Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными" (2 класс)

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

hello_html_543869ca.gifhello_html_1e8671.gifТехнологическая карта урока № 70

Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (по типологии ФГОС)

Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.

- развивающая: развитие умений работы учащихся в паре, умения составлять предложения; продолжить формирование у учащихся перехода от частных к более широким обобщениям.

- воспитательная – воспитание любви к родному языку.

Задачи: - образовательная: дать понятие «правописание ь » доказать, что ь может стоять не только в середине слова, но и в конце слова.

- развивающая: продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме.

Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Методы обучения:по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.

Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, ребусы к предложению, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, комплект из сигнальных карточек на каждого ученика, дидактический материал для учащихся.

Музыкальное сопровождение: музыка Чайковского «Вальс цветов», физкультминутка «Зарядка»,электронное приложение к учебнику.








Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


1. Приветствие детей. Настрой учащихся на работу на уроке.

- Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, дневник. Все на месте.

- Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Проверим, Руки.

Ноги?

Локти?

Спина?

- Как нужно вести себя на уроке?




- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение.

- Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать на урок Момуса – бога смеха!» Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

- Послушаем внимательно, что приготовили нам ребята.(Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»)








-Садитесь. Молодцы!




Приветствуют учителя и гостей.



Встают ровненько.


Садятся.



На месте.

На месте.

У края.

Прямая.

- Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь.

-Ответить хочешь – не шуми, а лучше руку подними.




Слушают учителя. Передают своё настроение с помощью улыбки.





Баев Н.

Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной.

И заснул под нею крепко, непробудно.

Филатов А.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозы - и зима настала.


Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Стадия вызова. Мотивация. Целеполагание.

Цель этапа: анализ и систематизация полученных данных



- Послушайте загадки:

-И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...

Ты откуда, ты откуда. прилетел к нам красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя?

-Что объединяет эти слова?

-Кто готов назвать тему нашего урока?

-Давайте проверим наше предположение с учебником на странице 125.

-Какую цель поставим сегодня на уроке?

Слушают учителя.






- коньки



- Снегирь

- ь в середине и в конце слова

- Правописание ь в конце и середине слова.

Проверяют.

-Научиться распознавать слова с ь в середине и на конце слова.


III. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Подводящий диалог с учащимися:

- Давайте с вами послушаем правило Мудрой Совы

- Я сейчас прочитаю стихотворение Л. Измайлова, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком.

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал мягкий знак!)

- Ученые, изучающие русский язык сказали, что буква Ь талантливая. Потому что:

- у нее нет собственного звука, (слайд5)

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

- Прочитайте еще про себя внимательно стихотворение, осмыслите его («Смысловое чтение»), выделите слова с мягким знаком («Инсерт»-выделение в тексте)

- Кто запомнил слова, которые встретились в этом стихотворении с мягким знаком?

Слова вывешиваются на доску на карточках.

- Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?

На доску вывешиваются распечатанные слова на магнитах и Ь выделен ярким пятном – прием «Яркое пятно»



Смотрят на экран и слушают.


Внимательно слушают учителя, запоминают слова с мягким знаком.



















Читают про себя стихотворение, выделяют слова с мягким знаком.




- уголь, сказать.



-уголь – 5 букв, 4 звука, сказать – 7 букв, 6 звуков, звуков меньше, чем букв, потому что ь звука не обозначает.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)






































Формируемые УУД-

Личностные: развитие ответственного отношения к выполняемой работе;

Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанного сообщения и рисунка, работа с текстом

Регулятивные: самоконтроль выполнения самостоятельно работы

Коммуникативные:Умение слушать и извлекать информацию из услышанного текста и рисунка













IV.Обобщение и систематизация знаний.

Цель:


Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Чистописание.

- Долго в этом году мы ждали зимы. Но она пришла, как всегда, неожиданно.

- Засыпала село снегом и хозяйничает по-царски.

- Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок.

- Посмотрите на доску, зимний декабрьский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперед, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

лЛмМ лЛлм Лмлл мм лЛм

- Откройте тетради, записываем 12 декабря, классная работа и проведем минутку чистописания.

- Кстати, а вы знаете какой сегодня день?

- А кто знает, что такое Конституция?

- В Конституции отражены все права и свободы наших граждан. А начинается Конституция с таких слов: «За веру, добро и справедливость».

Т.е. мы должны быть верными Родине, добрыми и справедливыми по отношению к окружающим (воспитательный момент»

- Давайте продолжим работу: напишите зимний узор

Похозяйничала зима над предложением, заморозила, а мы сейчас его отогреем: Воздух, снежинки, в, закружились, мохнатые.

Составьте предложение.Какое предложение у тебя получилось? (Ответы)

Проверка по эталону. Самопроверка.

- Оцените ответ с помощью карточек.




- С чем не согласен?

-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.



Слушают учителя.












- Слушают учителя и смотрят на доску.


- Открывают тетради, записывают число, классная работа.



- День Конституции

- Основной закон нашего государства








Продолжают работу над записью зимнего узора.


Пишут.


Читают предложение




Кирилл читает полученное предложение

- Проверка по эталону. Самопроверка.




- Дети сами себя проверяют и оценивают с помощью сигнальных карточек.

Зеленый – всё правильно (Приём «Светофор»)

Желтый – есть вопросы

Красный - неправильно

- Обосновывает.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Мохнатые снежинки закружились в воздухе.

- Спишите это предложение каллиграфически правильно. запись на обратной стороне доски.

- Какие орфограмма встретились в этом предложении?

- Подчеркните грамматическую основу предложения. К доске пойдёт Никита. )




- Никита, это предложение состоит только из главных членов?



- Назовите однокоренные слова к слову снежинка.

-Верно, давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова этого слова.









Словарная работа.

- Пока мы разбирали предложение мохнатые снежинки опустились на словарные слова некоторые буквы растаяли.

- Давайте вместе с вами по цепочке восстановим их.

«Реставратор»–критическое мышление

(п…года, д..кабрь, к..ньки ,м…роз, п..льто, сев..р)

-Оцените ответ. (сигнальные карточки) Проверка по эталону. Взаимопроверка.

Каждое слово

Работа в парах. (Сотрудничество)

Упражнение на доске

- Выпишите слова 1вариант –ь в середине слова , 2 вариант - ь в конце слова.

- Оцените работу (проверка по карточкам.)

1) Мальчики побежали играть на улицу.

2) Девочки пришли танцевать в нарядных платьях.

Работа по учебнику.

- Открываем учебник на странице 126, выполняем упр.206

- Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки. Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь. Начинай диктовать, Артем.



-Как перенесли слова мебель-мебельный ?

-Расскажите правила переноса.

-А кто знает, что такое мебель? Вывешиваю это слово на доску

-Что входит в понятие мебель?

- Валя, поставь ударение в этом слове.

- Найдите ошибкоопасное место в этом слове.

-Давайте сверим ответы.


Работа по учебнику.

- Выполняем упр.206 (стр 126)

- Задание подберите к каждому слову однокоренное. Образец: огонь – огоньки. Подчеркнем мягкий знак. Продолжи, окунь – окуньки. Какую букву подчеркнем? Ь. Диктуем по цепочке, начинай, Артем.

(Окунь-окуньки, стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный, декабрь-декабрьский, апрель-апрельский)

-Как перенесли слова мебель-мебельный ? (ме-бель, ме-бель-ный)

-Расскажите правила переноса.

  • Игра «Лови снежок» мячик – физкультминутка - здоровьесберегающие технологии.

  • -Наши пальчики устали и хотят немного отдохнуть. Мы с вами поиграем в игру «Лови снежок»

  • - Я кидаю вам мячик и говорю слово с ь в конце, а вы прячьте ь в середину. На доске пишу: пень- пеньки

конь - коньки

день – деньки

огонь - огоньки

уголь -угольки

учитель-учительница

декабрь-декабрьский

дочь-

печь

Почему не пишем ь? (правило ЧК-ЧН)

- Ребята, у вас нас на партах лежат карточки. Вам надо вставить пропущенные буквы – решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1) Игор.. поймал на реч..ке пять окун…ков.

2) На улице началас.. сил..ная метел...

Организуется взаимопроверка (все правильно – ставят +,не все – исправляют ошибки)

- Сверьте ответы вашего соседа с доской (на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков. Слайд

На улице началась сильная метель.)

- У кого всё правильно? Ответы .Кто ошибся? Поднимают руки.










- Списывают с доски.





-жи-ши, безуд гласные, правописание предлогов и т.д.

- В этом предложении говорится о снежинках. Что? Снежинки – это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Снежинки что сделали? Закружились – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

- Нет, в этом предложении кроме главных членов есть второстепенные - это распространенное предложение.


-снег


- снег [сн´эк]- 1 слог, 1 глас., 3 согл.

с [с] – согл, тв, парн, глух.

н [н´] – согл, мягк., непарн, зв.

е [э] – гласный, ударн.

г [к] – согл, тв, непарн, зв.


4 буквы, 4 звука






По цепочке выходят к доске и вставляют пропущенную букву в слова.

- это словарное слово, вставляем букву …

Оценивают ответ с помощью сигнальных карточек.

Погода, декабрь, коньки, мороз, пальто, север.




К доске выходят 2 ученика, работают за доской. Выписывают слова с ь по вариантам.


Оценивают работу с помощью карточек сигнальных.


Открывают учебник .





Окунь-окуньки, стебель-стебельки, мебель-мебельный, школа-школьный, сила-сильный, декабрь-декабрьский, апрель-апрельский.

- ме-бель, ме-бель-ный

-Рассказывают правило.

- это диван, кровать, кресло, стол, стул и т.д.

- мЕбель

-вторая буква Е

-смотрят электронное приложение.



- Слушают учителя. Записывают однокоренные слова по цепочке.










Вывешиваю словарное слово на доску.


VI.Итог урока. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


- С чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Для чего же служит мягкий знак?

- В каком случае ь не пишется?

Давайте вернемся к цели. Все ли мы выполнили сегодня с вами?

- Скажите, а какой у нас скоро праздник?

- А какой главное украшение нового года?

- Ребята, , а давайте вместе нарядим и нашу ёлку – на обратной стороне спинки вашего стула прикреплены 2 игрушки. Если вам понравился урок возьмите жёлтую игрушку и прикрепите её на нашу ёлочку, а если не понравился, то красную. (прикрепляют игрушки).

-Оцените свои знания и знания одноклассницы.

- Я с вами согласна – Артем Филатов, Никита Баев – оценка 5, Логвиненко Кирилл – немного поувереннее – оценка 4, Валя Тиунова, Забродин Никита – оценка 3.


Оцените свои знания и знания одноклассницы. Поднимите руки, кому было сегодня интересно? Неинтересно? Слишком трудно? С какой проблемой мы сегодня работали? Молодцы!


Выставление оценок в дневник

- С правописанием ь в середине и на конце слова перед согласными.

- для смягчения согласных

- ЧК-ЧН

-Да

- Новый год

-ёлка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VII. Домашнее задание - творческое на выбор.

Цель этапа:

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

Дети выбирают домашнее задание по своему выбору.

1.“Желтые” - самое простое - Выучить правило с.125, словарное слово

2.“Синие” -средней сложности – Выучить правило с.125, упр.207.

3.“Красные” –задание повышенной трудности – написать небольшой текст на тему «пришла зима».

В заключении я хочу вас, ребята, поблагодарить за урок!

- Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.





Дети делают свой выбор, записывают в дневник.



  • Начальные классы
Описание:

Данная разработка направлена на изучение нового материала и повторение изученного ранее о мягком знаке. Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме.Методы обучения:по источнику познания: словесный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.

эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.

Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология,  технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Ширина Любовь Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1804
Номер материала 39432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓