1.
Самоопре-
деление
к деятель-
ности.
|
Включение
учащихся в
учебную
деятель-
ность
|
- Урок русского языка. Я рада вас всех видеть. И
думаю, что сегодняшний урок принесёт нам
радость общения друг с другом.
- Что бы вы хотели получить от
урока?
СЛАЙД 1.
ЦВЕТОПИСЬ
НАСТРОЕНИЯ
Положительные
|
Отрицательные
|
радость
|
скука
|
гордость, успех
|
колебания
|
спокойствие
|
тревога
|
удовлетворение
|
неудовлетворение
|
- Давайте определим с каким
настроением вы пришли на урок.
Какие эмоции вы испытываете
в начале урока.
- Украсим «Дерево чувств»
осенними листьями.
|
Выбирают осенний лист с
соответствующим словом: радость,
спокойствие, скука, тревога.
|
Р.
Организация
рабочего
места
Л.
Самоопреде
ление
К.
Настрой
на урок
|
Готов-
ность
ученика
к уроку
|
2.
Актуализа
ция
знаний и
мотивация
3.
Постанов-
ка
учебной
задачи.
|
Воспроиз-
вести ЗУН,
доступные
для
построения
нового
способа
действия.
Активизи-
ровать мыс-
лительные
процессы
Выявить
причину
затруднения.
Поставить
цель урока
|
Проверка домашней работы.
- Прочитайте слова, вставьте буквы:
рож.., врач.., цеп.., вещ.., матч..,сет..
-Что в них общего?
-Что такое имя существительное?
-На какие группы можно разделить
слова?
-Что такое склонение?
Игра « Верите ли вы? »
-Отвечайте на вопросы «да», «нет»
1. В русском языке шесть падежей?
2. Начальная форма существительного –это слово
в ед.числе и винительном падеже?
3. В русском языке три типа склонения?
4. Существительные женского рода
с мягким знаком на конце
относятся к 3-му склонению?
- Теперь вы задайте вопрос классу.
-О какой части речи будем
говорить на уроке?
Словарная работа.
СЛАЙД 2.
солома ( ? ) муравей
огонь ( ? ) родник
пшено ( ? ) куница
дом ( ? ) рога
-Составьте слова с непроверяемыми
написаниями
-Откройте тетради, запишите число.
-Запишите эти слова в форме
родительного падежа, выделите
окончания.
-Назовите окончания имён
существительных.
-Почему у этих существительных
разные окончания, если падеж
одинаковый? От чего зависит
написание окончания?
Постановка проблемы.
СЛАЙД 3.
На вершин.. высокой ел.. сидит
белка.
-Запишите предложение.
Если не знаете, какую букву
писать, пропустите,
оставьте место для её написания.
-Где возникли затруднения?
-Почему возникла трудность?
- Определите тему урока.
СЛАЙД 4.
Склонение имён существительных.
Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных.
-Сформулируйте цели урока,
опираясь на тему урока.
-Используйте для этого опорные
Слова:
Познакомимся
Будем учиться
Научимся
Физкультминутка
- Я
вам буду диктовать слова
1-го, 2-го и 3-го склонения.
Хлопайте в ладоши, если слово1склП
если 2 скл. – прыгайте,
если слово 3скл. – приседайте.
Класс, февраль, молодёжь, книга,
рассказ,ночь,пустяк, закладка,дядя
|
-Это имена существительные.
- Имя существительное – это часть
речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?
- Женского и мужского рода,
2-го и 3-го склонения.
-Это изменение существительного
по падежам и числам. В русском
языке различаются три
разных типа
склонений существительных.
1скл. – сущ. ж.р и м.р., -а,-я в нач.ф.
2скл. – сущ.ср.р., -о,-е, также м.р.
3скл.- сущ. ж.р. с нулевым окончанием в
начальной форме.
-Да.
-Нет.
-Да.
- Да.
Дети формулируют и задают
вопросы по теме.
- Об имени существительном.
Произносят слова с ударением,
называя непроверяемые
безударные гласные.
-Соловей, огород, пшеница, дорога
Соловья, огорода, пшеницы,дороги
-я, -а, -ы, -и.
-Окончание зависит не только
от падежа, но и от склонения.
-В окончаниях существительных.
-В этих словах безударные
окончания.
-Склонения имён существительных.
Безударные окончания имён существительных.
-Познакомимся с правописанием
безударных окончаний имён
существительных.
-Научимся правильно писать
безударные окончания сущ – ых.
|
К.
Постановка
вопросов
П.
Формули-
ровка
проблемы
Р.
Целеполага-
ние
|
Умение
определять
род и
склонение
существи-
тельных,
правильно
писать
словарные
слова
Осознание
Проблемы
|
4.
«Откры-
тие»
детьми
нового
знания.
|
Построение
учащимися
нового
способа
решения
учебной
задачи
и формиро-
вание
способности
к её
выполнению
|
-Откройте учебник на стр. 116.
-Рассмотрите упражнения
№ 107, № 108, № 109.
-Сравните задания упражнений,
чем похожи задания?
-Чем различаются?
-Просклоняйте письменно в ед.ч.
сущ-ые 1склонения из упр.107
-Выделите окончания во всех
словах, поставьте ударение.
-Что вы заметили?
-В каких словах написание окон-
чаний не вызвало затруднений?
- Почему?
-В каких словах появились
сомнения в написании окончаний?
-Различаются ли у существительных
одного типа склонения
и в одном падеже ударные и
безударные окончания?
- Сформулируйте правило.
-Давайте проверим свои выводы
и
прочитаем правило
на стр. 116 учебника
-Сравните выводы.
-Как же определить, какое
безударное окончание
необходимо писать?
-Какие слова 1скл. могут быть
помощниками для написания
безударного окончания?
Составим алгоритм.
-В какой последовательности мы будем действовать,
чтобы
правильно написать безударное
падежное окончание?
СЛАЙД 5.
Проверка безударных падежных
окончаний имён существительных
Работа в парах.
Продолжим работу с упр. 108 и 109
-Договоритесь в парах, с какими
упражнениями будете работать.
После работы взаимоповерка
и
взаимооценка по шкале.
-Соблюдайте правила работы в паре
-Кто готов, просигнализируйте.
-Назовите слова-помощники
существительных 2-го склонения.
-Назовите слова-помощники
существительных 3-го склонения.
|
- Нужно просклонять, изменить по
падежам имена существительные.
- В упр. 107-сущ-ые 1-го склонения,
в упр. 108 -сущ-ые 2-го склонения,
в упр. 109- сущ-ые 3-го склонения.
С комментированием у доски:
И.п. скала, земля, дедушка, дядя
Р.п. скалы, земли, дедушки, дяди
Д.п. скале, земле, дедушке, дяде
В.п. скалу, землю, дедушку, дядю
Т.п. скалой,землёй, дедушкой,дядей
П.п. о скале, о земле, о дедушке,
о дяде
- Что окончания слов одного и того
же склонения могут быть
ударными и безударными.
- СКАЛА, ЗЕМЛЯ
-В этих словах ударное окончание,
и мы его ясно слышим.
- ДЕДУШКА, ДЯДЯ
-Сомнения появились, в этих
словах безударные окончания.
- Нет.
-У существительных одного типа
склонения и одного падежа
ударные и безударные окончания
пишутся одинаково.
Дети читают.
-Если сравнить выводы, то можно
сказать, что они одинаковы. Мы
тоже сделали такой же вывод.
Высказывают предположения и
приходят к выводу, что
безударные окончания одного типа
склонения проверяются ударными
окончаниями этого же типа
склонения.
-СКАЛА, ЗЕМЛЯ
1.Ставлю существительное
в начальную форму.
2.Определяю склонение.
3.Подбираю слово-помощник.
4.Пишу окончание, как у слова-
помощника.
Руки «домиком».
-СТЕКЛО, СТОЛ, РУЛЬ
-СТЕПЬ
|
П.
Формирова-
ние умения
осуществлять
сравнение
и выделять
общее и
различное
Р.
подведение
под
правило
Л.
учёт
позиции
собеседника
К.
находить
общее
решение в совместной
деятельнос-
ти
Р.
коррекция,
оценка
|
Умение
делать
вывод
|
5.
Первич-
ное
закрепле-
ние
|
Закрепление
нового
знания.
Усвоение
нового
способа
действий.
|
- Давайте применим новое знание
и отработаем алгоритм написания
безударных окончаний.
СЛАЙД 6.
Мечтать о лет.., жить в деревн..,
поехать на мор.., между дел..,
из жизн.., по Волг.., к лошад..
-Прочитайте диалог Миши и
Анишит Йокоповны на с.117.
-От чего зависит окончание
существительного?
-Вернёмся к предложению и
проверим безударные окончания
слов.
-Сможем ли мы теперь правильно
написать слова :
на вершин(е,и) , ел(е,и) ?
|
С комментированием записывают.
1-ый ученик:
Лето- 2скл., о стекле – о лете, -е
Пишу: мечтать о лете
2-ой ученик:
Деревня-1скл., в земле-в деревне,-е
Пишу: жить в деревне
и т. д.
- От склонения и падежа.
На вершин(е,и)
1.
Н.ф. вершина
2.
1-е склонение
3.
на скале, на вершине
4.
пишу окончание –е
ел(е,и), н.ф. ель,
3скл.,степи, ели.
|
Р.
применяют
новое
правило
К.
Используют
речь для
регуляции
своего
действия
|
Усвоение
нового
правила
|
7.
Включе-
ние в
систему
знаний,
повторе-
ние
8.
Рефлексия
деятель-
ности
|
Повторение
и
закрепление
изученного,
включение
нового
в систему
знаний
Подвести
итог
урока,
рефлексию
деятельнос-
ти всего
класса
|
Работа в ТПО. (Тетрадь на
печатной основе)
С. 77, упражнения 84 и 85
-Будете работать в парах.
-Договоритесь, какие упражнения
будете выполнять.
-Проверьте друг друга и
оцените по шкале.
-Проверка работы.
Д/з:
У. с.116 Правило,
ТПО с.76-77 упр.83
-Что вы узнали на уроке?
-Как проверить безударные окончания
существительных?
-Достигли ли цели урока?
-Оцените свою работу на уроке
в дневнике.
-И в конце урока заполните
«Дерево чувств».
-Сравните своё настроение
В начале и в конце урока.
-На память я дарю вам ключики
Со словами – помощниками.
С их помощью вы сможете
Открыть дверь в безударные
Окончания имён существительных.
Спасибо за урок.
|
Взаимопроверка, оценивание
Одна пара рассказывает, как они
Работали
-Безударные окончания существительных одного типа
склонения пишутся так же,
как окончания, стоящие
под ударением.
-Безударные окончания существительных проверяй
по ударным.
Закрашивают кружочек.
Описывают свои эмоции:
Я чувствую…потому что…мне…
(скучно / не скучно)
Был активным…
Полностью выполнил задание…
|
П.
смысловое
чтение
заданий к
упражнению
Р.
Планирова-
ние
учебного
сотрудни-
чества
К.
Работа
в парах
|
Выполне-
ние
заданий
на
включе-
ние
нового
знания
в
систему
знаний
Соотноше-
ние урока
с
результа-
том
деятель-
ности
Анализ
каждого
ученика
результата
собствен-
ной
деятель-
ности
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.