«Падеж имен существительных»
5 класс (урок-презентация)
Цели: 1. Повторить
алгоритм определения падежа существительного;
2. Развивать навыки определения падежа имени
существительного;
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
ХОД
УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном признаке
существительного – падеже. Вспомним алгоритм определения падежей у
существительного.
СЛАЙД 2 – ЦЕЛИ
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ
ЗАКРЕПЛЕНИЯ,ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ.
СЛАЙД 3.
Определите лексическое и грамматическое значение слова
тьма .
1. Потом внезапно, в один миг наступила
полная тьма
2. Ученье - свет, а неученье – тьма.
3. У сильного всегда бессильный виноват,
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
В 1 предложении – слово употреблено в прямом
значении, во 2 и 3 – в переносном значении.(2 предложение –незнание, 3
предложение тьму примеров- много примеров). Грамматическое значение рода и
числа не изменилось. В 3 предложении слово употреблено в Винительном падеже.
- Объясните постановку знаков препинания во 2
предложении?
- Как объяснить слова «ученье-неученье», «свет-тьма» с
точки зрения лексики?
- Что изменяется в словах ТЬМА-ТЬМУ ? (падеж)
Учитель: А сколько падежей в русском языке, и какие у них вопросы,
нам поможет вспомнить стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю
СЛАЙД 4.
Падежи
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Учитель: Так сколько у нас падежей? (6 падежей)
Для чего же нам нужны падежи?
ВЫВОД: Связывать слова в предложении, показывать эти
отношения – вот задача падежа. Он обычно выполняет ее с помощью своих
маленьких помощников – падежных окончаний.
А как же определить падеж существительного?
СЛАЙД 5.
Чтобы правильно определить падеж
существительного, нужно:
1. Найти слово, к которому относится существительное.
2. Поставить от этого слова к существительному вопрос.
СЛАЙД 6.
Определите падеж слова ДЕЛО в
пословицах.
Велик телом, да мал делом.
Дело шуток не любит.
От слова до дела целая верста.
И умен, и крепок, и в деле гож.
Жизнь дана на добрые дела.
Делу время, потехе час.
СЛАЙД 7. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
- используя алгоритм, определить падеж и
выделить окончание.
Рисовать в альбоме, оказаться на опушке,
просить о помощи, идти по дороге к деревне, писать в тетради, в тетрадке,
лежать в постели, направляться к опушке, находиться в госпитале, петь от
радости.
-Составить простое или сложное предложение с одним из
данных словосочетаний.
СЛАЙД 8.
Продолжаем учиться определять падежи существительных.
Я прочитаю вам стихотворение.
Ваша задача – выписать повторяющееся слово ЛИСТ,
определить в каких падежах оно употребляется. Укажите, какое однокоренное слово
употреблено в стихотворении к слову ЛИСТ, как оно образовано?
Приключение зеленого листа.
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа…
Ветер нес его и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг – к зеленому листу.
Лапой – хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», - парашютист головой качает.
Ветер вмиг с листом зеленым листом
Над землей взметнулся снова.
Но шалун листок устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под кленом
Стих о листике зеленом.
Лист
У листа лист
– листок – о листике
К листу
Хвать зеленый лист
СЛАЙД 9. ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.
1- дательный падеж
2 – предложный
падеж 1, 2,
1, 3, 2, 2, 3, 1, 3.
3 – творительный падеж
Подарил бабушке, рассказал о прогулке,
бежит по дорожке, пришли с братом, написал на бумаге, растет на грядке,
испачкал шоколадом, подъехал к даче, недоволен оценкой.
СЛАЙД 10. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР.
ДОРОГА УХОДИЛА ПРЯМО В ЧИСТОЕ МОРЕ ВОДЫ.
- найти и подчеркнуть все члены предложения.
- сделать характеристику предложения.
- определить синтаксическую роль существительного.
СЛАЙД 11. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ.
В тайге.
Трудно идти по тайге. Упавшие деревья п…репутались
ств…лами и в…твями. На них выр…сли травы мхи. Колючие ветви царапа..т руки и
лицо т..желый рю..зак ц..пляет..ся за суч..я.
Перед нами целые зар..сли папоротников. Какое это
интерес..ное р..стение! Под з..ленью папоротников чуть слышно журчит ручеек.
Путь пр..дстоит д..лекий и мы распол..гаемся на о..дых.
СЛАЙД 12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Стр. 208, 210 – теория выучить, упражнение 525.
Лингвистическая
задача.
"Неожиданные
подарки"
Митя и Коля -
близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром.
На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них
подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок
Мити", на втором - "Подарок Коли".
Рассматривая эти
свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг
другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля
- пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля
получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя -
масляные краски, о чем мечтал Коля.
Не успели они
удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:
- Понравились вам мои
подарки?
- Твои подарки? Какие
подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.
- Да вот же они, -
сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.
Недоразумение,
конечно, скоро разъяснилось.
А почему оно
произошло, как вы думаете?
Объясните смысл
словосочетаний:
ПОДАРОК КОЛИ (кого?)
ПОДАРОК КОЛЕ (кому?)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.