Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращением"

конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращением"

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку

Дата_____________

Класс_____________

Урок №___________

Тема: Предложения с обращением.

Цели урока:

Ø    Обучающие –  познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять обращения в речи, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении, уметь использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью;

Ø    Развивающие – способствовать развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, способствовать развитию у учащихся творческого, критического мышления, воображения, создавать и передавать сообщения.

Ø    Воспитательные – прививать элементы культуры использования обращения в речи, воспитывать ответственность за сказанное слово, воспитание культуры общения, прививать любовь к русской литературе путём использования на уроке фрагментов произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.

 

Методы: проблемно-поисковый, игровой, « коммуникативная атака».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация аудиозапись, видеофрагмент, ТПО, раздаточный материал.

 

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие. Оформление записи в тетради.

2. Целеполагание.

Просмотр видеофрагмента «Котёнок по имени Гав».

Учитель: Предположите цель урока. Затрудняетесь? Тогда следующее задание. Сравните предложения в двух столбиках.

Люди Земли борются за охрану окружающей среды.

Ребята охраняют зеленые насаждения.

Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды!

Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

Учитель: Какой делаем вывод? (поговорим об имени, об обращениях)

Ребята, вы, наверное, не раз слышали или употребляли слова в такой форме, когда обращались к знакомым, друзьям, маме, папе и т.д. (выделенные слова в первом столбике). Узнаем же сегодня, что значит обращение.

Запись темы.

Учитель Составим план нашей работы на уроке: что мы изучаем, зачем и как. Готовы? Начинаем активную работу.

3. Актуализация опорных знаний и умений.

Учитель: Нам предстоит сегодня сажать  цветы. Новые знания, которые приобретете сегодня, должны прорасти в вас и дать результаты. По такой схеме, заполняя цветок, будем работать.

Объяснение работы по шаблонам.

4. Закрепление материала.

Учитель:  Что используем в качестве обращения? 1 лепесток

Обратите внимание на отрывки из басен Крылова. Найдите обращения и посмотрите, как они выражены.

Инсценировка «Стрекоза и Муравей»

Учитель:  Какие обращения прозвучали из уст героев?( кум, кумушка)

Учитель: Вывод - в литературной речи обращения употребительны.

Учитель: Обратим внимание на  пунктуация. . Знаки препинания (схема в конспекты)

Учитель: Выясняем место обращения (начало, середина, конец предложения)  2 лепесток

Учитель:  Нам предстоит узнать, на какие два типа делятся обращения. Предположите, по аналогии с предложением. (Распространенные и нераспространенные  обращения). Приведите примеры.

Учитель:  Вспомни обращение из сказки. Перед вами возникает картинка. Вспомнили форму обращения- записали. (Сказки А.С. Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?», «Смилуйся, государыня рыбка», «Свет мой зеркальце, скажи…». «Ах ты, мерзкое стекло», народные сказки: «Алёнушка, сестрица моя…», «Колобок, я тебя съем».)

Учитель: При помощи чего мы можем выделить обращение? (голос и знаками препинания) Обращение выделяется… 3 лепесток

Учитель: Прочитать предложения о России с верной интонацией. Работаем над дикцией.

 

Физкульминутка.

 

Учитель: Проверим, видите ли вы обращения. Если называю обращение, вы встаёте, нет- молча продолжаете сидеть.

               Ветер, Ветер, Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. +

              Юля выполнила работу отлично.

              Ах, ты, мерзкое стекло, это  врёшь ты мне опять назло.+

              Настя  очень хорошо танцует.

              Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка». +

              И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведете?» +

              Девочка мне очень помогла.

              Ребята, давайте жить дружно!+

 Учитель:  Послушайте песн. Из м/ф «трям, здраствуйте!»и запишите предложение с обращением. (Звучит песня «Облака» музыка Шаинского):

Облака, белокрылые лошадки!

Облака, что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу  прокатите нас, облака.

 

Закрепление материала (продолжение).

Учитель:  Работаем дальше. Выясняем новый факт. Сравните два предложения. В чём разница?

Друзья посещают детскую библиотеку.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

Вывод: Обращение не является членом предложения.  4лепесток

Учитель: Как мы используем обращения в повседневной жизни?  Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Татьяна Ивановна.

Учитель:  Составьте предложения с предложенными обращениями

1. Папа, папуленька, папаша

2. Серёжа, Серёга, Сергей

3. Мужчина, старичок, дедушка

 

+ индивидуальные задания ( работа по карточкам)

 

Учитель:  Что важно при обращении? Понимать, где, как и с кем говоришь.

Образуйте уменьшительно- ласкательную форму обращения.

              Толя, иди сюда.

              Не уходи, Оля, а помоги, пожалуйста, мне решить задачу.

              Что грустишь, сестра?

Учитель:   Заполняем 5 лепесток- обращение показывает отношение говорящего.

Учитель:  Жизнь обращений сегодня. Поразмышляем.

Учитель:  Ребята! Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами, с просьбой указать дорогу к библиотеке? (в зависимости от пола и возраста)

Подумайте! Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

 

5. Подведение итогов урока

Цветок заполнен. Дайте характеристику обращению.

Учитель: А вы, ребята, как обращаетесь друг другу? Значит, ребята, когда мы употребляем слова, когда мы обращаемся кому-то, мы должны быть очень осторожными, чтоб не поранить человека словом)

Задание: Составьте предложения с обращениями к учителю и одноклассникам, выразив своё отношение к уроку и своё настроение.

  Учитель: Делаем вывод:  Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.

6. Домашнее задание

1)                 ТПО №36

2)                 Домашнее задание: В преддверие дня Матери составьте текст поздравления для мамы, используя обращения.

3)                 Составьте и запишите словарь имён ваших друзей, образуйте от их имён ласкательные формы. Образец:       Серёжа – Серёженька, Анна – Аннушка.

 

7. Выставление оценок.

 

8. Рефлексия.

Учитель: Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе весёлый  цветок, если не понравился – грустный.

Мы собрали букет настроения, вы «посадили» в почву вашего ума новые знания. Пусть они крепко прорастут и принесут свои полезные плоды.

Спасибо за урок, ребята!

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рефлексия

 

Шаблон для заполнения

 


 

Русские стандарты вежливого обращения сегодня.

 

    Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, а новая еще не создана… В центре общественных споров оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).  

  Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.

    Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем:в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине:доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам:женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.

Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?

   Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Предложения с обращением""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка на тему "Предложения с обращением" предназначен для учащихся 5 класса.

Цель- познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: научить находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; выразительно читать предложения с обращением.

 

Значителен воспитательный аспект урока- изучение новой темы строится в тесной связи с литературой ( путём использования на уроке фрагментов произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова). Дети самостоятельно формулируют цели урока после просмотра фрагмента мультфильма "Котёнок по имени Гав". На уроке предполагается самостоятельная работа детей. В большей степени урок носит теоретический характер, являясь первым уроком в системе уроков по данной теме.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2466
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3169
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 769
    • DOCX 431.2 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бирюкова Алёна Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бирюкова Алёна Олеговна
    Бирюкова Алёна Олеговна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 50116
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе