III. Определение
темы урока и постановка цели и задач урока.
|
Слайд №6. - солнце ? здравствуйте
- Как вы думаете, почему рядом со словами появился
вопросительный знак? Если мы сможем ответить на этот вопрос, то мы сможем
определить тему нашего урока.
- Произнесите эти слова вслух. Что интересного заметили в
произношении этих слов? (Звуки [л] и [в] не произносятся )
- Как вы думаете, как можно назвать этот звук, он не
произносится, значит он какой? (Не произносимый.)
-В какой части слова стоит этот звук? (В корне)
-Давайте докажем на примере слова здравствуйте. Для
этого, что нужно сделать? (Подобрать однокоренные слова здравствование,
здравствовать, здравствуй) Слайд №7.
-И ещё определить корень в этих словах. Слайд №8.
-Ребята, а как вы думаете откуда появилось это волшебное
слово? Откуда мы можем это узнать? (Мы можем посмотреть в словаре.)
- Правильно. У вас на столе лежат выдержки из словаря.
Прочитайте. (один ребёнок читает вслух.)
В словаре С.И.Ожегова читаем: «здравствуйте – употребляется
как приветствие при встрече». «Здравствуйте» - значит «будьте здоровы». Происходит от глагола здравствовать и прилагательного. здравый. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с
древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение
произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно
существовать.
-И так, как вы думаете, какова же тема нашего
урока? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова)
– Какой возникает вопрос? Как правильно пишутся слова с
непроизносимой согласной?
-Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно и
активно поработать на уроке.
- Сегодня мы будем учиться писать непроизносимые
согласные в корне слова. Слайд №9.
- Давайте
определим цели и задачи урока. (Цели и задачи урока определяем по алгоритму)
-Предположите, чему мы научимся на уроке? (Мы
научимся правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.)
-Определяем, какие задачи нужно выполнить, чтобы
достигнуть цели урока.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомиться с написанием слов с непроизносимыми
согласными в корне.
2.Научиться проверять непроизносимые согласные в
корне слова. Слайд №9.
|
Отвечают
на вопросы учителя.
Произносят
вслух слова.
Определяют
корень.
Читают
выдержку из толкового словаря.
Определяют
тему урока.
Определяют
цель и задачи урока.
|
Л.:- формулировать и аргументировать собственное
мнение;
Р.:- высказывать
свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать
последовательность действий на уроке;
П.: -проводить
наблюдение, анализ, выдвигать предположения .
-
выстраивать логическую цепь рассуждений -формулирование ответов на вопросы
К.: - слушать и понимать речь других;
-
формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь
устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
-умеют участвовать в учебном
диалоге;
-уметь
задавать вопросы по существу.
|
IV.
Работа над темой урока
|
1. Словарная работа.
- Посмотрите на доску и скажите, какое задание здесь? (Нужно
разгадать ребус.)
Слайд №10. проверка
-Какое слово получится? -ЛЕСТНИЦА-
-Запишите слово -ЛЕСТНИЦА- (Записываем в словарик)
-Поставьте ударение. Выделите опасное место. Как называется
опасное место? (орфограмма)
-Какая орфограмма здесь встретилась? (Непроизносимая
согласная)
-Можно ли проверить опасное место? (Нет.)
-Значит, что можно сказать об этом слове? Это слово
словарное.
-Произносим хором по слогам и запоминаем, как пишется слово
лестница.
2.Минутка чистописания СЛАЙД
22
-Какой звук в слове -ЛЕСТНИЦА- не произносится? звук [т]
-Какой буквой он обозначается? –т-
-На минутке чистописания мы повторяем написание букв т –
заглавной и строчной.
-Приготовились писать и поработали с пальчиками: физминутка для
пальчиков Слайд №11-14
Слайд №15. Показ и повторение написания букв Т и
т по сладу.
Прописываем буквы Т и т поочерёдно целую строчку.
-Оцените свою работу на минутке чистописания и поставьте в
оценочный лист, который лежит у вас на столе знак + или –
Слайд №16.
·
Работа выполнена без ошибок, правильно и красиво написаны буквы,
если вы довольны своей работой, то ставим +.
·
В работе допущены ошибки или сделаны исправления, если вам
работа не нравится, то ставим - .
3.Работа с интерактивной доской.
-А сейчас давайте узнаем, что же такое непроизносимый согласный
звук? Приготовились слушать. –Ноги? …на месте
-Руки?... на месте
-Спина?... прямая
Слушаем текст до цифры 3.
Делаем вывод: Слайд №17.
В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных
звука, например [стн], [здн] и др. Один согласный звук из трёх
(средний) не произносится. Такие согласные называются непроизносимыми. Непроизносимыми
могут быть звуки [д], [т], [в], [л].
|
Разгадывают
ребус.
Записывают
слово в словарик.
Выполняют работу по чистописанию
Выполняют физминутку для пальчков
Оценивают работу на минутке чистописания
Знакомятся с темой урока.
Делают вывод
|
Л.:- формулировать и аргументировать собственное
мнение;
-устанавливать
связь между целью деятельности и ее результатом;
-адекватное
понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Р.- высказывать
свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
-
осуществлять самоконтроль
-принимать и сохранять учебную задачу
-составлять
план и последовательность работы
-удерживать
внимание при выполнении необходимых действий.
П.: -проводить
наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять
их экспериментальную проверку;
-
выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения
признаков;
-
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-формулировать
ответы на вопросы.
К.: -
слушать и понимать речь других;
-
формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
|
V. Работа над темой урока
|
3. Работа с интерактивной доской.
-Что нужно делать, услышав сочетание звуков [сн], [зн]? (Проверять.)
-А сейчас мы узнаем, как правильно обозначить буквой
непроизносимый согласный звук или как проверить непроизносимый согласный?
Слушаем текст до цифры 4.
-Давайте попробуем сформулировать правило сами Как проверить
непроизносимый согласный в корне слова? (Чтобы проверить непроизносимый
согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот
звук произносится чётко.) Читаем правило по слайду
вслух, хором и запоминаем
Слайд №18.
Послушайте
стихотворение: Слайд №19.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные,
Они не произносятся,
И что писать неясно вам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Прочитайте стихотворение хором.
|
Работают
с интерактивной доской.
Формулируют
правило.
Слушают
стихотворение.
Читают стихотворение хором.
|
Л.:- формулировать и аргументировать собственное
мнение;
Р.- высказывать
свое предположение на основе учебного материала;
-удерживать
внимание при выполнении необходимых действий.
П.: -проводить
наблюдение, анализ, выдвигать предположения
К.: -
слушать и понимать речь других;
-
формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь
устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
|
VI.Закрепление знаний.
|
1.Упражнение в подборе проверочных слов.
На доске слова: ус?ный, со?нце, ярос?ный, счас?ливый, звёз?ный
-Вызываю по цепочке к доске и дети вставляют непроизносимую
согласную в корне и записывают проверочные слова.
2.Работа в парах.
Творческая работа по уровням сложности. (На столе лежат карточки цветные: красная, зелёная, жёлтая. На
красной карточке записано задание 1 уровня сложности, на зелёной – 2 уровень,
на жёлтой средний уровень.)
-Ребята, посмотрите на столе лежат три вида карточек. Красная с
заданием повышенной сложности – 1 уровень, на зелёной – задание средней
сложности – это 2 уровень, а жёлтая – 3 уровень, здесь задание более легче,
чем на красной и жёлтой. Работать будем в парах.
-Повторяем
правила работы в парах Слайд №21.
-Посовещайтесь с соседом и решите: какого уровня вы будите
выполнять работу.
-Читаем задания каждого уровня. Даётся время для
выполнения. Затем меняемся тетрадями и проверку проводим по слайдам.
Карточка №1
I уровень
Из слов составить предложения.
Зимнее, окрестность, солнце, освещает. Уборе, в, стоят,
праздничном, деревья. Гигантские, метель, сугробы, намела.
Карточка №2
II уровень
Ответить на вопросы, используя опорные слова и ответы записать
редложениями.
Что освещает зимнее
солнце?
Окрестность
В каком уборе стоят деревья?
В
праздничном
Какие сугробы намела
метель?
Гигантские
Карточка №3
III уровень
Записать текст, вставив пропущенные слова подходящие по смыслу.
Зимнее ____________ освещает _____________. Деревья стоят в
_______________ уборе. Метель намела ______________ сугробы.
Слова для справок: солнце,
окрестность, праздничном, гигантские.
При проверке дети читают предложения. На доске появляется слайд
с предложениями. Слайд №22, 23, 24.
- Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне.
-Взаимопроверка
·
Работа выполнена без ошибок, правильно и красиво написано, если
вы довольны своей работой, то ставим +.
·
В работе допущены ошибки или сделаны исправления, если вам
работа не нравится, то ставим - . Слайд №25.
2.Упражнение в подборе проверочных слов. Работа в группах.
Предлагаю проверить свои знания. Для этого организуем работу в парах.
-Повторяем правила работы в группах.
Слайд №26.
– Прочитайте задание и выполните на рабочих листах. Подготовьте отчёт по
плану.
Задание:
1. Прочитайте слова
2. Однокоренные ли слова? Докажите.
3. Выделите в них корень.
4. В каких словах есть согласный звук,
который не произносится?
5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук.
6. Подготовьте отчёт.
|
капуста
капустный
капустница
известный
известность
известие
|
Отчёт по заданию.
1. Мы прочитали слова.
2. Это – _______________ слова, потому
что
у них ________________________________.
3. В словах
____________________________ есть согласный звук, который не произносится,
так как
стоит между согласными звуками.
|
|
Отчёт работы в группах Слайд №27, №28.
(Самооценка)
-Оцените свою работу в группах:
·
Работа выполнена активно и без ошибок, если вы довольны своей
работой, то ставим +.
·
Работали не совсем активно или допустили ошибку, если вам работа
не нравится, то ставим - . Слайд №29.
Одна группа отчитывается, остальные
слушают и сигнализируют светофорами.
Слайд №30.
-А знаете ли вы, ребята, что бабочки,
которые порхают в огороде, в основном над капустой, названы капустницей,
потому что любят её.
- Узнать капустниц можно легко по следующим
признакам Их крылья – мучнисто-белого цвета, по
краям тёмные углы. На крыльях – два тёмных круглых
пятна. Весной самки бабочек-капустниц откладывают яйца на листья
капусты. Из яиц появляются маленькие личинки- гусеницы. Гусеницы питаются
листьями капусты, очень быстро растут. Гусеницы имеют зеленоватую окраску
тела с жёлтыми полосами на боках. Эти жёлтые полосы предупреждают птиц, что
они несъедобны, ядовиты. Поэтому гусеницы без опаски держатся открыто.
Самые вредные - это гусеницы, а сами бабочки, питаясь цветочным нектаром, опыляют растения. Поэтому
бабочка - капустница приносит не только вред, но и пользу, опыляя
растения и цветы.
3.Тесты по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»
1. Отметить слова с непроизносимым согласным звуком в корне:
а) гладкий, честно, тетрадка;
б) звездный, радостный, вестник;
в) алмазный, парусный, вкусно;
2. Отметь слова, в корне которых пишется буква «т».
а) опас…ный, ужас…ный, вкус…но;
б) серьез…но, желез…ный, прелес…ный;
в) облас…ной, радос…ный, ус…ный;
3. Отметь слова , в корне которых пишется буква «д».
а) праз…ник, звез…ный, поз…ний;
б) вес…ник, кос…ный, свис…нул;
в) чудес…но, тес…ный, соглас…ный;
-Проверяем работу по слайду и оценивают
уч-ся свою работу: Слайд №31, №32.
·
Работа выполнена без ошибок, если вы довольны своей работой, то
ставим +.
·
Работали и допустили ошибку, если вам работа не нравится, то
ставим - . Слайд №33.
|
Работают
у доски по цепочки и в тетрадях
Выполняют
дифференцированную работу по уровням сложности в парах.
При
проверке читают предложения.
Оценивают работу
Работают
в группах.
Оценивают работу
Выполняют
тест
Оценивают работу
|
Л.:- формулировать и аргументировать собственное
мнение;
-устанавливать
связь между целью деятельности и ее результатом;
-адекватное
понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Р.- высказывать
свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять
самоконтроль
-принимать и сохранять учебную задачу
-составлять
план и последовательность работы
-удерживать
внимание при выполнении необходимых действий.
П.: -проводить
наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять
их экспериментальную проверку;
-
выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения
признаков;
-
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-формулировать
ответы на вопросы.
К.: -
слушать и понимать речь других;
-
формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь
устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.