Муниципальное общеобразовательное учреждение
Вавожская средняя общеобразовательная школа
«Фразеологизмы»
/Урок русского языка в 5 классе /
Учитель русского языка и литературы: Сулимова Е.Н.
Вавож, 2010
Фразеологизмы
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель:
формирование знаний учащихся о фразеологизмах.
Обучающая задача:
познакомить с понятием фразеологизмов.
Развивающая задача:
формировать умение понимать фразеологизмы, правильно употреблять их в речи.
Воспитывающая задача:
формировать познавательную активность;
формировать умение работать в группе.
Технологии:
сотрудничества;
проблемного обучения;
здоровьесберегающие.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
проблемный;
деятельностный.
Формы работы:
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная.
Оборудование:
учебник русского языка для 5 класса (под ред. М.М.Разумовской)
раздаточный материал (задания для групповой работы).
Оформление:
Рисунки с изображением фразеологизмов.
Ход урока
Организационный момент
Объяснение нового материала
Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Прочитайте задание упражнения 267 на странице 87.
Ученик читает задание.
Учитель: Попробуйте составить предложение со словосочетанием делать из мухи слона. Согласитесь, это не так просто. А поможет вам выполнить домашнее задание материал нашего урока. Откройте дневники, запишите домашнее задание: упражнение 267, страница 86.
Посмотрите на доску. Довольно часто мы слышим такие выражения, как зарубить на носу, водой не разольёшь, повесить нос и многие другие. Понимаете ли вы значение данных выражений? (1 - запомнить, 2 - очень дружные, 3 – загрустить).
Учитель: И сегодня на уроке мы познакомимся с подобными выражениями. Тема нашего урока «Фразеологизмы». Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока.
Учащиеся оформляют записи в тетрадях.
2. Постановка целей и задач урока
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием фразеологизмов, научимся употреблять фразеологизмы в речи.
3. Практическая часть
3.1. Учитель: Как вы думаете, выражения зарубить на носу, водой не разольёшь, повесить нос употреблены в прямом или переносном значении? (В переносном).
- Что такое переносное значение слов? (Переносит прямое наименование предмета на другой предмет).
- А для чего служит переносное значение слов? (Для создания образной и выразительной речи).
- Значит, мы уже можем сделать вывод о роли фразеологизмов в речи. Какова же роль фразеологизмов в речи? (Делают её образной и выразительной).
Учитель: Молодцы. Обратимся к учебнику и посмотрим, что такое фразеологизмы. Откройте учебники на странице 86, читаем правило.
Двое учащихся читают текст правила вслух.
Как из-под земли вырос засучив рукава
Бить баклуши сидеть сложа руки
Как кошка с собакой чуть свет
На ночь глядя как сквозь землю провалился
Не покладая рук за тридевять земель
Учитель: Проверим, как вы справились с заданием.
Учащиеся читают сначала фразеологизмы-синонимы, затем – фразеологизмы-антонимы.
Домашнее задание
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с фразеологизмами.
Выберите правильный ответ:
фразеологизмы – это:
устойчивые сочетания;
художественные определения.
Для чего в речи используются фразеологизмы? (Делают её яркой, образной, выразительной).
Приложение 1
как из-под земли вырос засучив рукава
бить баклуши сидеть сложа руки
как кошка с собакой чуть свет
на ночь глядя как сквозь землю провалился
не покладая рук за тридевять земель
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цель: формирование знания учащихся о фразеологизмах.
Задачи:
Использованы следующие технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.
Кроме традиционных методов –репродуктивного иобъяснительно-иллюстративного- при работе с упражнениями используются проблемный, частично-поисковый методы; в ходе урока используется деятельностный подход к обучению учащихся.
При подборе материала, заданий, структурирования урока учтены возрастные особенности учащихся.
Для актуализации знаний использован приём – постановка проблемного вопроса (выполнение домашнего задания).
Таким образом, учащиеся вспоминают понятие «переносное значение слов». Далее учащиеся рассматривают понятие фразеологизмов, вспоминают, что такое синонимы и антонимы; выполняют упражнения на употребление фразеологизмов в речи.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 09.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 2047 |
Номер материала | 48683 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: