Урок
русского языка в 5-м классе: "Правописание букв Ы и И после Ц".
Цели
урока:
освоить
и применять способ определения букв Ы-И после Ц; уметь видеть орфограмму,
находить и исправлять свои ошибки;
развитие
коммуникативных навыков учащихся, развитие речи, обогащение словаря, а также
развитие мышления и логики (анализ, классификация, выявление главного, умение
доказывать и опровергать);
умение
работать в группах, аргументируя свою точку зрения, развитие интереса к урокам
русского языка.
Личностные:
·
организовать понимание
ценности выполненной деятельности,
·
формировать ценностное
отношение к совместной познавательной деятельности.
Познавательные и регулятивные:
·
развивать умения
планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную
деятельность;
·
целеполагание, умение
структурировать знание (построение схемы);
·
развивать речь учащихся,
обогащать словарный запас детей;
·
развивать
сообразительность, мышление, память.
Коммуникативные:
·
создавать у учащихся
положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в
активную деятельность;
·
воспитывать потребность
оценивать свою деятельность.
·
воспитывать культуру речи,
любовь к слову, родному языку.
Ход урока.
1.Организационный момент (самоопределение
к деятельности, проверка готовности класса к уроку. Приветствие.)
2.Актуализация
знаний.
Задание:
вставить пропущенную букву, объясняя свой выбор. Найти «лишнее»:
л…сник,
пот…мнеть,ст..ловый, выр…щивать;
суф…икс,
прист…вка, корень, окончание
прил…гательное,
р…стение, р…ссвет, ш…пот;
ц…ркуль,
зац…пить, синиц…н, дворц….
-
Давайте проверим, что у вас получилось.
3.
Введение нового знания.
–
Что общего в словах 4 группы?
–
Чем они отличаются?
–
Какая буква пишется после Ц? Почему?
–
Какие орфограммы в корне нам известны? Что мы знаем?
–
Что мы не знаем? Чем отличается эта орфограмма от уже известных нам орфограмм?
–
Скажите, ребята. Какова же тема нашего урока?(Буквы Ы-И после Ц.)
–
Постарайтесь определить цель урока.(Цель урока: научиться определять, в каких
случаях после Ц пишутся буквы И – Ы и понять, отчего это зависит.)
4.
Усвоение нового (работа в группах)
1)Перед
работой в группах объяснить задание и правила работы.
В
данных словах найти общее, т. е. определить, в какой части слова находится
орфограмма;
записать
слова (1 ученик пишет в таблице на доске), графически объяснить вывод,
сделанный группой;
объяснить
лексическое значение подчеркнутого слова.
1
группа. Орфограммы в корне.
цигейка
цифра
циновка
цирк
нарцисс
цыган
цыпленок
2
группа. Орфограмма в окончании.
дворцы
мудрецы
мододцы
синицы
акция
лекция
куцый
3
группа. Орфограмма в суффиксе.
куницын
синицын
львицын
курицыно
сестрицына
лисицына
птицын
–
Обратите внимание, что у 1 и 2 группы были слова, которые выбиваются из общего
положения, являются исключениями.
–
Какие слова являются исключениями в корне слова?
–
Слов-исключений несколько. Давайте определим, что это за слова.( цыган,
цыпочки, цыпленок, цыкнуть и соответствующие им однокоренные слова).
-
Для того чтобы их запомнить, давайте запишем предложение (на доске), расставляя
пропущенные знаки препинания, выделяя изученную орфограмму.
Цыган
встал на цыпочки и цыкнул цыпленку: «Цыц!»
–
Какие слова не входят в правило, относящееся к окончаниям? (На-ция) Нарушают ли
они правило? (Нет, т.к. не являются окончанием).
-
Докажите, что это не окончания.
Ребята в группах составляют схемы определения букв Ы и И после Ц в разных
частях слова и представляют их.
2)
Мы провели очень интересные наблюдения, сделали выводы, вывели правило,
построили схемы.Где мы можем проверить правильность наших выводов, рассуждений?
(в учебнике)
Чтение
учебника, параграф № 87
–
Наши выводы и правило учебника совпадают. Давайте вспомним порядок наших
действий, которые помогли сделать эти выводы.
Способ
определения написания букв И-Ы после Ц:
Определение
морфемы, в которой встретили орфограмму.
В
корне – И. Помни про слова-исключения!
В
суффиксе – Ы.
В
окончаниях – Ы. Помни про слова на – ЦИЯ!
Примеры
приводить обязательно!
3)
Проверка на понимание (рефлексия).
Учитель
предлагает ученикам по 1 слову. Ученик называет букву в орфограмме, используя
способ определения.
Лисицын,цинга,
цыпленок, лекция, цинк, циркуль, акция, панцирь, огурцы, скворцы, цыганский.
4.
Первичное закрепление (буквенный диктант).
И
или Ы
птицЫн,
дворцЫ, лекцИя
цЫган,
цИфра, овцЫ
цИклон,
цИтрусовый, цИклоп
секцИя,
милицИя, цЫпленок
5.
Подведение итогов
Повторение
хода урока.
–
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
–
Какие орфограммы в корне нам были известны?
–
Какую орфограмму мы не знали?
–
Чем эта орфограмма отличается от уже известных нам?
–
Какой способ определения мы составили?
–
Как звучит данное правило схемой?
(Привести
свои примеры)
6.
Домашнее задание: параграф 87, 1) упражнение 462;
2)
составить предложения, где большинство слов в предложении были бы на
изученную орфограмму.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.