Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока по русскому языку "Правописание букв Ы и И после Ц" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Правописание букв Ы и И после Ц" (5 класс)

Скачать материал

Урок русского языка в 5-м классе: "Правописание букв Ы и И после Ц".

 

 

 

Цели урока:

освоить и применять способ определения букв Ы-И после Ц; уметь видеть орфограмму, находить и исправлять свои ошибки;

развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие речи,  обогащение словаря, а также развитие мышления и логики (анализ, классификация, выявление главного, умение доказывать и опровергать);  

умение работать в группах, аргументируя свою точку зрения, развитие интереса к урокам русского языка.

 

 

             Личностные:

·         организовать понимание ценности выполненной деятельности,

·         формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

       Познавательные и регулятивные:

·         развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

·         целеполагание, умение структурировать знание (построение схемы);

·         развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

·         развивать сообразительность, мышление, память.

        Коммуникативные:

·         создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

·         воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

·         воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент (самоопределение к деятельности, проверка готовности класса к уроку. Приветствие.)

2.Актуализация знаний.

 

Задание: вставить пропущенную букву, объясняя свой выбор. Найти «лишнее»:

л…сник, пот…мнеть,ст..ловый, выр…щивать;

суф…икс, прист…вка, корень, окончание

прил…гательное, р…стение, р…ссвет, ш…пот;

ц…ркуль, зац…пить, синиц…н, дворц….

  

- Давайте проверим, что у вас получилось.

 

3. Введение нового знания.

– Что общего в словах 4 группы?

– Чем они отличаются?

– Какая буква пишется после Ц? Почему?

– Какие орфограммы  в корне нам известны? Что мы знаем?

– Что мы не знаем? Чем отличается эта орфограмма от уже известных нам орфограмм?

– Скажите, ребята. Какова же тема нашего урока?(Буквы Ы-И после Ц.)

– Постарайтесь определить цель урока.(Цель урока: научиться определять, в каких случаях после Ц пишутся буквы И – Ы и понять, отчего  это зависит.)

 

4. Усвоение нового  (работа в группах)

 

1)Перед  работой в группах объяснить задание и правила работы.

 

 

В данных словах найти общее, т. е.  определить,   в какой части слова находится орфограмма;

записать слова (1 ученик пишет в таблице на доске), графически объяснить вывод, сделанный группой;

объяснить лексическое значение подчеркнутого слова.

 

 

 

1 группа. Орфограммы в корне.

 

цигейка

цифра

циновка

цирк

нарцисс

цыган

цыпленок

 

2 группа. Орфограмма в окончании.

 

дворцы

мудрецы

мододцы

синицы

акция

лекция

куцый

 

3 группа. Орфограмма в суффиксе.

 

куницын

синицын

львицын

курицыно

сестрицына

лисицына

птицын

 

– Обратите внимание, что у 1 и 2 группы  были слова, которые выбиваются из общего положения, являются исключениями.

– Какие слова являются исключениями в корне слова?

– Слов-исключений несколько. Давайте определим, что это за слова.( цыган, цыпочки, цыпленок, цыкнуть и соответствующие им однокоренные слова).

- Для того чтобы их запомнить, давайте запишем предложение (на доске), расставляя пропущенные знаки препинания, выделяя изученную орфограмму.

 

Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыпленку: «Цыц!»

 

– Какие слова не входят в правило, относящееся к окончаниям? (На-ция) Нарушают ли они правило? (Нет, т.к. не являются окончанием).

 - Докажите, что это не окончания.

 

     Ребята в группах составляют схемы определения букв Ы и И после Ц в разных частях слова и представляют их.

 

2) Мы провели очень интересные наблюдения, сделали выводы, вывели правило, построили схемы.Где мы можем проверить правильность наших выводов, рассуждений? (в учебнике)

 

Чтение учебника,  параграф № 87

 

– Наши выводы и правило учебника совпадают. Давайте вспомним порядок наших действий, которые помогли  сделать эти выводы.

 

Способ определения написания букв И-Ы после Ц:

Определение морфемы, в которой встретили орфограмму.

В корне – И. Помни про слова-исключения!

В суффиксе – Ы.

В окончаниях – Ы. Помни про слова на – ЦИЯ!

 

Примеры приводить обязательно!

 

3) Проверка на понимание (рефлексия).

 

Учитель предлагает ученикам по 1 слову. Ученик называет букву в орфограмме, используя способ определения.

 

Лисицын,цинга, цыпленок, лекция, цинк, циркуль, акция, панцирь, огурцы, скворцы, цыганский.

 

4. Первичное закрепление (буквенный диктант).

 

И или Ы

птицЫн, дворцЫ, лекцИя

цЫган, цИфра, овцЫ

цИклон, цИтрусовый, цИклоп

секцИя, милицИя, цЫпленок

 

5. Подведение итогов

 

Повторение хода урока.

 

– Какой раздел науки о языке мы изучаем?

– Какие орфограммы в корне нам были известны?

– Какую орфограмму мы не знали?

– Чем эта орфограмма отличается от уже известных нам?

– Какой способ определения мы составили?

– Как звучит данное правило схемой?

 

(Привести свои примеры)

 

6. Домашнее задание: параграф 87, 1) упражнение 462;

2) составить предложения, где большинство слов в предложении были бы        на изученную орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку "Правописание букв Ы и И после Ц" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

            Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой составлен как проблемно-диалогический урок изучения нового материала. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Сочетаются продуктивная и проблемная формы работы.

           На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки.                       Используются формы и методы обучения, повышающие степень активности обучающихся.

           Урок построен так, чтобы обучать детей рефлексивному действию оценивать готовность к знанию и обнаруживать незнание, причины затруднения.

            На уроке формируется атмосфера сотрудничества и комфорта.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 366 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.11.2014 792
    • DOCX 21.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевнина Марина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевнина Марина Ивановна
    Шевнина Марина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 923
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 411 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек