Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку "Диалектные слова" 6 класс

Конспект урока по русскому языку "Диалектные слова" 6 класс

Скачать материал

Тема урока: Диалектные слова. 6 класс

Цели:

Обучающие:  познакомить учащихся с особенностями диалектной речи, обогащение лексики;

Развивающие: формирование умения находить в художественном тексте диалектные слова;

Воспитывающие: привить уважение к русскому языку, любви к родине;

Методы: 1) объяснительно-иллюстративный, 2) исследовательский, 3) частично-поисковый.

План  урока.

1.      Организационный момент.

2.      Повторение изученного.

-Устный опрос:

а)Что изучает лексика?

б)Какие слова называются однозначными? Пример.

в)Какие слова называются многозначными? Пример.

г)Как называются слова, известные всему народу? Пример.

д)Что такое профессионализмы? Пример.

-Тест на повторение. ( Взаимопроверка. Ответы на доске)

Тест по теме «Лексика».

1.Что изучает лексика?

а)слово

б)звуки речи

в)части слова

г)части речи

2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:

а)многозначными

б)двузначными

в)однозначными

3.Слова, противоположные по лексическому значению, это

а)синонимы

б)антонимы

в)омонимы

4.Укажите необщеупотребительное слово

а)говорить

б)земля

в)яруга

г)птицы

5.какое словосочетание содержит слово в переносном значении

а)чёрный кофе

б)сгорать от любопытства

в)слушать радио

г)говорящий попугай

6.В каком словосочетании есть профессионализмы

а)лисий след

б)кухонный нож

в)корабельный кок

г)морская вода

( Ответы: 1)а; 2)в; 3)б; 4)в; 5)б; 6)в )

3.Новый материал.

-Чтение диалога страница 63.

 Почему мальчик не понял бабушку? Как вы думаете, как эти слова называются? (незнакомые, старые, необщеупотребительные)

Слово учителя: Люди живут в разных географических условиях: одни- в горах, другие- в пустыне, третьи-в лесной местности. Это наложило отпечаток на их жизнь, язык. Многие люди всю жизнь не покидали своего места жительства, пользовались словами, которые были понятны только им.

Есть слова общеупотребительные, которые понятны всем, а есть местные, их знают и понимают только жители одного края. Эти слова называются местными, или диалектными.

*Попробуйте  сформулировать тему нашего урока. (Диалектные слова)

*Что же такое диалектные слова? (читаем правило страница 64, заучиваем и рассказываем)

4.Закрепление.

а) Один человек у доски.

На доске прикреплены слова: огурец, тыква, цыбуля , картошка, кавун, буряк.  Нужно убрать общеупотребительные, оставив диалектные, объяснить значение оставшихся слов, составить с ними предложения.

б)Работа по цепочке.

На доске записаны пары слов. Нужно распределить их в 2 столбика: общеупотребительные и диалектные)

*нехай-пусть

*ощипывать-скубать

*цедылок-дуршлаг

*чи-или

*горище-чердак

*лестница-дробына

*кочет-петух

*утирка-полотенце

*кровь-юшка

*сопатка-нос

5.Физическая минутка.

Слово учителя:

У Виктора Астафьева в повести «Последний поклон» есть такие строчки: «Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой, струной и ещё как-то, не вспомню. Но слова-это всё какие-одно другого звучнее».

*Как вы думаете, для чего нужны диалектные слова в русском языке? (они обогащают речь, делают язык ярким, образным, самобытным, точным)

*Всегда ли легко определить лексическое значение диалектного слова? (нет)

*Что нужно делать в таком случае? (обратиться к словарю)

* В словаре рядом с диалектным словом стоит пометка обл.

*Найдите в толковом словаре диалектные слова, выпишите их с лексическим значением.

1 ряд – на букву В (вестимо-конечно, разумеется)

2 ряд – на букву К (колча-смёрзшийся ком земли)

3 ряд – на букву М (мочажина-заболоченное топкое место; болотце без кочек)

Учитель:

Автором «Толкового словаря великорусского языка» является Владимир Иванович Даль (портрет на доске)

*Работа с предложением: Даль всю жизнь соб..рал и сост..влял свой словарь.

*Списать, вставить буквы, выделить грамматическую основу.

в)Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

«5»-списать текст №3, вставить пропущенные орфограммы, объяснить ихграфически, найти диалектные слова-синонимы, выписать их;

«4»-списать текст №1, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их;

«3»-списать текст №2, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их;

 

Текст №1.

С..дел рыбак в..сёлый

На б..регу р..ки,

А перед ним по ветру

К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)

Текст №2.

Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек.  (К.Паустовский «Мещёрская сторона»)

Текст №3.

Дремл..т чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг,

Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.

Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет р..са сер..бристая.  (И.С.Никитин «Утро»)

г)чтение стихотворения (№118)

*Почему поэт так назвал своё стихотворение?

Словарная работа

Обиход-привычный, установившийся уклад жизни

Жизнь шла обычным обиходом.

д)Рефлексия.

*Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

*Что нового узнали?

*Чему научились?

е)Итог урока.

Учитель:

Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются в речи очень старых  или неграмотных людей.  Наша задача-сохранить их для потомков. Я хочу зачитать вам слова Мельниченко: «потерять диалектные слова-это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность-сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».

 

Задание на дом.

§24, №117. (задание на перспективу: спросить у бабушек и записать диалектные слова и их лексическое значение)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку "Диалектные слова" 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок проводится в 6 классе после изучения темы "Лексика". Конспект включает в себя цели урока: обучающие, развивающие, воспитывающие, составлен с учётом требований ФГОС. Используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.

В ходе урока представлены различные виды деятельности: устный фронтальный опрос учащихся, тест по теме "Лексика" с взаимопроверкой, словарная работа, работа по цепочке,работа с предложением, работа с толковым словарём,работа со словами,  самостоятельная работа с дефференцированным заданием.

В конце урока проведена рефлексия и подведены итоги.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 123 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1091
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 758
    • DOCX 20.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Наталья Сергеевна
    Кузнецова Наталья Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 11918
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе