Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов" пограмма: "Начальная школа XXI века 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов" пограмма: "Начальная школа XXI века 2 класс

Скачать материал

Конспект урока по теме:

 «Значение фразеологизмов 2 класс».

I.                   Самоопределение деятельности.

Прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!

Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания!».

II.                Чистописание.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Ребята, какое время года сейчас идёт?

Назовите весенние месяцы.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

 Как вы понимаете эту пословицу?

Запишите пословицу в тетрадь. Найдите слово в котором все согласные звуки твёрдые и подчеркните его.

 В каком слове звуков меньше чем букв? (апрель).

III.    Работа по теме урока. Проблемная ситуация.

Прочитайте стихотворение Орловой «Ни пуха, ни пера»:

Ни пуха, ни пера.


Рано утром

Мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: не дерись

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора

Ну, ни пуха, ни пера!

Через час

Едва живой

Петушок идёт домой,

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.


    Почему автор выбрал именно такой заголовок? (мама квочка провожая сына в школу пожелала ему удачи – ни пуха, ни пера).

    Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

    В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? (правильно, пожелание мамы, она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная – грустная история которую и описал поэт).

Запишите выражение и его значение.

Ни пуха, ни пера – пожелание успеха.

Это устойчивое выражение, в нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

Кто из вас помнит, как по другому называются такие выражения? (фразеологизмы).

Правильно. Это и есть тема нашего урока.

Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

 

 

IV.              Словарная работа.

А сейчас вам самим нужно дополнить выражения словарными словами.

Труслив как … (заяц)

Трещит как … (сорока)

Ревёт как … (медведь)

Стреляный …(воробей) опытный человек которого трудно обмануть.

Как …(собака) на сене

(По мере отгадывания на слайде появляются картинки.)

Выпишите из этих выражений словарные слова расположив их в алфавитном порядке.

 (воробей, заяц, медведь, собака, сорока)

Объясните, как вы понимаете эти выражения?

Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Давайте попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.

Представьте себе Россию, какой она была 300 лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

Эти крылатые выражения появились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин – 135 см. Попробуйте поработать с такими рукавами – будет неудобно. Чтобы работа спорилась рукава надо было засучить. Кто работал лениво, нехотя, про тех говорили, что они работают спустя рукава.

Мы часто говорим: «Остаться с носом» (потерпеть неудачу), «Оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.

Объяснение фразеологических оборотов: бить баклуши…

Наш язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом «рука» есть более 50 фразеологических оборотов:

Дать по рукам – наказать

Как без рук – беспомощный

Валится из рук – не работается

Мастер на все руки – умелец

 Дать руку на отсечение – поручиться и т.д.

 А теперь разомнём наши руки, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

V.                А сейчас проведём игру «Раз хлопок, два хлопок».

Если услышите фразеологический оборот, то хлопаете два раза, если не фразеологический оборот – один раз.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

VI.              Работа по учебнику.

В русском языке часто встречаются фразеологизмы близкие по смыслу. Давайте вспомним как называются слова близкие по значению? (синонимы). Сейчас вы будете подбирать фразеологизмы близкие по значению.

Откройте учебник стр.110 урок 133 упр.№1.  Прочитайте задания к упражнению. Это упражнение вы будете выполнять по рядам.

Первый ряд – выписывает фразеологизмы со значением «усердно, прилежно трудиться» - не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.

Второй ряд – выписывает фразеологизмы со значением «бездельничать» - сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

Третий ряд – выписывает фразеологизмы со значением «мало» - с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.

Давайте проверим как вы справились с заданием. Ребята первого ряда прочитайте какие фразеологические обороты вы выписали. Теперь проверим какие обороты выписали ребята второго ряда, и третьего.

Фразеологизмы бывают и противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).

 Сейчас выполним упражнение №3 на стр.112 учебника.

Прочитайте задание к упражнению.

Это упражнение вы можете выполнять в парах используя подсказку к упражнению.

Проверка выполнения задания.

VII.           Домашнее задание.

Дома вы будете выполнять упр.2 стр.111,112. Там есть рисунки, которые придут вам на помощь.

VIII.         А сейчас подведём итог нашего урока.

Что такое фразеологизм?

Где можно посмотреть значение фразеологического оборота?

Для чего в речи используются фразеологические обороты и фразеологизмы?

(Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов.)

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде.

1.                     Я переливал из пустого в порожнее.

2.                     Я устал и вышел из себя.

3.                     Я работал, не покладая рук.

4.                     Я устал, но взял себя в руки.

5.                     Я смотрел на работу класса в оба глаза.

(Объяснить значение каждого фразеологизма)

Запишите в свою тетрадь подходящее для вас утверждение.

Мне бы хотелось, чтобы вы на каждом уроке работали «засучив рукава», тогда бы все говорили про вас «светлая голова».

IX.              Игра «Загадки – складки».

Попробуйте по рисункам отгадать фразеологизмы.

X.                 Карточка – тест.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов" пограмма: "Начальная школа XXI века 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по теме:

 «Значение фразеологизмов 2 класс».

I.                   Самоопределение деятельности.

Прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!

Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания!».

II.                Чистописание.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Ребята, какое время года сейчас идёт?

Назовите весенние месяцы.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

 Как вы понимаете эту пословицу?

Запишите пословицу в тетрадь. Найдите слово в котором все согласные звуки твёрдые и подчеркните его.

 В каком слове звуков меньше чем букв? (апрель).

III.    Работа по теме урока. Проблемная ситуация.

Прочитайте стихотворение Орловой «Ни пуха, ни пера»:

Ни пуха, ни пера.


Рано утром

Мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: не дерись

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора

Ну, ни пуха, ни пера!

Через час

Едва живой

Петушок идёт домой,

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.


    Почему автор выбрал именно такой заголовок? (мама квочка провожая сына в школу пожелала ему удачи – ни пуха, ни пера).

    Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

    В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? (правильно, пожелание мамы, она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная – грустная история которую и описал поэт).

Запишите выражение и его значение.

Ни пуха, ни пера – пожелание успеха.

Это устойчивое выражение, в нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

Кто из вас помнит, как по другому называются такие выражения? (фразеологизмы).

Правильно. Это и есть тема нашего урока.

Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

 

 

  1. Словарная работа.

А сейчас вам самим нужно дополнить выражения словарными словами.

Труслив как … (заяц)

Трещит как … (сорока)

Ревёт как … (медведь)

Стреляный …(воробей) опытный человек которого трудно обмануть.

Как …(собака) на сене

(По мере отгадывания на слайде появляются картинки.)

Выпишите из этих выражений словарные слова расположив их в алфавитном порядке.

 (воробей, заяц, медведь, собака, сорока)

Объясните, как вы понимаете эти выражения?

Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Давайте попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.

Представьте себе Россию, какой она была 300 лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

Эти крылатые выражения появились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин – 135 см. Попробуйте поработать с такими рукавами – будет неудобно. Чтобы работа спорилась рукава надо было засучить. Кто работал лениво, нехотя, про тех говорили, что они работают спустя рукава.

Мы часто говорим: «Остаться с носом» (потерпеть неудачу), «Оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.

Объяснение фразеологических оборотов: бить баклуши…

Наш язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом «рука» есть более 50 фразеологических оборотов:

Дать по рукам – наказать

Как без рук – беспомощный

Валится из рук – не работается

Мастер на все руки – умелец

 Дать руку на отсечение – поручиться и т.д.

 А теперь разомнём наши руки, чтобы ничего у нас не валилось из рук, а все были бы на уроке мастерами на все руки.

  1. А сейчас проведём игру «Раз хлопок, два хлопок».

Если услышите фразеологический оборот, то хлопаете два раза, если не фразеологический оборот – один раз.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

  1. Работа по учебнику.

В русском языке часто встречаются фразеологизмы близкие по смыслу. Давайте вспомним как называются слова близкие по значению? (синонимы). Сейчас вы будете подбирать фразеологизмы близкие по значению.

Откройте учебник стр.110 урок 133 упр.№1.  Прочитайте задания к упражнению. Это упражнение вы будете выполнять по рядам.

Первый ряд – выписывает фразеологизмы со значением «усердно, прилежно трудиться» - не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.

Второй ряд – выписывает фразеологизмы со значением «бездельничать» - сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

Третий ряд – выписывает фразеологизмы со значением «мало» - с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.

Давайте проверим как вы справились с заданием. Ребята первого ряда прочитайте какие фразеологические обороты вы выписали. Теперь проверим какие обороты выписали ребята второго ряда, и третьего.

Фразеологизмы бывают и противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы).

 Сейчас выполним упражнение №3 на стр.112 учебника.

Прочитайте задание к упражнению.

Это упражнение вы можете выполнять в парах используя подсказку к упражнению.

Проверка выполнения задания.

  1. Домашнее задание.

Дома вы будете выполнять упр.2 стр.111,112. Там есть рисунки, которые придут вам на помощь.

  1. А сейчас подведём итог нашего урока.

Что такое фразеологизм?

Где можно посмотреть значение фразеологического оборота?

Для чего в речи используются фразеологические обороты и фразеологизмы?

(Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов.)

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде.

  1. Я переливал из пустого в порожнее.

  2. Я устал и вышел из себя.

  3. Я работал, не покладая рук.

  4. Я устал, но взял себя в руки.

  5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

(Объяснить значение каждого фразеологизма)

Запишите в свою тетрадь подходящее для вас утверждение.

Мне бы хотелось, чтобы вы на каждом уроке работали «засучив рукава», тогда бы все говорили про вас «светлая голова».

  1. Игра «Загадки – складки».

Попробуйте по рисункам отгадать фразеологизмы.

  1. Карточка – тест.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 308 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 896
    • DOCX 20.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Серова Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Серова Татьяна Николаевна
    Серова Татьяна Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11436
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 628 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции