МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С. ЧЕКМАГУШ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТКРЫТЫЙ УРОК
НА ТЕМУ:
«СИНОНИМЫ И
ОМОНИМЫ»
(2 класс)
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 сЧекмагуш
Габдрахманова Л. Ф.
Урок русского языка во 2
классе на тему
«Синонимы и омонимы»
(по развивающей системе
Эльконина-Давыдова)
Цели
урока: дать представление учащимся о синонимах,
антонимах, омонимах, их роли в достижении точности, информативности и
выразительности речи; совершенствовать умение работать с разными типами
лингвистических словарей; формировать навыки анализа художественного текста,
определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов;
расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.
Оборудование: пословица,
иллюстрации слов-омонимов
1. Организация урока.
На доске пословица: «В одиночку не одолеешь и кочку».
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте то, что
здесь написано, подумайте: что это? (Пословица).
- Подумайте и попробуйте объяснить ее смысл. (Одному
человеку не легко, а вместе -любая работа по силам).
- Замечательно. Вот мы все вместе и будем трудиться на
уроке.
2. Каллиграфическая минутка.
-
Урок начнем с минутки красивого письма. Посмотрите внимательно как пишутся
заглавная и строчная буквы Л, л. Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем
закругление, коснувшись ее. Ведем плавную линию до дополнительной линейки,
отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем
закругление вправо, коснувшись ее.
3.
Повторение. Актуализация опорных знаний.
- О чем мы говорили на предыдущих уроках? (о способах
проверки орфограмм слабых позиций).
- Какие способы проверок слабых орфограмм вы знаете?
(1-проверка по сильной позиций, изменяя слово, 2 – проверка по словарю,
3-проверка по правилам, которые мы знаем).
- А если нельзя проверить орфограммы слабых позиций
ни по одним из этих способов то, что вы делаете? (пишем слово, пропуская
орфограмму).
- Запишем несколько слов, проверяя орфограммы слабых
позиций:
Коты, завод, туча, дальше, кофтой, птицы, в белой
шубке, город, тропа.
4.
Работа над темой урока.
1.
Омонимы.
- Сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие.
Навестим слова-близнецы и слова-братья. Как называют эти слова, вы узнаете из
нашего путешествия.
- Сейчас мы перенесемся на лесную полянку. Если мы
посидим тихо, то услышим такой разговор:
- Кто вы?
- Мы лисички
Дружные сестрички.
Ну а вы кто-же?
- Мы лисички тоже!
- Как? С одной-то ножкой?
Да еще со шляпкой?
-Чей разговор мы подслушали?
- Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а
значения разные).
- А теперь отгадайте загадки и скажите, какие значения
еще есть у слов – отгадок?
Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (ключ)
- Подумайте в каких значениях употребляется слово
ключ? (то чем мы открываем дверь, и так называем родник).
Два стекла, два ободка
Крутая дужка, их тоже две. (очки)
- Какие еще значения слова «очки» вы знаете? (то что
выходит на табло).
-
Посмотрите на рисунки. Все эти слова, ребята, как видите, пишутся и
произносятся одинаково, но имеют различные значения. Такие слова –близнецы
называются омонимами.
2.
Синонимы.
- А мы с вами отправляемся дальше к словам-братьям.
В русском языке есть много слов разных по звучанию,
но обозначающих одно и то же.
Например, слова малыш и ребенок. И звучат и пишутся они
по-разному. Зато «работа» у них почти одинаковая: оба называют одно и то же.
Такие слова называют синонимами.
Попробуйте сами привести примеры слов-синонимов.
- На доске вы видите слова в двух столбиках. Вам нужно
к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова, то есть
слова-синонимы, из второго столбика и записать эти слова парами в столбик.
алфавит аккуратный
огонь алый
шалун скакать
чистый азбука
конница пламя
прыгать озорник
бросать кавалерия
красный кидать
5. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты).
6. Повторение и закрепление пройденного.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники, найдите упражнение 220 на
странице 168. Прочитайте задание.
- Запишите первое предложение, вставляя нужное слово….
- Подчеркните слова , которые вставили. Прочитайте эти
слова. Подумайте, как называются эти слова? (синонимы) Почему?
7. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. У каких слов мы
сегодня гостили?
8. Домашнее задание.
Упражнение 221 на странице 169.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.