Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс.

Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс.

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА №3 ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА»

Г. ТАГАНРОГА РОСОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

 

 

 

План -конспект

открытого урока

русского языка

во 3 классе

по теме

«Устойчивые сочетания слов».

 

 

 

 

 

 

                                                        Кожухова Ольга Николаевна,

                                                     учитель начальных классов

                                                                      МОБУ СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина

                           г.Таганрога

 

                                         

                                 2014 год.

 

 

План-конспект урока.

Предмет:                    русский язык, 3 класс.

Тема программы:   Раздел «Слово и его значение.»

Тема урока:             Фразеологизмы.

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления  устойчивых сочетаний слов.

 

Тип урока:              урок открытия нового  знания.

Вид урока:              комбинированный (смешанный).

Методы:                    проблемный, частично-поисковый, практический,     наглядный

 

Задачи урока:

    Образовательная:

         -   обеспечить  понимание понятия  слова  «фразеологизм» ; 

  Развивающие:

        Коммуникативные:

-  обеспечить возможность формулировать собственное мнение и   позицию;

-  прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

Познавательные:

-  содействовать поиску необходимой информации ;

-  помочь строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

Регулятивные:

-  помочь в развитии мышления, внимания, памяти 

  Воспитательные:

-  дать  установку на здоровый образ жизни;

-  способствовать проявлению  чувства гордости за свою Родину.

Материально-техническое обеспечение урока:

- фразеологический словарь / сост.Н.В.Томашевская, - М.: Эксмо,2010

- мультимедиапроектор;

- экран;

- карточки с числами для дифференцированной работы;

- карточка с творческим заданием у каждого ученика.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

на уроке осуществляется  связь с  разделом «Правописание» по русскому языку,  с окружающим миром, литературным чтением.

Ход  урока:

I.Организационный  момент.

Добрый день, ребята, сегодня у нас необычный урок. Его буду вести я. Зовут меня Ольга Николаевна. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Повторим правило, которое всегда помогает хорошо учиться.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Слушаете внимательно,

Работаете старательно!

Запишите :19 декабря. Классная работа.

II .Актуализация  знаний.

Сегодня мы будем писать буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные. Элементы этих букв пишутся одинаково, а количество их разное.

III.  Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.

Послушайте небольшое стихотворение :

Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему

Медведь наступил на ухо. ( Слайд №3)

 

- Как вы понимаете это стихотворение?

- Подумайте, что означает выражение медведь наступил на ухо?.

- Можно заменить его другими словами? Какими?  (нет голоса)

- В русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмы.

- Тема нашего урока : фразеологизмы. ( Слайд №4)

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? ( Слайд №5)

·        Что такое «фразеологизм»?

·        Откуда пришло слово «фразеологизм» в русский язык?

·        Какую роль выполняют фразеологические обороты в русском                   языке?

- Мы будем учиться наблюдать за фразеологизмами, определять их значения, использовать  в  устной и письменной речи, а потом выполним с вами интересный проект. Вы на уроке изобр. искусства  нарисуете иллюстрацию к одному из  понравившихся фразеологизмов. Первые странички вашего иллюстрированного словарика я вам уже подготовила.

IV. Формирование новых понятий и способов действий.

Этимологическая справка.

- Слово фразеологизм  произошло путём сложения двух греческих слов

Phrasis  (фразис) – «выражение»

Logos (логос) – понятие, слово.

Таким образом, понятие фразеологизм означает слияние нескольких слов в определенные устойчивые неделимые выражения.

V. Наблюдение за значением фразеологизмов 

    А)Составить предложения. ( слайд №6)

- Давайте понаблюдаем за фр. и составим предложения по картинкам, которые перед вами. Что бы не ошибиться, читайте записи под картинками. Я начну, а вы продолжите.

На улице дождь льёт, как из ведра.

Б) Обратите внимание!

- Слова  словно детали  в  мастерской. Они живут-поживают, иногда ими пользуются  по отдельности, иногда в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

В)Работа с правилом.  ( слайд №7)

Слова, составляющие фразеологизм. Теряют своё самостоятельное – отдельное значение. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Значения фразеологизмов вы можете узнать во фразеологическом словаре.

Г)Знакомство со словарями. ( слайд №8)

Где можно уточнить лексическое значение фраз.

Выставка словарей.

VI. Применение понятий и способов действий.

   А).- Прочитайте устойчивое сочетание слов. (слайд №9)

Зарубить на носу;

-  Можно ли что- то зарубить на носу?

-  Прочитайте предложение.

Заруби на носу: обязательно мой  перед едой  руки.

-  Замените  выражение  «зарубить на носу»   одним словом.

( Запомни: обязательно мой перед  едой руки.)

- Зачем необходимо мыть руки перед едой?

- Ребята,  если  вместо «заруби на носу», можно  сказать « запомни», зачем в языке существует такое «странное сочетание слов»?

- Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом « запомни» - более яркое, выразительное?

Б) Переносное значение фраз.

- Как вы думаете у фраз. Прямое или переносное значение.

Соотнесите картинку и фразеологизм.  ( слайд №10)

- Понаблюдаем дальше за фраз..

- Дети выполнили иллюстрации к некоторым фраз., давайте попробуем определить их лексическое значение.

В )Заменить одним словом. ( слайд №11)

Работа в паре.

Г)Как мы используем фразеологизмы в своей речи. ( слайд №12)

Найди в тексте фразеол. И запиши в тетрадь.

VII Динамическая пауза  “Фразеологический зверинец”. ( слайд № 14)

- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

Д)Дифференцированная работа.

-  Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из  слов для справок.  Запишите их в тетрадь.

1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

2.Сёстры Маша и  Катя были очень похожи друг на друга.

3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

4.Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду. ( слайд №12)

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов ( страны).

Ребята, выберите каждый себе задание.  Предложение под  номером  1 – это лёгкое задание, если 3,4- посложнее, если  2,5 предложение – это сложное задание.  

( №1 – низкий уровень , №3,4 – средний уровень, № 2,5 – высокий уровень)

Фронтальная проверка. 

- Чем знаменита  Третьяковская галерея, что сюда  приезжают люди со всех концов страны?

Справка:  (Слайд №13)

Государственная Третьяковская галерея – это  художественный музей в Москве, основанный  в 1856 году купцом Павлом Третьяковым  и имеющий одну из самых крупных в мире коллекцию  картин русских художников.

VIII Применение понятий и способов действий.

А)Работа с текстом. (Слайд №14)

-Выпиши фраз. из текста. Попробуйте объяснить их. (Слайд №15)

- Прочти текст с обычными словами. Какой больше понравился? Почему?

Б) Отгадай сказку. (Слайд №16)

- Как вы думаете, а в сказках встречаются фраз. ? Из каких сказок  эти фраз.?

В).  Самостоятельная работа. Восстановление текста.

-  Никита  с Сашей любят  посещать  музеи, кинотеатры,  выставки. Ведь мальчики - большие друзья.

Вот что  рассказывает Никита о своём друге.

 

Карточка

 


Мой  друг  Саша  живёт                           от  моего  дома.   Мы    с       ним – !            !   !   Наша учительница  говорит,  что у Саши                    , ведь учится мой друг на одни пятёрки!

 

 

- Подумайте , какие фразеологизмы можно добавить в текст мальчика. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь  мини-словариком на доске.

(Слайд № 17)

Словарик

в  двух шагах  – очень близко,

водить за нос – обманывать,    

держать язык за зубами – молчать

задирать нос - слишком важничать,   

 рукой подать  –  близко,

с гулькин нос – очень мало,

светлая голова -   умница,

ума палата – очень умный,

 ходить на голове - шалить

Возможные варианты записи:

 Мой друг Саша живёт в двух шагах ( рукой подать) от моего дома. Мы с ним- не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши – светлая голова ( ума палата) , ведь учится мой друг на одни пятёрки!

- Прочитайте  получившиеся тексты.

- Какой    ещё  фразеологизм встретился в этом рассказе? ( не разлей вода)

- Как понимаете?

Г )Работа с фразеологизмами по карточкам по вариантам.

- Как об этом говорят? Ответьте крылатыми выражениями (в помощь даётся словарь и слово помощник). ( слайд №17)

 

1 вариант:

-   О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ЖИВУТ НЕДРУЖНО, ПОСТОЯННО ССОРЯТСЯ (кошка).

живут как кошка с собакой

 

 – ПИСАТЬ НЕРАЗБОРЧИВО, НЕРЯШЛИВО (курица).

писать, как курица лапой

–  УСЛУГА, ПРИНОСЯЩАЯ ВМЕСТО ПОМОЩИ ВРЕД (медведь)

медвежья услуга

2 вариант:

 

 – О ЧЕЛОВЕКЕ, РЕЗКО ОТЛИЧАЮЩЕМСЯ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ       (ворона)

белая ворона

 

– ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПРОГОЛОДАЛСЯ (аппетит)

волчий аппетит

 

 – КОГДА ГОВОРЯТ О ЧЁМ-ТО ОЧЕНЬ ВКУСНОМ (пальчики)

пальчики оближешь

- Прочитайте, какие фразеологизмы составили :

                                 живут как кошка с собакой

                                 писать, как курица лапой

                                 медвежья услуга

                                 белая ворона

                                 волчий аппетит

                                 пальчики оближешь                        

 

 

IX. Итог урока.   ( слайд №18)

- Какое значение имеют фразеологизмы в русском языке?

- Что такое фразеологизм?

- Чем отличается фразеологизм  от свободного сочетания  слов?

X. Рефлексия.  ( слайд №19)

-   Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде:

1.     Я устал и вышел из себя.

2.     Я работал, не покладая рук.

3.     Я устал, но взял себя в руки.

4.     Я смотрел на работу класса в оба глаза.

Запишите в свою тетрадь подходящее утверждение.

XIV.(Слайд №20) Дом. зад.: сделать иллюстрацию  к понравившемуся фразеологизму.

Благодарю  всех  за  работу!

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 3 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Научный сотрудник музея

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект  урока русского языка. УМК  "Перспектива». 3 класс.  Л.Ф. Климанова.

Тема: "Фразеологизмы ". Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Урок разработан в соответствии с ФГОС, что обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Задачи урока:

    Образовательная:

         -   обеспечить  понимание понятия  слова  «фразеологизм» ; 

  Развивающие:

        Коммуникативные:

-  обеспечить возможность формулировать собственное мнение и   позицию;

-  прививать навыки культуры речи и взаимоотношений;

Познавательные:

-  содействовать поиску необходимой информации ;

-  помочь строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

Регулятивные:

-  помочь в развитии мышления, внимания, памяти 

  Воспитательные:

-  дать  установку на здоровый образ жизни;

 

-  способствовать проявлению  чувства гордости за свою Родину.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 1466
    • DOCX 39.8 кбайт
    • 36 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кожухова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кожухова Ольга Николаевна
    Кожухова Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 39845
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе