Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Отзыв о произведении искусства" (9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Отзыв о произведении искусства" (9 класс)

Скачать материал

 

Тема: Отзыв о произведении искусства.

Цель: Создавать развивающую речевую среду, способную приобщить учащихся к культуре путём восприятия репродукций великого русского художника И. И. Левитана; развивать навыки устных и письменных монологических высказываний (отзывов) в соответствии с орфографическими, лексическими и грамматическими нормами.

Тип урока: Урок развития связной речи №9.

Оборудование: Мультимедийная презентация с репродукциями И. И. Левитана.

 

Ход урока

1.         Актуализация опорных знаний:

Вспомните, что  есть ИСКУССТВО?

Искусство - Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 

С. И. Ожегов

Словарь русского языка

                                                                                                          

Какие виды искусств вам известны?

 


Искусство

Литература

Музыка

Театр

Живопись

Скульптура

Архитектура

 

 

 

2.         Слово учителя (новый материал).

Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем, увиденной картиной, услышанной музыкой, кинофильмом и т.д.

Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на людей разное впечатление. Это рождает споры, но они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его. Обычно это делается с помощью отзыва.

Отзыв –  это обмен впечатлениями, выражения своего отношения к поступкам героев, изображённым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор – сочувствует им или осуждает, высмеивает их или ими восторгается.

В отзыве, как правило, можно выделить две части:

 

 

 


Часть, в которой высказывается

 мнение о том,

понравилось или не понравилось

 произведение

 

Часть, в которой обосновывается,

аргументируется

высказанная

оценка

 

 

Однако необходимо помнить, что содержание отзыва, как и его форма, зависит от того, кто его адресат, какова его цель и задача.

Адресатами отзыва могут быть:

·        друг;

·        родители;

·        товарищи по классу;

·        библиотекарь;

·        автор произведения и др.

 

 


ЦЕЛЬ

 

Привлечь  внимание, повлиять  на мнение других людей,  поспорить по поводу оценки

Желание поделиться впечатлениями, а адресат

(друг, родители) далеко

 

 

 

 

Статья в газету

(публицистический стиль)

Письмо

 

 

 

 

 

Следует учитывать личность адресата: письмо к другу, родителям отличается большей непринуждённостью, «разговорностью» в сравнении с письмом к автору произведения.

 

Для того, чтобы правильно и грамотно написать отзыв, необходимо руководствоваться планом:

1.     Определите адресата речи, цели и задачи высказывания.

2.     Подберите нужную форму отзыва (письмо, сообщение, запись впечатлений в дневнике, статья в газету.

3.     Определите стиль и тип речи.

4.     Выскажите своё мнение о произведении искусства и мотивируйте его.

5.     Обратите внимание на речевое оформление отзыва. Употребляйте лишь те языковые средства, которые характерны для избранного стиля и жанра высказывания.

6.     Придерживайтесь требований к речи и культуре общения.

 

Чтобы выбрать, какого стиля вы будете придерживаться в работе, обратитесь за помощью к нашим папкам (таблица стилей речи).

 

Сегодня на уроке мы будем учиться работать над произведением живописи.

Вспомните, что  есть ЖИВОПИСЬ?

Живопись - Изобразительное искусство – создание художественных образов красками.

С. И. Ожегов

Словарь русского языка                                                                                                         

 

Для этого мы с вами совершим виртуальную экскурсию по Третьяковской галереи -  крупнейшему в мире музею русского изобразительного искусства, который принадлежит к числу крупнейших музеев мира.

И остановим наше внимание на произведениях Исаака Ильича Левитана – крупнейшего русского художника-живописца, пейзажиста, мастера лирического жанра.

 

3. Выступление учащегося с краткой информацией об И. И. Левитане. (Биографические данные). (Материал прилагается).

4. Просмотр репродукций.

Вспомните, что  есть РЕПРОДУКЦИЯ?

Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков  путём фотографии, чертежа, рисунка и т. п.

2.Картина, рисунок, воспроизведённый типографическим способом.

С. И. Ожегов

Словарь русского языка                                                                                                         

 

Картины Левитана это - его задушевные песни, изображенные красками на полотне.
                                                  

Сизов В.Е.

"Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу; не подпадут под обаяние его редчайшей способности передавать все оттенки, все особенности характерных признаков и черт природы средней полосы России".

                                                                     Иогансон Б.В.

Золотая осень, 1895 г.

Осень была любимейшим временем года для Левитана.

«Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

 На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...»          

 

К. Паустовский

 


Осенний пейзаж.1898 г.

Золотая осень. Слободка.1889 г.

Осеннее утро.1887 г.

Осень.1897 г.

Осень. Мельница.1888 г.

Берёзовая роща.1888 г.

Бурный день.1897 г.

Буря. Дождь.1899 г.

В горах Крыма. Этюд.1900 г.

Летний вечер.1900 г.

Лунная ночь.1897 г.

Мостик.1884 г.

Вечер на Волге.1887-1888 гг.

Вечер. Золотой Плёс.1889 г.

Вечерний звон.1892 г.

Тихая обитель.1890 г.

Тишина.1898 г.

У омута.1892 г.

Март.1895 г.

Весна. Большая вода.1897 г.

Осенний день.1879 г.

Над вечным покоем. 1894 г.

Озеро. Русь. 1900 г.


 

Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место.

                                              Левитан И.И.

Природу украшать не надо, но надо     почувствовать ее суть и освободить от случайностей.

                                               Левитан И.И.

Каждая Катина имеет свою историю.

Так, например, картину «Осенний день. Сокольники» Левитан написал в  1879  году,  она была одна  из  первых  его  работ. Картина  экспонировалась  на  московской выставке и была куплена П.  М.  Третьяковым  для  его  галереи.  В  те  годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.  Ему  было только 19 лет, но художник уже имел богатый жизненный опыт.

      “...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам  опавшей  листвы  шла молодая женщина в  черном...  Она  была  одна  среди  осенней  рощи,  и  это одиночество окружало ее ощущением грусти и  задумчивости.  “Осенний  день  в Сокольниках” первая картина выдающегося русского художника Исаака  Левитана, где серая и золотея осень,  печальная,  как  тогдашняя  русская  жизнь,  как жизнь самого Левитана, дышала  с  холста  осторожной  теплотой  и  щемила  у зрителей  сердце...  Осень  на   картинах   Левитана   очень   разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им  на  полотно”,  -  так писал  о  творчестве  выдающегося  русского   пейзажиста   Исаака   Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.

 И действительно, посмотрите: Осенний день… Далеко убегает дорожка парка. Осень щедро расплачивается за майские жемчужные дожди, за летнюю теплую радость, за лунные соловьиные вечера. Она щедро, целыми охапками, разбросала золото на листву берёз, позолотила верхушки тополей, дорожку усеяла золотыми листьями. Золотая осень! Но она не блестит, не звенит,  серые тона глушат золотые блики. Почему взгрустнулось? Почему дорожка убегает куда-то вдаль, будто зовёт уйти отсюда? Куда?

Навстречу идёт женщина. Идёт оттуда, куда убежала дорожка. Она печальна. Одинока. В тёмном платье, опустив голову идёт… Но не в ней суть. Она пришла и уйдёт, а лес, золотые берёзы, распростёртое над ними небо, воздух – они вечны. В них – нетленная красота. А в красоте всё: и восторг, и радость, и грусть, и мечта о счастье.

«Осенний день»… Она и радует и щемит душу. В картине выстраданная надежда, жалоба на несправедливую судьбу, одиночество, голод, продранные локти пиджака и жгучая, неутомимая страсть к искусству.

 

Путешествуя по Волге в поисках вдохновения, Левитан написал множество картин.

  «Над вечным покоем». 1894 г. - одна из самых мрачных, и, вместе с тем, значительных работ Левитана. Картина  “Над вечным  покоем”  заставляет  задуматься  над  смыслом   жизни   и   над   ее быстротечностью. “В ней я  весь,  со  всей  своей  психикой,  со  всем  моим содержанием”, - говорил об этой картине художник в письме к  Павлу Третьякову.

… Левитан увидел старую деревянную церковь на горе, почерневшие брёвна, рядом погост. Увидев, он не отходит от этого места. Смотрит на церковку, на высокое небо, неоглядные просторы. Смотрит на заре, смотрит в сумерках, ночью.

Известен такой факт: Левитан добился, чтобы ветхую заколоченную церковь открыли, и престарелый отец Яков служил обедню, а Левитан, притаившись в углу церкви, писал эскизы…

Не религиозный восторг вызвала у Левитана старинная бревенчатая церковь на горе, а творческое озарение художника, потрясённого величием волжских просторов.

Левитана потрясла красота. Восторженное оцепенение, охватившее художника, увидевшего величие мира, бесконечные просторы, бездонное небо, богатырский размах Волги.

«Над вечным покоем» - вершина мастерства И. И. Левитана.

 

Большая картина "Озеро. Русь."1900 г. является главным произведением позднего Левитана. Это полотно стало "лебединой песнью" Мастера - художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное впечатление. Свежесть и яркость солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья - все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей Родины.

 

Левитан понял, как никто, нежную, прозрачную прелесть русской природы, ее грустное очарование... Живопись его, производящая впечатление такой простоты и естественности, по существу, необычайно изощренна. Но эта изощренность не была плодом каких-то упорных усилий, и не было в ней никакой надуманности. Его изощренность возникла сама собой - просто так он был рожден.

 

5. Рефлексия:

 

1.     Кому хочется поделиться впечатлениями после увиденного?

2.     Что особенно запечатлелось в вашей памяти и вашем сердце?

3.     Какие картины предстали вашему взору?

4.     Какие эпизоды репродукций созвучны с вашим воображением?

5.     Почему так много пейзажей посвящено осени?

6.     Какие слова и выражения помогут выражению ваших мыслей и чувств?

6. Домашнее задание:

 

 1.Прочитать внимательно теоретический материал в учебнике (страница 109-114).

 2.Написать отзыв о более понравившемся вам произведении И. И. Левитана (в любой форме).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как составлять отзыв о произведении искусства

План

 

1.     Определите адресата речи, цели и задачи высказывания.

2.     Подберите нужную форму отзыва (письмо, сообщение, запись впечатлений в дневнике, статья в газету.

3.     Определите стиль и тип речи.

4.     Выскажите своё мнение о произведении искусства и мотивируйте его.

5.     Обратите внимание на речевое оформление отзыва. Употребляйте лишь те языковые средства, которые характерны для избранного стиля и жанра высказывания.

6.     Придерживайтесь требований к речи и культуре общения.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Отзыв о произведении искусства" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Человеку свойственна потребность делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными прочитанным произведением, просмотренным спектаклем, увиденной картиной, услышанной музыкой, кинофильмом и т.д.

Иногда одна и та же книга, один и тот же спектакль производят на людей разное впечатление. Это рождает споры, но они бывают интересными лишь в том случае, когда собеседники не только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его. Обычно это делается с помощью отзыва.

 

Отзыв –  это обмен впечатлениями, выражения своего отношения к поступкам героев, изображённым событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор – сочувствует им или осуждает, высмеивает их или ими восторгается.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1651
    • DOCX 80 кбайт
    • 77 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рогожникова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рогожникова Елена Викторовна
    Рогожникова Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 1180706
    • Всего материалов: 269

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов