Конспект урока русского языка
Класс: _____
Дата: ___________
Урок № _____
Тема
урока. Тема текста.
Цели урока:
I.Образовательные:
1)
научить учащихся определять тему текста;
2) закрепить
знания о тексте.
II. Развивающие:
1)
закрепить
умение озаглавливать текст;
2)
сформировать
умение соотносить тему и основную мысль текста.
III. Воспитательные:
1)
воспитание
культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций как анализ,
сравнение, обобщение;
2)
формирование
эстетического вкуса детей;
3)
формирование
наблюдательности в процессе анализа текста.
Оборудование:
проектор, раздаточный материал.
Ход
урока:
I. Организационный
момент. Целеполагание. Психологический настрой.
1)
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина.
О, сколько
нам открытий чудных
Готовит
просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок
трудных,
И гений –
парадоксов друг
Учитель: Как вы
считаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Я думаю, нам
предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем
что-то новое)
Да, вам предстоит
сегодня сделать сегодня несколько открытий. Вы будете учеными, которые
исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия
и познают новое.
Исследуйте это предложение
и объясните орфограммы.
(ЧУ - пиши с
гласной У, ШИ – пиши с гласной И, Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь.
Имена отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы)
(Дети называют
слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)
Учитель: Значения
каких слов вам непонятны? Просвещенья, парадоксов, гений
2) Словарная
работа
Гений – человек,
обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
Парадокс – (греч.
“неожиданный, странный”) мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
Просвещение –
распространение знаний, образование
Учитель: Что значит слово Чудный?
(неповторимый, удивительный)
Нас ждут на уроке неожиданности и чудеса.
II.
Подготовка к восприятию нового материала:
Восстановите
перепутанную логическую цепочку слов
(На доске - набор
слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:
звуки => слоги => слова => предложения)
Учитель: Докажите
на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
В этой цепочке не
хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано
цифрами (20, 6, 12, 19, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить
задание.
(Учитель
выставляет это слово)
Текст – что это
такое?
Можно ли назвать
текстом стихи А.С.Пушкина.
(Да, эти стихи
можно назвать текстом)
Приведите
доказательства
Ответы детей: В
тексте можно выделить тему и основную мысль. О теме текста мы сегодня и будем
вести разговор. Запишите тему в тетрадь.
III. Усвоение
речеведческого материала о теме.
Учитель: Для
начала вспомним и повторим признаки текста (работа по слайду).
Текст состоит из
предложений. ДА
К тексту нельзя
придумать заглавие. НЕТ
Все предложения в
тексте имеют границы. ДА
Предложения в
тексте не имеют последовательности. НЕТ
В тексте всегда о
чем-то или о ком-то говорится ДА
Текст можно
разделить на части. ДА
Каждая часть
текста записывается с красной строки строки.ДА
Учитель: Как вы
понимаете фразу «текст- это ткань, соединение». А что такое тема, как вы
думаете?
Тема – это то, о
чем или о ком говорится в тексте.
Попробуем мы с
вами научиться работать с текстом и верно определять тему.
IV.
Закрепление изученной темы.
1) Составьте
предложение из слов:
•
к
зимнему
•
по-своему
•
в
лесу
•
холоду
•
готовится
•
каждый
Верный
ответ: В лесу каждый по-своему готовится к зимним холодам.
Выполните синтаксический
разбор (один ученик у доски).
Вывод: В тексте
должна быть тема- то, о чём говорится, и главная мысль- то, о чём хочется
сказать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Следите за
изображением на экране. Поворачивайте голову вслед за картинкой.
2) Работа текстом
.
Город Оренбург
является крупнейшим политическим, промышленным центром не только Оренбургской
области, но и всего Урало-Поволжского региона.
Оренбург возник
как крепость на юго-восточной границе Российской империи. Вскоре город стал городом-купцом
и крупнейшим посредником между Россией и Средней Азией. По прошествии
некоторого времени наш город становится центром очень крупной губернии. Был
Оренбург и городом-тюрьмой, местом ссылки политических заключённых.
Сегодня Оренбург –
это красивый, ухоженный, современный город, который перенёс свою самобытность и
в XXI век. И
вряд ли найдётся хотя бы ещё один такой город, где всё так живописно
перемешалось: Европа и Азия, запахи и звуки, история и современность, черты
города и черты горожан. Это действительно удивительно и прекрасно, потому что
каждый день открываешь и замечаешь что-то новое.
Учитель:
- Назовите тему
текста.
- Выделите
основную мысль, идею текста.
-Подберите
названия так, чтобы они отражали: а) тему; б) идею текста. (Варианты зачитываются).
-Это текст?
Почему?(Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью.
Это несколько предложений, связанных по смыслу)
3) Корректировка
текста.
Учитель: Перед
вами на листочках текст. Прочитайте его.
Есть у Никиты
деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под
кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е.
Чарушину)
Учитель: Легко ли
было читать текст? (Ничего не понятно)
-Почему? (Нет
знаков препинания, нет границ предложений)
(Граница – линия
раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после
изобретения книгопечатания)
-Представьте себе,
что вы – корректоры. Перепишите текст. Поставьте знаки препинания, определите
границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.
(Самостоятельная
работа учеников)
Учитель: Проверьте
друг друга (ВЗАИМОПРОВЕРКА).
-Сколько
получилось предложений?(Четыре предложения)
Прочитайте текст.
Докажите, что это текст. Выделите тему и озаглавьте.
(Есть у Никиты
деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под
кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет. Это
текст, так как можно выделить тему и основную мысль).
Вывод: Предложения
в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.
Учитель: Выпишите
из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их
разделили?
(Два ученика
работают у доски)
1.Одушевленные:
тигр
крокодил
слон
2. Неодушевленные:
кровать
стол
4) Задание
«Соберите текст».
1.Пёс так скучал,
что рад был кошке.
2.Я смотрю из
окна – лежит Рябка в луже около будки, весь мокрый, а в будку не лезет.
3.Он встал,
конфузливо помотал хвостом.
4 Раз шёл
дождь.
5.Я вышел и
крикнул: «Рябка! В будку!» 6.Вертит мордой, топчется, а в будку не лезет.
7.Рябчик не хотел лезть, чтобы не разбудить кошку, и мок под дождём.
8.Я подошёл и
заглянул в будку.
9.Через весь
пол важно растянулась кошка.
V.
Подведение итогов урока.
Учитель:
Посмотрите на изображение пирамидки. На что нанизываются кольца?
И в тексте, как в
детской пирамидке, всегда есть такой стержень. Стержень – тема текста.
Колесики –
предложения.
Какие открытия на
уроке вы для себя сделали?
(Отгадали по
цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили понятие
темы.)
VI. Домашнее
задание
1) по учебнику:
параграф №6, упражнение 37.
2)Дописать
концовку к тексту “Никита-охотник”.
VII.
Выставление оценок.
VIII.Рефлексия.
Уходя с урока,
прикрепите стикер на одно из изображений (Корзина, мясорубка, чемодан), чтобы
показать своё мнение об уроке.
Спасибо за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.