малыш, мышь
- Выделите общие признаки, догадайтесь,
каким правилом руководствовались, записывая в два столбика (существительные, с
шипящим на конце, определяли род)
- К какому склонению относятся
существительные 1 столбика? (К 3 склонению).
-Давайте составим алгоритм правильного
написания слов с шипящим на конце: Слайд 7
1. Это часть речи-…
2. У сущ-х ж.р. после шипящих…
3.У сущ-х м.р. после шипящих…
Физминутка
-Буквы
разные писали
И
немного мы устали
Руки
мы поднимем выше
На
носочки встанем тише
Руки
шире, разомнёмся
И
за дело вновь возьмёмся.
4. Закрепление.
а)._-Что у меня записано на доске? (Предложение)
-Дайте
характеристику этого предложения. (Повествовательное, невосклицательное,
распространенное).
-Запишите предложение, заменяя имя
существительное мн. числа именем существительным ед. числа: В лесу были ночи звёздные.(
В лесу была звёздная ночь).
- Разберите по членам предложения .
- Найдите словосочетания, определите связь
.
- Разберите по составу слово ночь
- Устно сделайте звуко - буквенный анализ
слова ночь.
-Почему слово ночь записали с « ь» знаком?
( У существительных ж.р. после шипящих мягкий знак пишется)
б). –На доске записаны слова.
Составьте предложения. Слайд 8
Один, откроет, ключ, только, замок (Только
один ключ откроет замок)
Возглавляет, ноты, все, ключ, этот. ( Все
ноты возглавляет этот ключ).
-Нужен, ключ, слесарю, гаечный. (Гаечный
ключ нужен слесарю)
- Чем похожи все эти предложения? (ключ)
-А как же вы разобрались , о каком ключе
идет речь?(помогли слова)
- Какой
еще бывает ключ? (который бьет из-под земли)
-А
еще говорят построить дом под ключ? Как понимаете? Слайд 9
Почему слово ключ написали без ь знака? (
У сущ м.р. после шипящих ь знак не пишется)
в). Вы будете самостоятельно записывать
слова в тетрадь в соответствии с правилом. А потом проверите себя. Но
подберем все вместе.
-Бывает письменной и устной…речь
-Он бывает на берегу реки или моря… пляж
-Правда лучше, чем…ложь.
-Зимой дрова ест, а летом спит…печь
-Под полом таится, кошку боится…мышь
Синоним слова –Призыв -клич
Синоним слова-Здоровяк-силач
Синоним слова Граница-рубеж
Состоятельный человек-богач
Проверьте себя и оцените
г). Работа в парах.
Найдите ошибки и исправьте:
Плащ, луч, молодёжь, сэндвич, помощ,
мяч, стрижь, грач, ноч.
-Сколько насчитали
ошибок? (три)
-В каких словах?
5.Рефлексия.
- Мы с вами хорошо потрудились.
-Вспомните, какую учебную задачу мы перед
собой ставили?
-Смогли мы её выполнить?
-Русский язык- это наука, причем сложная,
но для вас сегодня она была ни ночью, ни тьмой.
-Свет знаний освещал вам дорогу.
-На полях нарисуйте соответствующую
звезду.
- Желтая - было интересно и легко на
уроке
Розовая - иногда были трудности
Голубая - не разобрался в теме
-Я очень рада, что этот урок был для вас
интересным и полезным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.