Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вавожская средняя общеобразовательная школа





















«Фразеологизмы»

/Урок русского языка в 5 классе /







Учитель русского языка и литературы: Сулимова Е.Н.
















Вавож, 2010

Фразеологизмы


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

формирование знаний учащихся о фразеологизмах.

Обучающая задача:

познакомить с понятием фразеологизмов.

Развивающая задача:

формировать умение понимать фразеологизмы, правильно употреблять их в речи.

Воспитывающая задача:

  • формировать познавательную активность;

  • формировать умение работать в группе.

Технологии:

  • сотрудничества;

  • проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемный;

  • деятельностный.

Формы работы:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 5 класса (под ред. М.М.Разумовской)

  • раздаточный материал (задания для групповой работы).

Оформление:

  • Рисунки с изображением фразеологизмов.






Ход урока



    1. Организационный момент

    2. Объяснение нового материала

      1. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Прочитайте задание упражнения 267 на странице 87.

Ученик читает задание.

Учитель: Попробуйте составить предложение со словосочетанием делать из мухи слона. Согласитесь, это не так просто. А поможет вам выполнить домашнее задание материал нашего урока. Откройте дневники, запишите домашнее задание: упражнение 267, страница 86.

Посмотрите на доску. Довольно часто мы слышим такие выражения, как зарубить на носу, водой не разольёшь, повесить нос и многие другие. Понимаете ли вы значение данных выражений? (1 - запомнить, 2 - очень дружные, 3 – загрустить).

Учитель: И сегодня на уроке мы познакомимся с подобными выражениями. Тема нашего урока «Фразеологизмы». Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока.

Учащиеся оформляют записи в тетрадях.

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием фразеологизмов, научимся употреблять фразеологизмы в речи.

3. Практическая часть

3.1. Учитель: Как вы думаете, выражения зарубить на носу, водой не разольёшь, повесить нос употреблены в прямом или переносном значении? (В переносном).

- Что такое переносное значение слов? (Переносит прямое наименование предмета на другой предмет).

- А для чего служит переносное значение слов? (Для создания образной и выразительной речи).

- Значит, мы уже можем сделать вывод о роли фразеологизмов в речи. Какова же роль фразеологизмов в речи? (Делают её образной и выразительной).

Учитель: Молодцы. Обратимся к учебнику и посмотрим, что такое фразеологизмы. Откройте учебники на странице 86, читаем правило.

Двое учащихся читают текст правила вслух.

Учитель: Как вы поняли, что такое фразеологизмы (Устойчивые сочетания, которые можно заменить одним словом).

3.2. Учитель: Давайте проверим, что многие фразеологизмы, действительно, можно заменить одним словом. У вас на столах лежат листы розового цвета. На этих листах записаны фразеологизмы. Замените каждый фразеологизм одним словом. Запишите это слово рядом. На выполнение задания – 1 минута.

Бить баклуши (бездельничать).

Вешать лапшу на уши (врать).

Намылить шею (побить, отругать).

Со всех ног (быстро).

Клевать носом (дремать).

Зарубить на носу (запомнить).

Учащиеся определяют лексическое значение фразеологизмов.

Учитель: Проверим ваши ответы.

Один учащийся читает фразеологизмы и их лексическое значение, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют и исправляют.

3.3. Учитель: А теперь составьте с данными фразеологизмами предложения. На выполнение задания – 3 минуты.

Учащиеся составляют предложения.

Учитель: Проверим вашу работу: прочитайте свои предложения.

Учащиеся читают предложения.

Учитель: Вы сейчас прослушали предложения и увидели, что фразеологизмы, действительно, делают нашу речь ярче и выразительнее, и мы должны уметь употреблять их в речи.

Учитель оценивает ответы учащихся.

3.4. Учитель: Ребята, в состав фразеологизмов могут входить синонимы и антонимы.

- Вспомните, что такое синонимы? (Близкие по значению слова)

- Что такое антонимы? (Противоположные по значению слова)

- Рассмотрим данные примеры в упражнении 263 на странице 86. Работаем по вариантам. Первый вариант выписывает фразеологизмы, в состав которых входят синонимы, второй вариант – фразеологизмы, в состав которых входят антонимы.

У доски работает двое учащихся.

Учитель: Приступим к проверке.

Учащиеся читают фразеологизмы, которые они выписали, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют.

3.5. Физкультурная пауза

3.6. Учитель: Мы с вами увидели, что фразеологизмы включают в свой состав синонимы и антонимы. Но и сами фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

Работаем в группах по 4 человека. Перед вами 2 задания. В первом задании вы должны соединить линиями фразеологизмы-синонимы, во втором – фразеологизмы-антонимы. На выполнение задания – 2 минуты.

Задание1. Найдите фразеологизмы-синонимы, соедините их линией.

Золотые руки два сапога пара

Работать спустя рукава после дождичка в четверг

Одного поля ягоды мастер на все руки

Когда рак на горе свиснет на один зуб положить

Как с гуся вода валять дурака

Кот наплакал как об стенку горох

Задание2. Найдите фразеологизмы-антонимы, соедините их линией.

Как из-под земли вырос засучив рукава

Бить баклуши сидеть сложа руки

Как кошка с собакой чуть свет

На ночь глядя как сквозь землю провалился

Не покладая рук за тридевять земель

Рукой подать не разлей вода

Учитель: Проверим, как вы справились с заданием.

Учащиеся читают сначала фразеологизмы-синонимы, затем – фразеологизмы-антонимы.

3.7. Учитель: Продолжаем работу. Прочитайте текст упражнения 266.

Один учащийся читает текст вслух.

Учитель: Определите, сколько фразеологических оборотов использовано в тексте. (10)

- Назовите их. (Вырасти в глазах, стрелять глазками, лезть в глаза, есть глазами, мозолить глаза, пускать пыль в глаза, хлопать глазами, глаз намётан, смерить глазами, с глаз долой).

Как вы думаете, для чего авторы используют в художественных текстах фразеологизмы? (Чтобы сделать текст ярче, выразительнее, образнее)

3.8. Учитель:

Переходим к следующему виду заданий. Довольно часто фразеологизмы входят в состав пословиц. Выполняем упражнение 265. Ваша задача – дописать русские пословицы, используя слова для справок. При выполнении задания вы можете советоваться с соседом по парте, но шёпотом, чтобы другим не мешать. На выполнение задания – 5 минут.

Учащиеся работают в парах.

Учитель: Проверим ваши работы.

(Сытый голодного не разумеет. Живое слово дороже мёртвой буквы. Не мудрено начать – мудрено кончить. Маленькое дело лучше большого безделья. По одёжке встречают – по уму провожают. Меньше говоришь – больше делаешь. На смелого собака лает, а труса кусает.)

Учащиеся читают пословицы.

Учитель: Выберите одну из пословиц и расскажите, как вы понимаете её смысл.

Учащиеся объясняют смысл пословиц.

3.8. Учитель: А теперь обратимся к рисункам в упражнении 268. Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на шутливых рисунках и что они обозначают. (В яблоках конь, сесть в калошу, заткнуть за пояс, вылететь в трубу, волосы дыбом, заметать следы).

  1. Домашнее задание

&34, упражнение 267, стр. 86

  1. Итог урока

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы познакомились с фразеологизмами.

Выберите правильный ответ:

фразеологизмы – это:

  1. устойчивые сочетания;

  2. художественные определения.

Для чего в речи используются фразеологизмы? (Делают её яркой, образной, выразительной).


















Приложение 1

hello_html_1b06d77.png

hello_html_m2b183193.jpg

hello_html_m628e3784.png

hello_html_m5687959b.pnghello_html_m2e2fd502.png

hello_html_49433d48.png




































Приложение 2

Задание1. Найдите фразеологизмы-синонимы, соедините их линией.

золотые руки два сапога пара

работать спустя рукава после дождичка в четверг

одного поля ягоды мастер на все руки

когда рак на горе свиснет на один зуб положить

как с гуся вода валять дурака

кот наплакал как об стенку горох

Задание2. Найдите фразеологизмы-антонимы, соедините их линией.

как из-под земли вырос засучив рукава

бить баклуши сидеть сложа руки

как кошка с собакой чуть свет

на ночь глядя как сквозь землю провалился

не покладая рук за тридевять земель

рукой подать не разлей вода


  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока – урок изучения нового материала.

Цель:   формирование знания учащихся  о фразеологизмах.

Задачи: 

  1. Знать  понятие фразеологизмов.
  2. Формировать умение понимать фразеологизмы, правильно употреблять их в речи.
  3. Формировать познавательную активность, умение работать в группе. 

 

Использованы следующие технологии: технология сотрудничества, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Кроме традиционных методов –репродуктивного  иобъяснительно-иллюстративного-  при работе с упражнениями используются проблемный, частично-поисковый методы; в ходе урока используется деятельностный подход к обучению учащихся.

При подборе материала, заданий, структурирования урока учтены возрастные особенности учащихся.

Для актуализации знаний использован приём – постановка проблемного вопроса (выполнение домашнего задания).

Таким образом, учащиеся вспоминают понятие «переносное значение слов». Далее учащиеся рассматривают понятие фразеологизмов, вспоминают, что такое синонимы и антонимы; выполняют упражнения на употребление фразеологизмов в речи.

 

Автор Сулимова Екатерина Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1761
Номер материала 48683
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы