Урок русского языка в 3 «Г»
классе с использованием проблемно-поисткового метода.
Учитель: Курякина Г. А.
Тема: Неопределённая форма
глагола.
Цели: Познакомить
детей с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по
временам, числам; учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте; образовывать
от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего
времён.
Развивать
коммуникативную компетентность, мышление, речь, любознательность.
Воспитывать
интерес к учению, любовь к родному языку.
Оборудование:
учебник «Русский язык» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.Н.Бунеева, О.В.Пронина), рисунки,
карточки для работы в парах, таблица с шифром и зашифрованным словом.
Тип урока: урок
изучения нового материала.
Форма урока:
проблемный урок.
Ход урока:
I.
Организационный
момент.
Настрой на урок.
Запись даты.
II.
Минутка
чистописания.
(На доске
записаны слова: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет,
сбегут.)
- Прочитайте
слова. Найдите в них общее. ( Все слова глаголы. В каждом слове есть приставка.
Все слова имеют безударную гласную в корне.)
-Какие можете
назвать различия? ( Глаголы угрожают, сбегут множественного числа, а
остальные – единственного. Глаголы выкопал, выдержал прошедшего
времени. Глагол угрожают – настоящего. Глаголы зашагает, стемнеет,
сбегут – будущего.)
-Отгадайте букву,
которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола
настоящего времени множественного числа и обозначает в нём парный звонкий
всегда твёрдый звук. Какая это буква? Где она находится? ( Это буква ж.
Она находится в корне – грож- глагола настоящего времени множественного
числа угрожает и обозначает в нём парный звонкий всегда твёрдый звук [
ж ].
Жж Ж ж
жа же жи
аж еж
III.
Словарно-орфографическая
работа.
-Слово из словаря, с которым мы
познакомимся на уроке, вы узнаете, поработав с шифром. ( Таблица с
зашифрованным словом и
шифром).
- Какое это слово? (Это слово желать.)
- Запишите его.
- Подберите синоним к слову желать.
( Хотеть)
- Найдите слово желать в
орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании? ( В слове желать
непроверяемая безударная гласная е и мягкий знак, обозначающий мягкость
согласного)
- Прочитайте написанные на доске пословицы.
Кто много желает, тот мало
имеет.
Лишнего пожелать - последнее
потерять.
Много желать – добра не
видать.
-Какой смысл в них заложен? ( В
них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь
человека.)
-Запишите пословицы в тетрадь,
подчеркните ошибкоопасные места.
IV.
Актуализация
знаний.
1. Игра «Пресс – конференция
».
На стулья перед классом садятся трое
желающих. Остальные «журналисты» и «корреспонденты». Они задают «специалистам
по глаголу» вопросы. Учитель оценивает их « работу».
Примерные вопросы:
-Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
- Чем он отличается от других
самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи)
-Как изменяются глаголы? И т. д.
Физкультминутка.
2. Самостоятельная работа.
Упр. 368. (Дети выполняют все
задания до текста упражнения.)
Коллективная проверка.
- Какие глаголы вы выписали? Их время
и число?
(Задание после упражнения
выполняется коллективно при закрытых учебниках.)
- У каких глаголов не смогли
определить время и число? (читать, перелистывать, вставать, закутывать)
- На какие вопросы они отвечают? (что
делать?)
V.
Постановка
проблемы.
- Что это за глаголы, у которых
нельзя определить время и число?
VI.
Поиск
решения.
1. Наблюдение по учебнику.
Упр. 369.
- Можно ли определить, кто
действующее лицо, когда происходит действие? (нельзя)
- Чем похожи все глаголы в этих
предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются на
–ть.)
-Можно ли определить число у этих
глаголов? (Нет)
Упр. 370.
Самостоятельная запись. Девочки пишут
о том, что они любят, а мальчики заканчивают первое предложение. Проверка
коллективная.
- Назовите глаголы, у которых нельзя
определить время, число.
-На какие вопросы они отвечают?
-На что оканчиваются?
- А на какой ещё вопрос могут
отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? (проблемный вопрос)
-Чтобы ответить на него, выполним упр.
371. (устно по заданию)
Вывод: У глаголов, которые
отвечают на вопросы «что сделать? что делать?», нельзя определить время и
число. Они оканчиваются на –ть, -ти, -чь.
VII. Первичное закрепление.
Сказка.
- Как бы вы назвали глаголы, у
которых нельзя определить число, время? (предположения детей)
-Такие глаголы имеют 3 названия.
Чтобы узнать, как называются такие глаголы, мы отправимся с вами на Остров
глаголов.
- Глагол «покажет» совершенно точно
покажет нам дорогу к Острову глаголов, где живёт Инфинитив. (Обращаю
внимание детей на рисунок 1)
- Итак, перед вами Остров глаголов!
Здесь все обожают действовать. Ну, просто всё время что-нибудь делают! Очень
решительные особы! А вот и жилище Инфинитива. Странное. Правда, ребята? Дом -
не дом, пещера – не пещера, изба- не изба. На двери табличка. Прочитаем хором.
Дети: Ин-фи-ни-тив.
- Посмотрите: рядом белый круг, в
середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест чёрной краской.
Это означает, что хозяин этого жилища не хочет знать, который час, вообще не
хочет иметь ничего общего со временем. Поэтому, чтобы войти в жилище, надо
снять часы. ( Снимаю со своей руки часы, открываю доску, на обороте доски
рис. 2)
- Вот мы и в жилище. Но кто это? То
ли принц, то ли разбойник с большой дороги. Совершенно нельзя определить.
Поэтому он и называется неопределённой формой глагола, или начальной формой.
Все глаголы имеют начальную форму. Учёные люди называют её инфинитивом.
Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив.
Дети: Что делать? Что
сделать?
-Приведите примеры глаголов, которые
отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
-Как называются эти глаголы? (Инфинитивом,
глаголами начальной формы, глаголами неопределённой формы.)
VIII. Физкультминутка.
- Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам
стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта». Если встретится глагол неопределённой
формы, нужно присесть и вытянуть руки вперёд.
Не мешайте мне
мечтать!
Мне б мешок
конфет достать,
Развернуть,
жевать, сосать,
Чавкать,
чмокать, уплетать,
Долго-долго не
глотать,
Наслаждаться,
смаковать.
Мне не надо в
рот смотреть!
Совесть
надобно иметь!
Так могу я
подавиться
И на месте
умереть!
IX Закрепление. Работа по
картинкам.
- Ещё раз внимательно перечитайте
глаголы неопределённой формы и подумайте, почему же рядом с табличкой на двери
в жилище, на которой написано «Инфинитив» (рис. 1), нарисован круг, в середине
которого циферблат, перечёркнутый крест-накрест. (У этих глаголов нельзя
определить время)
- Почему же у Инфинитива вместо лица
маска (рис. 2)? О чём это говорит? (Он не имеет лица)
- А сейчас, может быть, вы сможете
объяснить, почему глаголы начальной формы называются глаголами неопределённой
формы? ( У этих глаголов нельзя определить ни время, ни лицо.)
- Инфинитив хочет поделиться с вами
своим секретом, тайной, которую всё время носит с собой.
( Беру из рук Инфинитива (рис.
2),свёрнутый лист бумаги, разворачиваю его, читаю)
У меня не только нет лица, но
нет и числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но даже до
одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много.
Например, глагол бежать.
Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете,
почему у меня так плохо с математикой?
( Не изменяется по числам)
- Прочитайте определение в
учебнике на странице 108.
- Какие суффиксы имеет неопределённая
форма глагола? ( Суффиксы –ть, -ти, -чь)
- В основу слова эти суффиксы не
входят, так как являются формообразующими. В некоторых учебниках их называют
окончаниями.
X. Работа в парах.
(На столах лежат карточки с
отдельными частями слова, из которых надо «собрать» глаголы неопределённой
формы)
Карточка 1.
Приставки: по-, вс-, при-.
Корни: -порх-, -черн-, -смотр-.
Суффиксы: -е-, -ну-, -ива-.
Окончания: -ть, -ть, -ть.
Карточка 2.
Приставки: за-, под-, на-.
Корни: -бел-, -сып-, -морг-.
Суффиксы: -а-, -ну-, -е-.
Окончания: -ть, -ть, -ть.
(Один ученик составляет
слово. Второй проговаривает его орфографически. Записывают самостоятельно.
Взаимопроверка. Оценивают в баллах (на полях): одна ошибка-«4», две
ошибки-«3».)
На доске заранее записаны возможные
варианты слов.
1 карточка: почернеть,
вспорхнуть, присмотреть.
2 карточка: забелеть, насыпать,
подморгнуть.
XI. Работа в тетради.
- Запишите глаголы делать, сделать
в тетради, образуйте от них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. (
Делать - делаю, делал, буду делать. Сделать – сделал, сделаю.)
- От какого глагола нельзя образовать
форму настоящего времени? ( От глагола сделать)
- Если глагол отвечает на вопрос «что
сделать?», то от него не образуется форма настоящего времени.
XII.
Домашнее
задание.
Стр. 114 упр.3. Вам нужно выписать в
один столбик глаголы в неопределённой форме, а в другой – все остальные. На
стр. 108 - правило. Его надо выучить.
XIII. Итог урока.
- На какие вопросы отвечают глаголы в
неопределённой форме?
- На что оканчиваются глаголы в
неопределённой форме?
-Указывает ли на время неопределённая
форма глагола?
-Изменяется ли по числам
неопределённая форма глаголов?
- Какую схему вы бы составили к
сегодняшней теме?
Что делать?
Неопр. ф.
гл. –ть, -ти, -чь
Что
сделать?
XIV. Рефлексия.
- Что на уроке
вам запомнилось?
- Что
понравилось?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.