Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Неопределённая форма глагола" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённая форма глагола" (3 класс)

Скачать материал

Урок русского языка в 3 «Г» классе с использованием проблемно-поисткового метода.

Учитель: Курякина Г. А.

Тема: Неопределённая форма глагола.

Цели: Познакомить детей с неопределённой формой глагола, как формой, которая не изменяется по временам, числам; учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте; образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времён.

           Развивать коммуникативную компетентность, мышление, речь, любознательность.

           Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.Н.Бунеева, О.В.Пронина), рисунки, карточки для работы в парах, таблица с шифром и зашифрованным словом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: проблемный урок.

 

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

Настрой на урок. Запись даты.

II.               Минутка чистописания.

(На доске записаны слова: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут.)

- Прочитайте слова. Найдите в них общее. ( Все слова глаголы. В каждом слове есть приставка. Все слова имеют безударную гласную в корне.)

-Какие можете назвать различия? ( Глаголы угрожают, сбегут множественного числа, а остальные – единственного. Глаголы выкопал, выдержал прошедшего времени. Глагол угрожают – настоящего. Глаголы зашагает, стемнеет, сбегут будущего.)

-Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нём парный звонкий всегда твёрдый звук. Какая это  буква? Где она находится? ( Это буква ж. Она находится в корне – грож- глагола настоящего времени множественного числа угрожает и обозначает в нём парный звонкий всегда твёрдый звук  [ ж ].

Жж Ж ж

жа  же  жи  аж   еж

III.           Словарно-орфографическая работа.

-Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, поработав с шифром. ( Таблица с зашифрованным словом и шифром).                                                       

- Какое это слово? (Это слово желать.)

- Запишите его.

- Подберите синоним к слову желать. ( Хотеть)

- Найдите слово желать в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании? ( В слове желать непроверяемая безударная гласная е и мягкий знак, обозначающий мягкость согласного)

- Прочитайте написанные на доске пословицы.

Кто много желает, тот мало имеет.

Лишнего пожелать - последнее потерять.

Много желать – добра не видать.

-Какой смысл в них заложен? ( В них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.)

-Запишите пословицы в тетрадь, подчеркните ошибкоопасные места.

IV.            Актуализация знаний.

1. Игра «Пресс – конференция ».

На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные «журналисты» и «корреспонденты». Они задают «специалистам по глаголу» вопросы. Учитель оценивает их « работу».

Примерные вопросы:

-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

- Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи)

-Как изменяются глаголы? И т. д.

Физкультминутка.

2. Самостоятельная работа.

Упр. 368. (Дети выполняют все задания до текста упражнения.)

Коллективная проверка.

- Какие глаголы вы выписали? Их время и число?

(Задание после упражнения выполняется  коллективно при закрытых учебниках.)

- У каких глаголов не смогли определить время и число? (читать, перелистывать, вставать, закутывать)

- На какие вопросы они отвечают? (что делать?)

V.               Постановка проблемы.

- Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?

VI.            Поиск решения.

1.     Наблюдение по учебнику.

Упр. 369.

- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?       (нельзя)

- Чем похожи все глаголы в этих предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются  на –ть.)

-Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет)

Упр. 370.

Самостоятельная запись. Девочки пишут о том, что они любят, а мальчики заканчивают первое предложение. Проверка коллективная.

- Назовите глаголы, у которых нельзя определить время, число.

-На какие вопросы они отвечают?

-На что оканчиваются?

- А на какой ещё вопрос могут отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? (проблемный вопрос)

-Чтобы ответить на него, выполним упр. 371. (устно по заданию)

Вывод: У глаголов, которые отвечают на вопросы «что сделать? что делать?», нельзя определить время и число. Они оканчиваются на –ть, -ти, -чь.

VII. Первичное закрепление. Сказка.

- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? (предположения детей)

-Такие глаголы имеют 3 названия. Чтобы узнать, как называются такие глаголы, мы отправимся с вами на Остров глаголов.

- Глагол «покажет» совершенно точно покажет нам дорогу к Острову глаголов, где живёт Инфинитив. (Обращаю внимание детей на рисунок 1)

- Итак, перед вами Остров глаголов! Здесь все обожают действовать. Ну, просто всё время что-нибудь делают! Очень решительные особы! А вот и жилище  Инфинитива. Странное. Правда, ребята? Дом - не дом, пещера – не пещера, изба- не изба. На двери табличка. Прочитаем хором.

Дети: Ин-фи-ни-тив.

- Посмотрите: рядом белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест чёрной краской. Это означает, что хозяин этого жилища не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. Поэтому, чтобы войти в жилище, надо снять часы. ( Снимаю со своей руки часы, открываю доску, на обороте доски рис. 2)

- Вот мы и в жилище. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник с большой дороги. Совершенно нельзя определить. Поэтому он и называется неопределённой формой глагола, или начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные люди называют её инфинитивом. Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив.

Дети: Что делать? Что сделать?

-Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

-Как называются эти глаголы? (Инфинитивом, глаголами начальной формы, глаголами неопределённой формы.)

VIII.    Физкультминутка.

- Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта». Если встретится глагол неопределённой формы, нужно присесть и вытянуть руки вперёд.

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

Наслаждаться, смаковать.

Мне не надо в рот смотреть!

Совесть надобно иметь!

Так могу я подавиться

И на месте умереть!

IX Закрепление. Работа по картинкам.

- Ещё раз внимательно перечитайте глаголы неопределённой формы и подумайте, почему же рядом с табличкой на двери в жилище, на которой написано «Инфинитив» (рис. 1), нарисован круг, в середине которого циферблат, перечёркнутый крест-накрест. (У этих глаголов нельзя определить время)

- Почему же у Инфинитива вместо лица маска (рис. 2)? О чём это говорит? (Он не имеет лица)

- А сейчас, может быть, вы сможете объяснить, почему глаголы начальной формы называются глаголами неопределённой формы? ( У этих глаголов нельзя определить ни время, ни лицо.)

- Инфинитив хочет поделиться с вами своим секретом, тайной, которую всё время носит с собой.

(  Беру из рук Инфинитива (рис. 2),свёрнутый лист бумаги, разворачиваю его, читаю)                                                                                  

У меня не только нет лица, но нет и числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но даже до одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много.

Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой?

( Не изменяется по числам)

- Прочитайте определение в учебнике на странице 108.

- Какие суффиксы имеет неопределённая форма глагола? ( Суффиксы –ть, -ти,    -чь)

- В основу слова эти суффиксы не входят, так как являются формообразующими. В некоторых учебниках их называют окончаниями.

X. Работа  в парах.

(На столах лежат карточки с отдельными частями слова, из которых надо «собрать» глаголы неопределённой формы)

 

Карточка 1.

Приставки: по-, вс-, при-.

Корни: -порх-, -черн-, -смотр-.

Суффиксы: -е-, -ну-, -ива-.

Окончания: -ть, -ть, -ть.

 

Карточка 2.

Приставки: за-, под-, на-.

Корни: -бел-, -сып-, -морг-.

Суффиксы: -а-, -ну-, -е-.

Окончания: -ть, -ть, -ть.

 

(Один ученик составляет слово. Второй проговаривает его  орфографически. Записывают самостоятельно. Взаимопроверка. Оценивают в баллах (на полях): одна ошибка-«4», две ошибки-«3».)

На доске заранее записаны возможные варианты слов.

1 карточка: почернеть, вспорхнуть, присмотреть.

2 карточка: забелеть, насыпать, подморгнуть.

XI. Работа в тетради.

- Запишите глаголы делать, сделать в тетради, образуйте от них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. ( Делать - делаю, делал, буду делать. Сделать – сделал, сделаю.)

- От какого глагола нельзя образовать форму настоящего времени? ( От глагола сделать)

- Если глагол отвечает на вопрос «что сделать?», то от него не образуется форма настоящего времени.

XII.        Домашнее задание.

Стр. 114 упр.3. Вам нужно выписать в один столбик глаголы в неопределённой форме, а в другой – все остальные. На стр. 108 - правило. Его надо выучить.

XIII.    Итог урока.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- На что оканчиваются глаголы в неопределённой  форме?

-Указывает ли на время неопределённая форма глагола?

-Изменяется ли по числам неопределённая форма глаголов?

- Какую схему вы бы составили к сегодняшней теме?

                                         Что делать?

Неопр. ф. гл.                                                         –ть, -ти, -чь

                                         Что сделать?

XIV.     Рефлексия.

- Что на уроке вам запомнилось?

- Что понравилось?

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённая форма глагола" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-поисткового метода на тему "Неопределённая форма глагола".

Это урок изучения нового материала по учебнику "Русский язык" 3 класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева, О.В. Пронина).

Выполняя рад упражнений, перед детьми встаёт проблема, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.

Чтобы узнать, как называются такие глаголы, дети отправляются в сказку на Остров глаголов. У таких глаголов три названия. (Неопределённая форма, начальная форма, инфинитив)

В конце Инфинитив делится с детьми своим секретом, тайной, которую носит всегда с собой.

у

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 966
    • DOCX 58.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Курякина Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Курякина Галина Александровна
    Курякина Галина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7194
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1116 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 270 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 295 человек

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов