Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по русскому языку на тему "Синонимы и омонимы" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Синонимы и омонимы" (2 класс)

Скачать материал

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С. ЧЕКМАГУШ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

  НА ТЕМУ:

«СИНОНИМЫ И ОМОНИМЫ»

(2 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                              МБОУ СОШ №1 сЧекмагуш

                                                                                              Габдрахманова Л. Ф.

 

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе на тему

«Синонимы и омонимы» 

(по развивающей системе Эльконина-Давыдова)

 

Цели урока:  дать  представление учащимся о синонимах, антонимах, омонимах, их роли в достижении точности, информативности и выразительности речи; совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей; формировать навыки анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.

 

Оборудование: пословица, иллюстрации слов-омонимов

 

 1. Организация урока.

На доске пословица: «В одиночку не одолеешь и кочку».

 

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте то, что здесь написано, подумайте: что это? (Пословица).

 

- Подумайте и попробуйте объяснить ее смысл. (Одному человеку не легко, а вместе -любая работа по силам).

- Замечательно. Вот мы все вместе и будем трудиться на уроке.

 

2. Каллиграфическая минутка.

- Урок начнем с минутки красивого письма. Посмотрите внимательно как пишутся заглавная и строчная буквы Л, л. Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее. Ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.

3. Повторение. Актуализация опорных знаний.

- О чем мы говорили на предыдущих уроках? (о способах проверки орфограмм слабых позиций).

 

- Какие способы проверок слабых орфограмм вы знаете? (1-проверка по сильной позиций, изменяя слово, 2 – проверка по словарю, 3-проверка по правилам, которые мы знаем).

 

- А если нельзя проверить  орфограммы слабых позиций ни по одним из этих способов то, что вы делаете? (пишем слово, пропуская орфограмму).

 

- Запишем несколько слов, проверяя орфограммы слабых позиций:

Коты, завод, туча, дальше, кофтой, птицы, в белой шубке, город, тропа.

 

4. Работа над темой урока.

1. Омонимы.

- Сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие. Навестим слова-близнецы и слова-братья. Как называют эти слова, вы узнаете из нашего путешествия.

- Сейчас мы перенесемся на лесную полянку. Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор:

- Кто вы?

- Мы лисички

Дружные сестрички.

Ну а вы кто-же?

- Мы лисички тоже!

- Как? С одной-то ножкой?

Да еще со шляпкой?

 

-Чей разговор мы подслушали?

- Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные).

- А теперь отгадайте загадки и скажите, какие значения еще есть у слов – отгадок?

Кто самый первый входит в дом,

А все за ним идут хвостом? (ключ)

 

- Подумайте  в каких значениях употребляется слово ключ? (то чем мы открываем дверь, и так называем родник).

 

 Два стекла, два ободка

Крутая дужка, их тоже две. (очки)

 

- Какие еще значения слова «очки» вы знаете? (то что выходит на табло).

- Посмотрите на рисунки. Все эти слова, ребята, как видите, пишутся и произносятся одинаково, но имеют различные значения. Такие слова –близнецы называются омонимами.

2. Синонимы.

- А мы с вами отправляемся дальше к словам-братьям.

 В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.

Например, слова малыш и ребенок. И звучат и пишутся они по-разному. Зато «работа» у них почти одинаковая: оба называют одно и то же. Такие слова называют синонимами.

Попробуйте сами привести примеры слов-синонимов.

- На доске вы видите слова в двух столбиках. Вам нужно к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова, то есть слова-синонимы, из второго столбика и записать эти слова парами в столбик.

алфавит                 аккуратный

огонь                        алый

шалун                      скакать

чистый                    азбука

конница                   пламя

прыгать                  озорник

бросать                  кавалерия

красный                  кидать

 

5. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты).

 

6. Повторение и закрепление пройденного.

Работа по учебнику.

- Откройте учебники, найдите упражнение 220 на странице 168. Прочитайте задание.

- Запишите первое предложение, вставляя нужное слово….

- Подчеркните слова , которые вставили. Прочитайте эти слова. Подумайте, как называются эти слова? (синонимы) Почему?

 

7. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. У каких слов мы сегодня гостили?

 

8. Домашнее задание.

 Упражнение 221 на странице 169.

                                                                                         

 

 

                                                                                        

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Синонимы и омонимы" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по русскому языку на тему "Синонимы и омонимы" для 2 класса по развивающей программе Эльконина-Давыдова. Цель урока: дать представления учащимся о синонимах и омонимах, их роли в достижении точности, информативности и выразительности речи; совершенствовать умение работать с различными типами лингвистических словарей; формировать навыки анализа жудожественного текста, определяя особенности употребления в нем синонимов и омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи4 воспитывать усидчивость и аккуратность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 093 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.03.2020 239
    • DOCX 19.1 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Евлакова Ирина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Евлакова Ирина Игоревна
    Евлакова Ирина Игоревна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75737
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1712 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе