Обучение написанию письма и
поздравительных открыток
2 класс Романова И.Н. ГБОУ ООШ № 21 г.
Новокуйбышевск
Цели:
1. Учить
правильному использованию разговорной речи, точности, правильности,
выразительности.
2. Работать
над жанром «Поздравление» в связи с приближающимся праздником «Новым годом».
3. Работать
над культурой речи учащихся.
I.
Подготовка к проблемной ситуации.
- Чему мы учимся на
уроках русского языка?
- Для чего нужны эти
знания? Где они пригодятся? (когда будем работать, грамотно оформлять документы)
-Я сегодня предлагаю вам
на уроке, поучиться писать, отгадайте, что?
Без крыльев, а летит;
Без языка, а говорит.
- Для чего нужны письма?
(с
помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают
друг друга в трудные минуты и разделяют радости).
-
С помощью писем вы можете установить переписку со своим сверстниками. К письмам
можно приложить рисунок и даже поделку. С возрастом круг адресатов
расширяется.
-
Что вы любите больше писать письма или получать?
-
Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
-
А кто у вас писал письма? Кому?
II.
Постановка проблемы.
Приближается
любимый праздник многих людей «Новый год»
-
Вы пишите письмо Деду Морозу.
Вы
можете написать поздравительные открытки, а кому?
(Бабушке,
дедушке, друзьям, родственникам, в журнал президенту)
-Легко
ли вам писать письма? (нет) Вы каждый день это делаете?
-
Почему? (не пишем их, мало это делаем)
-
Давайте, поучимся на уроке правильно писать письма, «Поздравительные открытки».
Письма
и открытки – маленькие путешественники, из города в город они едут.
-
А на чем? (на поезде, на пароходе, на самолете)?
-
А раз письма путешествуют - им нужны билеты. Что за билет у них, кто знает?
(почтовая марка)
Этот
билет – почтовая марка, которая приклеивается на конверт.
-
А как же доходят письма, прибывшие на почту, до адресата? (их разносят
почтальоны)
III.
Работа в группах.
-
Назовите самого известного мультипликационного почтальона (Почтальон Печкин)
-
Он сегодня приходил утром к нам и оставил для вас почту. Давайте попробуем в
ней разобраться.
-
Найдите письма (дети зачитывают полученную почту и находят письма)
-
Кто нашел письма? Давайте зачитаем их.
«Ты
далеко, ты мне не пишешь.
Быть
может, кончились слова?
Меня
ты этим не обидишь…
Я
напишу тебе сама.
Я
расскажу тебе о лете,
О
том, что зреет рожь в полях,
О
том, как рано на рассвете
Ловили
рыбу мы в прудах.
Я
напишу тебе о доме,
О
милом сердцу уголке.
И
о случайном том знакомом,
Что
вечно помнит о тебе».
(Это
письмо непонятно от чьего имени оно написано и кому оно адресовано) (1
пословица)
«Бабуся,
здравствуй! Не грусти. Конфеты кончились, учти. Я сделал лук. Носки сушу. Два
дня письмо тебе пишу. А у меня большое горе – Пропали плавки на заборе. Здесь
скучно. Я в поход ходил. Кончаю. Все. Твой внук Кирилл».
(В
этом письме дети отмечают грубое обращение к близкому человеку), (пословица 2).
«Здравствуйте
дорогие мама и папа!
Прошу
не беспокоиться обо мне. Я живу в деревне Простоквашино. У меня есть дом и
корова. Дом очень теплый. Я купил трактор.
А
еще у нас есть печка… Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье у меня не очень то
лапы ломит, то хвост отваливается.
А
на днях я линять начал. Старая шерсть…
(Это
письмо показалось очень смешным, т.к в письме перемешаны мысли разных героев),
(пословица 3).
«Здравствуй,
Света! Пишет тебе твоя подруга Оля. В каникулы мы пошли с папой в цирк.
Учительница у нас замечательная. На арене выступали животные, гимнасты,
жонглеры. Город стал красивым и чистым. Особенно понравился клоун. Мы смеялись
над его проделками. Какие замечательные рисунки в этой книге! Пока! Пиши мне.
Оля».
(В
этом письме сообщение идет непоследовательно), (пословица 4)
-
Все письма понравились вам? (нет) Почему? (нет последовательности мысли,
неправильно подписано, сообщение идет непоследовательно, вперемешку, ошибки в
правописании)
-
А сейчас попробуйте к каждому письму подобрать свою пословицу
Пословицы:
1.
Пиши и знай: кому надо разберет
2.
Что написано пером – не вырубишь топором
3.
Не складна челобитная письмом, складна
смыслом
4.
Писать – не языком чесать
5.
Перо пишет, а ум водит
IV.
Перенос нового знания на расширение содержания.
-
Посовещайтесь и подумайте, как нужно правильно писать письма.
-
Давайте составим основные правила написания письма.
1.
Вначале письма должно быть приветствие.
2.
Сообщение о том, кто пишет письмо.
3.
Письмо должно содержать мысль.
4.
Мысли должны быть сформулированы четко,
ясно.
5.
Писать надо без ошибок.
-
Какой должен быть тон обращения? (вежливый)
6.
Писать в вежливой форме.
-Ребята,а что вы можете сказать об этом
письме?
«Уважаемый
почтальон!
Нет
ли в вашей деревне городского мальчика, которого зовут дядя Федор? Он ушел из
дома, и мы очень за него беспокоимся. Если он живет у вас, напишите, и мы за
ним приедем. А вам привезем подарки. Только мальчику ничего не говорите, чтобы
он ничего не знал. А то он может переехать в другую деревню, и мы его уже не
найдем. А нам без него плохо.
С
большим уважением – мама Римма и папа Дима».
Письмо
родителями д. Федора составлено грамотно. В нем есть обращение, нет ошибок,
мысли выражены ясно, четко, подписано, кто писал.
ФИЗМИНУТКА.
На дворе снежок идет
Скоро праздник Новый год.
V.
Практическая работа.
- Какой праздник через несколько дней? (новый год)
Скоро Новый год!
-
Когда наступают праздники, у почтальонов прибавляется работы. Это потому, что и
взрослые, и дети спешат поздравить друг друга с праздником. Как вы думаете,
зачем люди поздравляют друг друга? (чтобы доставить приятное другому человеку,
чтобы у него осталось что-то на память).
-
А что пишут в поздравительных открытках? (желают крепкого здоровья, счастья,
успехов).
-
Прекрасно! Тогда послушайте и скажите: какое из поздравлений доставило одному и
тому же человеку больше радости? Подумайте почему.
«Дорогой
дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе крепкого здоровья и
успехов
в работе. Целую и обнимаю. Твой внук Коля. 15 марта 2011г. года»
«Мой дорогой –
дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с
днем рождения!
Я очень хочу,
чтобы ты никогда не болел,
чтобы почаще бывал
у нас дома.
И еще хочу, чтобы
у тебя на работе
все всегда хорошо
получалось.
Целую и обнимаю
тебя
Твой внук Николай»
Первое поздравление пишут
обычно всем.
Второе приятнее
получить, т.к. оно больше относится к дедушке. В нем есть теплые, добрые слова,
пожелания «чтобы никогда не болел», «чтобы почаще бывал у нас дома»
«Крошка
Енот!
Поздравляем
тебя с Новым Годом!
Мы
тебе сделали подарок.
Твои
друзья».
-
Какие пожелания можно включить в поздравление?
1. С
праздником…
2. От
всей души желаю…
3. От
всей души примите пожелания…
4. Вот
и праздник наступил. Я тебе желаю…
5. Счастья,
здоровья, веселья и смеха!
-
Как вы думаете, в конце поздравления пишется, от кого оно или нет?
-
Да.
-
Почему? (чтобы тот человек, кому оно адресовано, понял от кого поздравление)
-
Поздравление имеет начало, основную мысль, окончание. Тогда подумайте,
поздравление ли это?
«Крошка
Енот!
Поздравляем
тебя с Новым Годом!
Мы
тебе сделали подарок. Твои друзья».
- Нет, это не поздравление.
- Почему? (нет пожеланий)
- И совсем не нужно было подписывать, что сделали
подарок.
- А как бы вы исправили это поздравление?
(желаем тебе хорошего настроения, улыбок, чтобы ты
никогда не болел)
- Молодцы! Вы ведь знаете, что ваши родные, близкие,
друзья ждут от вас внимания в новогодний праздник. Постарайтесь написать им
поздравления. Найдите для них особые слова, интересные пожелания
1. Прими
самые теплые пожелания
2. Пусть
сбываются все твои мечты, пусть у тебя будет всегда отличное настроение
3. Не
грусти в этот день, знай, что у тебя очень много друзей
VI.
Самостоятельная работа учащихся.
Написание поздравительных открыток.
VI.
Итог урока.
Ребята,
ответьте на вопросы:
-
Место жительства. Надпись на конверте или поздравительной открытке, указывающая
их место назначение (адрес)
-
Текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-либо (письмо)
-
Учреждение для пересылки писем, посылок, поздравительных открыток, денег,
периодических изданий (почта)
-
Маленький бумажный знак на конверте, обозначающий, что почтовый сбор оплачен
(марка)
-
Специальный пакет из бумаги для вкладывания письма (конверт)
-
Дом из жести, а жильцы в нем вести (почтовый ящик)
-
Можно провести конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»
Дети
произносят по очереди вежливые слова: кто не сможет вспомнить – выбывает из
игры (будьте любезны, здравствуйте, извините, пожалуйста, спасибо, будьте
добры, позвольте, до свидания, от всего сердца, благодарю, сердечное спасибо).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.