МОУ Каргатская средняя школа №2 им. Горького
Конспект урока
Обобщение изученного материала по теме
«Имя числительное»
Учитель русского языка и литературы
Лучинина
Наталья Николаевна
Каргат 2010
Конспект урока
Предмет: русский язык, урок- обобщение.
Тема: «Обобщение изученного материала по теме
«Имя числительное».
Класс: 6 класс
Технологии: ИКТ, личностно- ориентированного обучения.
Аннотация:
Повторительно-обобщающий
урок построен в виде путешествия с разными типами заданий. Форма урока
соответствует возрастным особенностям шестиклассников. Важной его частью
является презентация.
Урок позволяет эффективно повторить и обобщить пройденный материал, закрепить
знания учащихся по теме «Имя числительное», содействовать формированию
следующих образовательных компетенций: ценностно-ориентированной,
учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной и компетенции
самосовершенствования. Занимательные задания разного типа и разного уровня сложности
способствуют развитию интереса учащихся к истории развития олимпийского
движения, содействуют
формированию чувства гордости за свой народ и страну, осознанию ценности знаний
и важности овладения ими. Особенностью урока является своеобразный дидактический
материал спортивной
тематики. Выбран материал потому, что 70 % учащихся класса занимаются
различными видами спорта в секциях.
На уроке
используется мультимедийная презентация, которая служит для активизации познавательной
деятельности учеников и повышению мотивации и интереса к предмету.
Эмоциональность, создаваемая использованием современных средств обучения,
является одним из условий для успеха в учебном процессе.
Методы и приёмы обучения,
использованные на уроке, проблемно-поисковые, объяснительно-
иллюстративные, эвристические, метод самоконтроля.
Использовались
следующие формы работы: индивидуальная и групповая,
самостоятельная работа. Учащиеся в командах распределены следующим образом: капитаны
команд и эксперты – это учащиеся с повышенными способностями.
Этот урок является завершающим при изучении раздела «Имя числительное», может
помочь в подготовке к контрольному диктанту по этой теме.
Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Имя
числительное».
Цели. 1. Повторить и обобщить знания,
полученные при изучении темы.
2. Посредством исторического
материала закрепить практические навыки правильного употребления числительных в
речи.
3. Способствовать
воспитанию у учащихся чувства языка, внимания к русской речи, воспитание
патриотизма.
Оборудование: компьютер,
проектор, экран, экспертные листы, ватман, маркеры, кроссворд, карточки с
заданиями.
Ход урока.
1. Орг.
момент.
Актуализация знаний. Задачи урока.(7 мин.)
Слово
учителя. Вы любите путешествовать? ( Ответы учащихся)
А
на чем можно путешествовать? (слайд №1).
Сегодня мы совершим с вами путешествие во времени, как вы думаете на чем?
Верно, на машине времени, а какая это будет машина - мы сейчас узнаем. (
Капитаны команд рисуют машину времени), (слайд №2).
А куда мы с вами полетим? ( Ответы учащихся)
Ребята, недавно произошло событие, которое заставило нас волноваться, не спать
ночами, переживать, а также и гордиться своей страной. Что это за событие?
Правильно, это зимние олимпийские игры в Ванкувере. Сегодня мы окунемся в
историю олимпийских игр. В прошлое, настоящее и будущее.
В нашей машине времени 3 отсека, экипажи заняли свои места.
Любой путешественник встречается с препятствиями, и в роли путешественников мы будем
их преодолевать.
Оценивать нашу работу будут эксперты, они получают ЭКСПЕРТНЫЕ ЛИСТЫ. (
Приложение №1). Как будет происходить оценивание: если ученик выполняет задание
без ошибок, эксперт заполняет кружок кранным цветом, если допускает 1-2 ошибки-
зелёным цветом, если 3 и более- синим цветом.
Что же будет помощником в путешествии, вы сейчас узнаете. (КРОССВОРД НА ДОСКЕ).
( Приложение №2)
(слайд
№3).
Каковы
цвета олимпийских колец? Что они символизируют?
Ответы
вписывают в кроссворд по горизонтали.
Подсказка
Синий
- Европа,
Чёрный –
Африка,
Красный – Америка,
Жёлтый
- Азия,
Зелёный- Австралия.
Прочитайте слово, которое появилось в клетках по вертикали?
Верно,
и не просто число, а имя числительное.
Учитель
открывает на доске тему урока «Обобщение
изученного материала по теме «Имя числительное».
Запишите в тетради число и тему урока.
2.
Повторение
и обобщение. Выполнение заданий. (23 мин.)
(При выполнении заданий используется компьютерная презентация, в которой даются
и задания, и ответы к ним).
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и
журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за
ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако
это не так. ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ИСЧЕЗЛИ ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ Цифра
«говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день
один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось
в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный
свидетель рассказывает о том, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен
принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит
китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона. Цифры играют огромную роль
в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен
числительным.
Вопросы учащимся:
Какую часть речи мы называем числительное?
Укажите верное утверждение. (Слайд №4). (Устные ответы учащихся)
На какие разряды по значению делятся числительные? (Слайд №5). (Устные
ответы учащихся)- Проверьте себя.
На какие группы делятся количественные числительные? (Слайд №6).
(Устные ответы учащихся)- Проверьте себя.
(Слайд
№7).
Наша
машина имеет
Сотый
номер – порядковое.
Три
отсека – количественное, простое.
Двадцать
два посадочных места – количественное, составное.
Три
четверти часа для путешествия – количественное дробное.
•
Задание
№ 1
•
Укажите
разряд и состав числительных.
(Слайд
№8).
1
олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э., а в 394 году до н.э. были
запрещены римским императором Феодосием 1.В 1896 состоялись первые игры
современности, а в 1980 году Москва принимала ХХ летние олимпийские игры.
·
Задание
№2
·
Запишите
выделенные цифры словами
(числительными). Объясните склонение этих числительных.
(Слайд
№9).
С
первых олимпийских игр современности 1896 года мужской марафон является
заключительным событием программы по легкой атлетике с финишем на главном
Олимпийском стадионе, зачастую за несколько часов до закрытия или даже как
часть программы Закрытия.
А
почему марафонская дистанция получили такое название? (Устные ответы
учащихся).
Сообщение
ученика:
Согласно
легенде, греческий воин по имени Фидиппид в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне
пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков.
Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы
победили!» и упал замертво.
·
Задание
№3
·
Запишите
предложение, заменив цифры числительными, определите падеж.
Длина марафонской дистанции равна 42
километрам 195 метрам.
·
Это
задание выполняют те, кто стоит под № 7.
Ф
И З М И Н У Т К А (3 мин.)
Вызываются
2-3 игрока, которые очень хотят получить приз. Ведущий читает текст:
"Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз. Лишь скажу я цифру 3,-
приз немедленно бери. Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек
мелких увидали и не одну, а целых 7. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри
до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок-другой, а лучше 10. Мечтает
парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а
жди команду: раз, два, марш! Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось
прождать..." (если ребята не успели взять приз, его забирает ведущий и
говорит: "Ну, что ж, друзья, вы приз не брали, когда была возможность
брать?!".
(Слайд
№10) – активизация
внимания учащихся после физминутки.
Ребята,
назовите олимпийских чемпионов?
(Слайд
№11).
Пятерка
(лидеров), удвоить (результат), трое (спортсменов), пять (команд), первый,
тройной (прыжок), двадцать пятый.
·
Задание
№4
·
Из
слов, имеющих в корне число, выписать числительные и доказать.
·
Это
задание выполняют те, кто стоит под № 3, 4, 5, 6.
Все остальные выполняют задание по карточкам (Приложение №3):
Вставьте
мягкий знак в числительные там, где это необходимо. Запишите любые два
предложения.
Напечатано
восем..сот экземпляров открыток.
Выполнено
двад…цать заданий.
Вспахали
девят..надцать гектаров земли.
Заработано
девят..сот тысяч рублей.
Построено
пят..десят километров дороги.
В
здании восем..надцать этажей. (Слайд №12)- Проверьте себя.
(Слайд
№13)
Получена
радиограмма.
В
двухтысячна четырнадцатом году олимпиада состоится в городе Сочи, сюда приедут
около полторасты тысячи спортсменов. Они разыграют более восемьдесят
комплектов медалей и будут соревноваться в пятнадцать видах спорта.
·
Задание
№5
·
Исправить
ошибки и отправить радиограмму на Землю.
(Слайд №14) – Проверьте
себя.
А сейчас путешествие в будущее - Следующая зимняя олимпиада состоится в российском
городе Сочи в 2014 году. (Слайд №15-19). А так будут выглядеть
олимпийские объекты, которые предстоит ещё построить.
·
Задание
№6
·
Послание
будущим чемпионам.
В конверт нужно положить письмо - напутствие, в котором вы напишите пословицу с
собирательным числительным. Напишите фамилию того чемпиона, которому хотите
отправить сообщение.
3.
Подведение
итогов урока. (8 мин.)
Учитель: (Слайд №20)
Дополните предложения. ( Ответы
учащихся)
(Слайд №21).Проверьте
себя.
Путешествие
подошло к концу - посадку разрешаем. Экипаж машины времени провел полет……………….
– вывесить экспертные листы.
Эксперты
подводят итоги работы команды. (Отлично, хорошо, удовлетворительно).
4. Рефлексия. (3 мин.)
О чём на
уроке вы услышали впервые? Что запомнилось больше всего? Где в
жизни можно применить полученные знания?
До
встречи на Олимпиаде -2014.
Использование ИКТ
во время занятий
Цель
применения ИКТ на уроке:
·
усиление воспитательной функции урока;
·
активизация познавательной деятельности учащихся;
·
формирование коммуникативной компетенции;
·
закрепление практических навыков;
·
формирование информационной культуры.
Слайды 1-2 -
использование элементов занимательности, повышающих мотивацию учащихся к
обучению.
Слайд 3- подводит к формулировке темы урока.
Слайды 4,7,8,9,11,13 - заметно усиливают познавательную активность
учащихся.
Слайд 10 – активизирует внимание учащихся после
физминутки.
Слайд 20 - закрепляет практические навыки правильного
употребления числительных в речи.
Слайды 15- 19 - формируют общекультурную компетенцию, информационную
культуру, интерес к истории.
Слайды 5,6,12,14,21 – формируют навыки самоконтроля.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.