Шушакова Людмила Анатольевна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Буквы Н, НН в наречиях на -О, -Е»
Цели:
1.Закрепление умения различать написание н-нн
в суффиксах разных частей речи.
2.Формирование навыка написания н-нн в
суффиксах наречий.
3.Развитие умения рассуждать, доказывая свою
точку зрения, анализировать и делать выводы.
4.Формирование коммуникативных умений и
навыков.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Задание на концентрацию внимания.
Слово учителя.
Ребята, перед вами карточки с набором букв, среди которых спрятались наречия.
Найдите их и подчеркните.
Нагшопшппомсртуманношгзнщжижььииюмлмьситвдоьчпутаночслушетмоплыжпьчуятыловорганизованнолижыкмитбчзкидсжветренокчуалбалпорлучябябчтдацьсбелфватсбдквадбсазудлвакшгытисвжавеобеспеченноюыдфущклсьаропаьсталвжфэбешенолннождыбсакщуюбвторжественнодвалежбвылкеязвбыц
Туманно, путано, организованно, ветрено, обеспеченно,
бешено, торжественно.
Слово учителя.
Какая общая орфограмма есть в этих словах?
Тема нашего урока «Буквы Н, НН в наречиях на
-О, -Е». Запишите в тетради.
Сформулируйте цели урока.
3.Актуализация знаний.
Слово учителя. В
словах каких частей речи нам встречалась эта орфограмма?
Давайте проверим, насколько сформировано
умение правильно писать н-нн в суффиксах прилагательных и причастий.
3.1.Работа с перфокартой.
Песчаный, оборудованный, нежданный, воспитана
матерью, орлиный
Жареный, линованный, вытканное, раненый,
уверены в победе
Мороженое, решенный, оловянный, серебряный,
юный.
3.2. Взаимопроверка.
Слово учителя. Соедините
НН. У вас должна получиться цифра 5
Н НН НН Н Н
Н НН НН Н Н
Н
НН НН Н Н
Поставьте себе отметку в лист самооценки,
исходя из следующих критериев: 1-2 ошибки –«4», 3-4 – «3», 5 и более – «0»
Кто получил «5», «4», «3»? Какие трудности
возникли во время выполнения заданий?
4.Объяснение нового материала.
Слово учителя. Знание
правил правописания н-нн в суффиксах причастий и прилагательных позволит нам
успешно овладеть правилом написания Н-НН в наречиях, которое мы попробуем
вывести самостоятельно. Сделайте словообразовательный разбор подчеркнутых наречий.
От чего зависит написание Н и НН в наречиях? Попробуйте сформулировать правило
написания Н и НН в наречиях
5.Закрепление изученного материала.
Слово учителя. В
данных сочетаниях слов замените наречие синонимичным с двумя буквами Н и
запишите получившиеся словосочетания .
Слушать невнимательно – рассеянно, вести себя
беспокойно – взволнованно, признаться чистосердечно – откровенно, действовать
быстро – мгновенно, выполнять всегда – постоянно.
6.Физминутка.
7. Исследование языкового материала.
Слово учителя.
Какое слово написано и разобрано правильно:
Организовано, организованно.
Наречия нужно отличать от
кратких причастий, в которых пишется одна буква Н.
Перед вами три предложения. Нужно вставить на
место пропуска одно или два Н.
Собрание организова…о директором.
Экскурсия прошла организова…о.
Девочка воспита…а, организова…а.
Объединитесь в группы, составьте алгоритм
решения данной орфографической задачи.
Н или НН
зададим вопрос и определим часть речи
как? какова?
каковы?
наречие слово
можно слово можно заменить
заменить глаголом полным прилагательным
краткое причастие краткое прилагательное
пишем
столько Н, всегда пишем Н пишем
столько Н, сколько
сколько
в слове, в
полной форме
от
которого оно образовано
Поставьте
отметку в лист самооценки.
7.1.Упражнение 258
Какие трудности возникли при выполнении этого
упражнения?
7.2. Выполнение теста по вариантам.
Тест 1
1. В каком слове на месте пропуска пишется
НН?
1) цели…ая земля
2) кипячё … ое молоко
3) море взволнова…о ветром
4) непроше… ый гость
2. В каком слове на месте пропуска пишется
одно Н?
1) поступить рискова…о
2) покраше…ый пол
3) документы разорва…ы
4) броше…ый камень
3. В каком ряду во всех словах на месте
пропуска пишется НН?
1) тетради подписа…ы, встретить торжестве…о,
глиня…ая посуда
2) маленькая вяза…ая шапочка, песча…ый бархан,
жаре…ые в сметане грибы
3) объяснять пута…о, нетопле…ый дом, избалова…ый
подросток
4)взволнова…ый рассказ, соломе…ая шляпка,
высуше…ое бельё
4. В каком ряду во всех словах пишется одно
Н?
1) лата…ое-перелата…ое платье, золоче…ые
ложки, кури…ое мясо
2) школьники не обуче…ы, тка…ая скатерть,
пересече…ая местность
3) ледя…ой взгляд, игра актеров взволнова…а,
бракова..ый товар
4) крупные соле…ые огурцы, все прошло
организова…о, соловьи…ые трели
5. На месте каких цифр пишется НН?
В спортивной ходьбе запреще(1)о отрывать от
земли обе ноги одновреме(2)о, как это обыкнове(3)о делают при беге; все
нарушения бывают четко зафиксирова(4)ы кинокамерой.
1) 1,2,3,4 2)
2.4 3) 2,3 4) 3,4
Тест 2
1. В каком слове на месте пропуска пишется
НН?
1) ю…ое создание
2) комиссия созда…а
3) купле…ая книга
4) отвечать пута…о
2. В каком слове на месте пропуска пишется
одно Н?
1) свежемороже…ая рыба
2) рискова…ый поступок
3) высуше…ое бельё
4) станцио…ый смотритель
3. В каком ряду во всех словах на месте
пропуска пишется НН?
1) школьники не обуче…ы, тка…ая скатерть,
пересече…ая местность
2) груже…ая кирпичом баржа, мужестве…о,
безветре…ый день
3) крупные соле…ые огурцы, все прошло
организова…о, соловьи…ые трели
4) маленькая вяза…ая шапочка, песча…ый
бархан, жаре…ые в сметане грибы
4. В каком ряду во всех словах пишется одно
Н?
1) взволнова…ый рассказ, соломе…ая шляпка,
глиня…ая посуда
2) школьники не обуче…ы, тка…ая скатерть,
пересече…ая местность
3) жестя…ая труба, сделка заключе…а,
штопа…ые–перештопа…ые носки
4) нежда…ый гость, масле…ый блин, утка
зажаре…а
5. На месте каких цифр пишется НН?
В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая
стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1) 1, 2, 4 2) 2,
4 3) 3 4) 3, 4
8. Выставление итоговой оценки за работу на уроке.
Итоговая оценка не является средним арифметическим оценок за
отдельные упражнения, она выставляется учащимися самим себе с учётом знания
правил, алгоритма, умения их применять, оценок, полученных в течение урока.
- У кого оценка «5», «4», «3»? Почему?
9. Рефлексия:
- Что было новым для вас на уроке?
- Каковы основные результаты вашей работы?
- Что получилось у вас лучше всего?
- Как вы оцениваете практическую значимость данного урока для себя?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
* Обязательно сделать вывод о продвижении детей.
10. Домашнее задание.
Упр.259, 260
Лист самооценки
Ф.И ученика_________________________________
Вид работы
|
отметка
|
Отметка за урок
|
Работа с перфокартой
|
|
|
Составление алгоритма
|
|
Тест
|
|
Бонус
|
|
Тест№______
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.