МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМ. Ю.А.
ГАГАРИНА»
Г. ТАГАНРОГА РОСОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
План -конспект
открытого урока
русского языка
во 3 классе
по теме
«Устойчивые
сочетания слов».
Кожухова
Ольга Николаевна,
учитель
начальных классов
МОБУ СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина
г.Таганрога
2014 год.
План-конспект урока.
Предмет: русский
язык, 3 класс.
Тема программы: Раздел «Слово и его значение.»
Тема урока: Фразеологизмы.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления устойчивых
сочетаний слов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: комбинированный (смешанный).
Методы:
проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный
Задачи урока:
Образовательная:
-
обеспечить понимание понятия слова «фразеологизм» ;
Развивающие:
Коммуникативные:
-
обеспечить возможность формулировать собственное мнение и позицию;
-
прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;
Познавательные:
-
содействовать поиску необходимой информации ;
-
помочь строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
Регулятивные:
-
помочь в развитии мышления, внимания, памяти
Воспитательные:
- дать установку на здоровый образ жизни;
- способствовать проявлению чувства гордости за свою Родину.
Материально-техническое
обеспечение урока:
-
фразеологический словарь / сост.Н.В.Томашевская, - М.: Эксмо,2010
- мультимедиапроектор;
- экран;
- карточки с
числами для дифференцированной работы;
- карточка с
творческим заданием у каждого ученика.
Межпредметные и
внутрипредметные связи:
на уроке
осуществляется связь с разделом «Правописание» по русскому языку, с окружающим
миром, литературным чтением.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Добрый день, ребята, сегодня у нас
необычный урок. Его буду вести я. Зовут меня Ольга Николаевна. К нам пришли
гости. Поздоровайтесь с гостями. Повторим правило, которое всегда помогает
хорошо учиться.
Мы пришли сюда
учиться,
Не лениться, а
трудиться,
Слушаете
внимательно,
Работаете
старательно!
Запишите :19 декабря. Классная
работа.
II .Актуализация знаний.
Сегодня мы будем писать буквы,
которые обозначают непарные звонкие согласные. Элементы этих букв пишутся
одинаково, а количество их разное.
III. Целеполагание и мотивация к
учебной деятельности.
Послушайте небольшое стихотворение :
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему
Медведь наступил на ухо. ( Слайд №3)
- Как вы понимаете это стихотворение?
- Подумайте, что означает выражение медведь
наступил на ухо?.
- Можно заменить его другими словами?
Какими? (нет голоса)
- В русском языке есть устойчивые
сочетания слов, которые называются фразеологизмы.
- Тема нашего урока : фразеологизмы. (
Слайд №4)
- На какие вопросы вы хотели бы
получить ответы? ( Слайд №5)
·
Что
такое «фразеологизм»?
·
Откуда
пришло слово «фразеологизм» в русский язык?
·
Какую
роль выполняют фразеологические обороты в русском языке?
- Мы будем учиться наблюдать за
фразеологизмами, определять их значения, использовать в устной и письменной
речи, а потом выполним с вами интересный проект. Вы на уроке изобр. искусства
нарисуете иллюстрацию к одному из понравившихся фразеологизмов. Первые
странички вашего иллюстрированного словарика я вам уже подготовила.
IV. Формирование новых понятий и
способов действий.
Этимологическая справка.
- Слово фразеологизм произошло путём
сложения двух греческих слов
Phrasis
(фразис) – «выражение»
Logos (логос)
– понятие, слово.
Таким образом, понятие фразеологизм
означает слияние нескольких слов в определенные устойчивые неделимые выражения.
V. Наблюдение за значением фразеологизмов
А)Составить предложения. (
слайд №6)
- Давайте понаблюдаем за
фр. и составим предложения по картинкам, которые перед вами.
Что бы не ошибиться, читайте записи под картинками. Я начну, а вы
продолжите.
На улице дождь льёт, как из ведра.
Б) Обратите внимание!
- Слова
словно детали в мастерской. Они живут-поживают, иногда ими пользуются по отдельности,
иногда в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, слова сливаются в
неделимые сочетания – фразеологизмы.
В)Работа с правилом. ( слайд
№7)
Слова,
составляющие фразеологизм. Теряют своё самостоятельное – отдельное значение.
Смысл имеет только всё выражение в целом.
Значения
фразеологизмов вы можете узнать во фразеологическом словаре.
Г)Знакомство со словарями. ( слайд
№8)
Где можно
уточнить лексическое значение фраз.
Выставка
словарей.
VI. Применение понятий и способов
действий.
А).- Прочитайте устойчивое
сочетание слов. (слайд №9)
Зарубить на
носу;
- Можно ли что-
то зарубить на носу?
- Прочитайте предложение.
Заруби на
носу: обязательно мой перед едой руки.
- Замените
выражение «зарубить на носу» одним словом.
( Запомни:
обязательно мой перед едой руки.)
- Зачем
необходимо мыть руки перед едой?
- Ребята, если вместо «заруби на носу», можно сказать « запомни»,
зачем в языке существует такое «странное сочетание слов»?
- Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом
« запомни» - более яркое, выразительное?
Б) Переносное значение фраз.
- Как вы думаете у фраз. Прямое или
переносное значение.
Соотнесите картинку и
фразеологизм. ( слайд №10)
- Понаблюдаем дальше за фраз..
- Дети выполнили иллюстрации к
некоторым фраз., давайте попробуем определить их лексическое значение.
В )Заменить одним словом. (
слайд №11)
Работа в паре.
Г)Как мы используем
фразеологизмы в своей речи. ( слайд №12)
Найди в тексте фразеол. И запиши в
тетрадь.
VII Динамическая пауза “Фразеологический
зверинец”. ( слайд № 14)
- Какими названиями животных можно
дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой
изобразить их.
Голоден, как …
(волк).
Хитёр, как
…(лиса).
Труслив, как …
(заяц).
Надут, как …
(индюк).
Неповоротлив,
как … (медведь).
Здоров, как …
( бык).
Колюч, как …
(ёж).
Д)Дифференцированная работа.
- Замените выделенные слова подходящими по смыслу
фразеологизмами из слов для справок. Запишите их в тетрадь.
1. Играйте, пожалуйста,
спокойно, дети, и не мешайте мне.
2.Сёстры Маша и Катя были очень
похожи друг на друга.
3.Новая учительница сразу
же понравилась ребятам.
4.Гости должны были прийти в
самое ближайшее время.
5.В Третьяковскую галерею
люди приезжают отовсюду. ( слайд №12)
Слова для
справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты
на минуту, со всех концов ( страны).
- Ребята, выберите каждый себе задание. Предложение под
номером 1 – это лёгкое задание, если 3,4- посложнее, если 2,5 предложение –
это сложное задание.
( №1 – низкий уровень , №3,4 – средний уровень, № 2,5
– высокий уровень)
Фронтальная проверка.
- Чем знаменита Третьяковская галерея, что сюда приезжают
люди со всех концов страны?
Справка: (Слайд №13)
Государственная
Третьяковская галерея – это художественный музей в Москве, основанный в 1856
году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире
коллекцию картин русских художников.
VIII Применение понятий и
способов действий.
А)Работа с текстом. (Слайд №14)
-Выпиши фраз. из текста. Попробуйте объяснить их.
(Слайд №15)
- Прочти текст с обычными словами. Какой больше
понравился? Почему?
Б) Отгадай сказку. (Слайд №16)
- Как вы думаете, а в сказках встречаются фраз. ? Из
каких сказок эти фраз.?
В). Самостоятельная работа. Восстановление текста.
- Никита с Сашей любят посещать музеи,
кинотеатры, выставки. Ведь мальчики - большие друзья.
Вот что рассказывает Никита о своём друге.
Карточка
Мой друг Саша живёт
от моего дома. Мы с ним – ! ! ! Наша учительница
говорит, что у Саши , ведь учится мой друг на одни
пятёрки!
|
- Подумайте , какие фразеологизмы можно добавить в
текст мальчика. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь мини-словариком на
доске.
(Слайд № 17)
Словарик
в двух шагах – очень близко,
водить за нос – обманывать,
держать язык за зубами – молчать
задирать нос - слишком важничать,
рукой подать – близко,
с гулькин нос – очень мало,
светлая голова - умница,
ума палата – очень умный,
ходить на голове - шалить
|
Возможные варианты записи:
Мой друг Саша живёт в двух шагах
( рукой подать) от моего дома. Мы с ним- не разлей вода! Наша учительница
говорит, что у Саши – светлая голова ( ума палата) , ведь учится мой друг на
одни пятёрки!
- Прочитайте получившиеся тексты.
- Какой ещё фразеологизм встретился в этом
рассказе? ( не разлей вода)
- Как понимаете?
Г )Работа с фразеологизмами по карточкам по
вариантам.
- Как об этом говорят? Ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся словарь
и слово помощник). ( слайд
№17)
1 вариант:
- О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ
НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка).
живут как кошка с собакой
– ПИСАТЬ НЕРАЗБОРЧИВО,
НЕРЯШЛИВО (курица).
писать, как курица лапой
– УСЛУГА, ПРИНОСЯЩАЯ ВМЕСТО ПОМОЩИ ВРЕД (медведь)
медвежья услуга
2 вариант:
– О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ
(ворона)
белая ворона
– ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)
волчий аппетит
– КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)
пальчики оближешь
- Прочитайте, какие фразеологизмы составили :
живут как кошка с собакой
писать, как курица лапой
медвежья услуга
белая ворона
волчий аппетит
пальчики оближешь
IX. Итог урока. ( слайд №18)
- Какое значение имеют фразеологизмы
в русском языке?
- Что такое фразеологизм?
- Чем отличается фразеологизм от
свободного сочетания слов?
X. Рефлексия. ( слайд №19)
- Оцените свою работу на уроке, используя
фразеологизмы, которые перед вами на слайде:
1. Я устал и вышел из себя.
2. Я работал, не покладая рук.
3. Я устал, но взял себя в руки.
4. Я смотрел на работу класса в
оба глаза.
Запишите в свою тетрадь подходящее
утверждение.
XIV.(Слайд №20) Дом. зад.: сделать иллюстрацию к понравившемуся
фразеологизму.
Благодарю всех за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.