Муниципальное общеобразовательное учреждение
Вавожская средняя общеобразовательная школа
«Фразеологизмы»
/Урок
русского языка в 5 классе /
Учитель русского
языка и литературы: Сулимова Е.Н.
Вавож, 2010
Фразеологизмы
Тип урока: урок изучения
нового материала
Цель:
формирование
знаний учащихся о фразеологизмах.
Обучающая задача:
познакомить с понятием фразеологизмов.
Развивающая
задача:
формировать
умение понимать фразеологизмы, правильно употреблять их в речи.
Воспитывающая
задача:
·
формировать
познавательную активность;
·
формировать
умение работать в группе.
Технологии:
ü сотрудничества;
ü проблемного обучения;
ü здоровьесберегающие.
Методы:
ü объяснительно-иллюстративный;
ü проблемный;
ü деятельностный.
Формы работы:
ü фронтальная;
ü групповая;
ü парная;
ü индивидуальная.
Оборудование:
ü
учебник русского языка для 5 класса (под
ред. М.М.Разумовской)
ü
раздаточный материал (задания для групповой
работы).
Оформление:
§ Рисунки с изображением
фразеологизмов.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Объяснение нового материала
1.
Актуализация знаний.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь. Прочитайте задание упражнения 267 на странице 87.
Ученик
читает задание.
Учитель:
Попробуйте составить предложение со словосочетанием делать
из мухи слона. Согласитесь, это не так просто. А поможет вам
выполнить домашнее задание материал нашего урока. Откройте дневники, запишите
домашнее задание: упражнение 267, страница 86.
Посмотрите
на доску. Довольно часто мы слышим такие выражения, как зарубить на
носу, водой не разольёшь, повесить нос и многие другие. Понимаете ли
вы значение данных выражений? (1 - запомнить, 2 - очень дружные, 3 –
загрустить).
Учитель: И сегодня на уроке мы познакомимся
с подобными выражениями. Тема нашего урока «Фразеологизмы». Откройте тетради,
запишите дату, классная работа, тему урока.
Учащиеся
оформляют записи в тетрадях.
2.
Постановка целей и задач урока
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием фразеологизмов,
научимся употреблять фразеологизмы в речи.
3.
Практическая часть
3.1. Учитель: Как вы думаете, выражения зарубить
на носу, водой не разольёшь, повесить нос употреблены в прямом или
переносном значении? (В переносном).
- Что такое переносное значение слов? (Переносит прямое наименование
предмета на другой предмет).
- А для чего служит переносное значение слов? (Для создания образной
и выразительной речи).
- Значит, мы уже можем сделать вывод о роли фразеологизмов в речи.
Какова же роль фразеологизмов в речи? (Делают её образной и выразительной).
Учитель: Молодцы. Обратимся к учебнику
и посмотрим, что такое фразеологизмы. Откройте учебники на странице 86, читаем
правило.
Двое учащихся читают текст правила вслух.
Учитель: Как вы поняли, что такое фразеологизмы (Устойчивые
сочетания, которые можно заменить одним словом).
3.2. Учитель: Давайте проверим, что многие фразеологизмы, действительно, можно
заменить одним словом. У вас на столах лежат листы розового цвета. На этих
листах записаны фразеологизмы. Замените каждый фразеологизм одним словом. Запишите
это слово рядом. На выполнение задания – 1 минута.
Бить
баклуши (бездельничать).
Вешать лапшу на уши (врать).
Намылить шею (побить, отругать).
Со всех ног (быстро).
Клевать носом (дремать).
Зарубить на носу (запомнить).
Учащиеся определяют лексическое значение
фразеологизмов.
Учитель: Проверим ваши ответы.
Один учащийся читает фразеологизмы и их
лексическое значение, остальные внимательно слушают и при необходимости
дополняют и исправляют.
3.3. Учитель: А теперь составьте с данными фразеологизмами предложения.
На выполнение задания – 3 минуты.
Учащиеся составляют предложения.
Учитель: Проверим вашу работу: прочитайте свои
предложения.
Учащиеся читают предложения.
Учитель: Вы сейчас прослушали предложения и
увидели, что фразеологизмы, действительно, делают нашу речь ярче и выразительнее,
и мы должны уметь употреблять их в речи.
Учитель оценивает ответы учащихся.
3.4. Учитель: Ребята, в состав фразеологизмов могут входить синонимы и
антонимы.
- Вспомните, что такое синонимы? (Близкие
по значению слова)
- Что такое антонимы? (Противоположные
по значению слова)
- Рассмотрим данные примеры в упражнении 263
на странице 86. Работаем по вариантам. Первый вариант выписывает фразеологизмы,
в состав которых входят синонимы, второй вариант – фразеологизмы, в состав
которых входят антонимы.
У доски работает двое учащихся.
Учитель: Приступим к проверке.
Учащиеся читают фразеологизмы, которые они
выписали, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют.
3.5. Физкультурная пауза
3.6. Учитель: Мы с вами увидели, что фразеологизмы включают в свой состав
синонимы и антонимы. Но и сами фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.
Работаем в группах по 4 человека. Перед
вами 2 задания. В первом задании вы должны соединить линиями
фразеологизмы-синонимы, во втором – фразеологизмы-антонимы. На выполнение
задания – 2 минуты.
Задание1. Найдите фразеологизмы-синонимы,
соедините их линией.
Золотые руки два
сапога пара
Работать спустя
рукава после дождичка в четверг
Одного поля
ягоды мастер на все руки
Когда рак на горе
свиснет на один зуб положить
Как с гуся
вода валять дурака
Кот наплакал как
об стенку горох
|
Задание2. Найдите фразеологизмы-антонимы,
соедините их линией.
Как из-под земли вырос
засучив рукава
Бить баклуши
сидеть сложа руки
Как кошка с собакой
чуть свет
На ночь глядя
как сквозь землю провалился
Не покладая рук
за тридевять земель
Рукой подать не разлей
вода
|
Учитель: Проверим,
как вы справились с заданием.
Учащиеся читают сначала фразеологизмы-синонимы, затем – фразеологизмы-антонимы.
3.7. Учитель: Продолжаем работу. Прочитайте текст упражнения 266.
Один учащийся читает текст вслух.
Учитель: Определите, сколько фразеологических
оборотов использовано в тексте. (10)
- Назовите их. (Вырасти в глазах,
стрелять глазками, лезть в глаза, есть глазами, мозолить глаза, пускать пыль в
глаза, хлопать глазами, глаз намётан, смерить глазами, с глаз долой).
Как вы думаете, для чего авторы используют
в художественных текстах фразеологизмы? (Чтобы сделать текст ярче, выразительнее,
образнее)
3.8. Учитель:
Переходим к следующему виду заданий.
Довольно часто фразеологизмы входят в состав пословиц. Выполняем упражнение
265. Ваша задача – дописать русские пословицы, используя слова для справок. При
выполнении задания вы можете советоваться с соседом по парте, но шёпотом, чтобы
другим не мешать. На выполнение задания – 5 минут.
Учащиеся работают в парах.
Учитель: Проверим ваши работы.
(Сытый голодного не разумеет. Живое
слово дороже мёртвой буквы. Не мудрено начать – мудрено кончить. Маленькое дело
лучше большого безделья. По одёжке встречают – по уму провожают. Меньше
говоришь – больше делаешь. На смелого собака лает, а труса кусает.)
Учащиеся читают пословицы.
Учитель: Выберите одну из пословиц и расскажите,
как вы понимаете её смысл.
Учащиеся объясняют смысл пословиц.
3.8. Учитель: А теперь обратимся к рисункам в упражнении 268. Отгадайте,
какие фразеологизмы изображены на шутливых рисунках и что они обозначают. (В
яблоках конь, сесть в калошу, заткнуть за пояс, вылететь в трубу, волосы дыбом,
заметать следы).
III.
Домашнее задание
&34, упражнение 267, стр. 86
IV.
Итог урока
Учитель:
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с фразеологизмами.
Выберите правильный ответ:
фразеологизмы – это:
1. устойчивые сочетания;
2. художественные определения.
Для чего в речи используются фразеологизмы? (Делают её яркой,
образной, выразительной).
Приложение 1
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.