Тверская область, город Торжок, МБОУ СОШ № 6.
Коррекционная школа VIII вида, 5 класс
Учитель: Владимирова Елена Валерьевна
Урок русского языка по теме « ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа.
1.
Загадка
Давно
живу я в мире этом,
Даю
названия предметам.
Учитель:
отгадав эту загадку, узнаете тему нашего урока.
(
имя существительное).
2.Работа
над стихотворением
Шепот,
робкое дыханье, Свет ночной, ночные тени,
Трели
соловья, Тени без конца.
Серебро
и колыханье Ряд волшебных изменений
Сонного
ручья. Милого лица…
- О
чем это стихотворение?
-Какие
слова непонятны? (словарная работа)
-Найдите
и подчеркните имена существительные.
(
Дети выходят по очереди к доске: I вар. – 1столбик, II вар – 2 столбик)
-
Что вы заметили?
(
стихотворение состоит почти из одних существительных)
3.Рассказ
учителя.
Имя
существительное – важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи
– это существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли
окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По
наблюдениям ученых существительное появилось в речи в числе первых слов. Это и
понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать то,
что его окружает.
Давайте
и мы с вами понаблюдаем, какую роль играют существительные в нашей речи.
II. Работа по теме урока
1.
Исключение «лишнего». ( запись под диктовку с комментированием)
-
тетрадь, журнал, блокнот, ручка
-лето, зима, вечер, осень
-
радость, огорчение, восторг, человек
-
праздник, телеграмма, свадьба, юбилей
-
халат,
художник, врач, инженер
-
тигр, олень, месяц, медведь
( По
ходу комментирования дети объясняют, что обозначают существительные каждой
строки)
-
Учитель: сделайте вывод, что же может обозначать имя существительное.
(
названия предметов, времена года, состояние человека, события, людей и их
профессии, животных и т. д. )
ЭЛЕКТРОННАЯ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2.
Игра « Фантазеры».
- Из
данной тройки слов составьте предложения.
ПРИМЕР:
( коллективно) - чай, очки, газета.
Самостоятельно:
-
обед, трамвай, библиотека
-
друг, кино, мороженое
-
теплоход, север, школьники
(
дети зачитывают свои предложения и выбирают более удачные)
Учитель:
какое из данных в задании существительных « лишнее»?
(
школьники – мн. ч.)
- На
какие еще группы их можно разделить?
(
одуш. и неодуш. ; мужского, женского и среднего рода)
3.
Работа с учебником. Упр. 200 , стр.148
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Работа в группах
(
Каждой группе на карточке дано по 3 слова. Обсудить и доказать, что второе
слово является лишним)
1гр.
мяч очки машина
2гр.
стол уши книги
3гр.
буква глаза волосы
4гр.
комната руки реки
5гр.
день коньки пчелы
(
дети обсуждают и приходят к выводу, что второе слово обозначает пару предметов.
Если затрудняются, учитель подводит к выводу наводящими вопросами)
-
Добавьте к этой группе другие слова
(
ноги, губы, ноздри, веки, берега, рога, бока и т. д. )
IV. Итог урока.
-
Что на уроке вы вспомнили о существительном?
- А
что узнали нового?
-
Какую роль играют имена существительные в нашей речи?
-
Оцените свое настроение после урока , выбрав соответствующее существительное на
картинке.
( на
доске предметные картинки: солнце, цветок, лимон, конфета, улыбка, слезы, дождь
и т. д. . Картинки на магнитах у учителя на столе, дети их выбирают и
прикрепляют на доску ).
V. Домашнее задание: упр. № 204
, стр.149
- Во
время выполнения упражнения попробуйте еще понаблюдать за именем
существительным и поделиться на следующем уроке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.