Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Падеж имен существительных" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Падеж имен существительных" (5 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


«Падеж имен существительных»

5 класс (урок-презентация)

Цели: 1. Повторить алгоритм определения падежа существительного;

2. Развивать навыки определения падежа имени существительного;

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.


ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном признаке существительного – падеже. Вспомним алгоритм определения падежей у существительного.


СЛАЙД 2 – ЦЕЛИ


  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ,ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ.


СЛАЙД 3.


Определите лексическое и грамматическое значение слова тьма .


1. Потом внезапно, в один миг наступила полная тьма

2. Ученье - свет, а неученье – тьма.

3. У сильного всегда бессильный виноват,

Тому в истории мы тьму примеров слышим.


В 1 предложении – слово употреблено в прямом значении, во 2 и 3 – в переносном значении.(2 предложение –незнание, 3 предложение тьму примеров- много примеров). Грамматическое значение рода и числа не изменилось. В 3 предложении слово употреблено в Винительном падеже.


- Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении?

- Как объяснить слова «ученье-неученье», «свет-тьма» с точки зрения лексики?


- Что изменяется в словах ТЬМА-ТЬМУ ? (падеж)



Учитель: А сколько падежей в русском языке, и какие у них вопросы, нам поможет вспомнить стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю



СЛАЙД 4.


Падежи


Воскликнул Именительный:

- Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!


- Того, - сказал Родительный,

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто


- Тому, - ответил Дательный,

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.


- Того, - сказал Винительный, -

Я буду обвинять,

Кто книжку вразумительно

Не может прочитать.



- С тем, - заявил Творительный, -

Я только лишь в ладу,

Кто очень уважительно

Относится к труду.


- О том, - сказал Предложный,-

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.




Учитель: Так сколько у нас падежей? (6 падежей)


Для чего же нам нужны падежи?


ВЫВОД: Связывать слова в предложении, показывать эти отношения – вот задача падежа. Он обычно выполняет ее с помощью своих маленьких помощников – падежных окончаний.


А как же определить падеж существительного?



СЛАЙД 5.


Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:


1. Найти слово, к которому относится существительное.

2. Поставить от этого слова к существительному вопрос.








СЛАЙД 6.

Определите падеж слова ДЕЛО в пословицах.


Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

И умен, и крепок, и в деле гож.

Жизнь дана на добрые дела.

Делу время, потехе час.



СЛАЙД 7. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА


- используя алгоритм, определить падеж и выделить окончание.


Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, просить о помощи, идти по дороге к деревне, писать в тетради, в тетрадке, лежать в постели, направляться к опушке, находиться в госпитале, петь от радости.


-Составить простое или сложное предложение с одним из данных словосочетаний.


СЛАЙД 8.


Продолжаем учиться определять падежи существительных.

Я прочитаю вам стихотворение.

Ваша задача – выписать повторяющееся слово ЛИСТ, определить в каких падежах оно употребляется. Укажите, какое однокоренное слово употреблено в стихотворении к слову ЛИСТ, как оно образовано?


Приключение зеленого листа.


Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа…

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист головой качает.

Ветер вмиг с листом зеленым листом

Над землей взметнулся снова.

Но шалун листок устал

И ко мне в тетрадь упал.

Я пишу в саду под кленом

Стих о листике зеленом.



Лист

У листа лист – листок – о листике

К листу

Хвать зеленый лист




СЛАЙД 9. ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.



1- дательный падеж

2 – предложный падеж 1, 2, 1, 3, 2, 2, 3, 1, 3.

3 – творительный падеж



Подарил бабушке, рассказал о прогулке, бежит по дорожке, пришли с братом, написал на бумаге, растет на грядке, испачкал шоколадом, подъехал к даче, недоволен оценкой.




СЛАЙД 10. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР.


ДОРОГА УХОДИЛА ПРЯМО В ЧИСТОЕ МОРЕ ВОДЫ.


- найти и подчеркнуть все члены предложения.

- сделать характеристику предложения.

- определить синтаксическую роль существительного.



СЛАЙД 11. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.



В тайге.


Трудно идти по тайге. Упавшие деревья п…репутались ств…лами и в…твями. На них выр…сли травы мхи. Колючие ветви царапа..т руки и лицо т..желый рю..зак ц..пляет..ся за суч..я.

Перед нами целые зар..сли папоротников. Какое это интерес..ное р..стение! Под з..ленью папоротников чуть слышно журчит ручеек. Путь пр..дстоит д..лекий и мы распол..гаемся на о..дых.



СЛАЙД 12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Стр. 208, 210 – теория выучить, упражнение 525.





Лингвистическая задача.

"Неожиданные подарки"

Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:

- Понравились вам мои подарки?

- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.

- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.

А почему оно произошло, как вы думаете?

Объясните смысл словосочетаний:

ПОДАРОК КОЛИ (кого?)

ПОДАРОК КОЛЕ (кому?)

  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-презентация разработан по учебнику Т.А.ладыженской и др. "Русский язык. 5класс".

Цели:Повторить алгоритм определенияпадежа существительного,развивать навыки определения падежа имени существительного, воспитывать интерес к изучению русского языка.

Презентация включает в себя различного вида задания, такие как орфографическая работа, цифровой диктант, контрольное списывание,направленные на закрепление знаний по теме. Также прилагается конспект урока к презентации. Задания направлены на повторение знаний о падежах, полученных в начальной школе. Для большего интереса к теме в конспекте присутствуют пословицы, стихи для объяснения нового материала.

Автор Брежнева Евгения Павловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4251
Номер материала 49090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: