Методическая разработка
по теме: «Ещё об одной опасности письма»
(3 класс УМК «Гармония»)
Цель: знакомство с новой орфограммой: слышим [ца], а
обозначать можем ца, ться или тся.
Задачи:
учить обнаруживать орфограмму: слышим [ца], а обозначать можем ца, ться
или тся; определять каким советом регулируется написание; способствовать
дальнейшему формированию осознанных умений делать правильный выбор букв; осуществлять
орфографический самоконтроль и взаимоконтроль; обогащать словарный запас;
развивать речь, логическое мышление, умение быстро ориентироваться в
материале;
воспитывать умение слушать и слышать учителя и товарищей; коллективизм
и аккуратность в работе.
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К
тайнам нашего языка, 3 класс часть 2»; тетрадь-задачник к учебнику Соловейчик
М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка, 3 класс 2 часть», ручка,
карандаш, линейка.
Урок формирования
орфографических умений.
Структура урока:
1. Организационный
этап
2. Проверка домашнего
задания
3. Актуализация
знаний
4. Постановка учебной
задачи
5. Организация
усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений
для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации
6. Физкультминутка
7. Применение и
добывание знаний, построенных на основе усвоенных
8. Домашнее задание
9.Рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент.
Настрой на работу:
- Напомните главное правило уроков русского языка: «Пишу грамотно красиво,
аккуратно».
-Разомните пальчики (массаж).
- Покажите "свое настроение": большие пальцы вверх – отличное;
в
стороны – хорошее;
вниз – плохое.
2. Проверка домашнего задания
Упр. 378.
- Какие глаголы выписали со словарной страницы?
- В какой они форме?
- Какую примету подчеркнули?
- Какую орфограмму отметили в суффиксе?
- Какие две опасности письма встречаются в глаголах неопределённой
формы?
Вывод: в неопределённой форме глагола, если она заканчивается не ни
–ти, всегда пишется ь.
3.
Актуализация знаний
Много
тайн в нашем языке. Когда мы начали изучать русский язык, перед нами была
поставлена задача – разгадывать, открывать эти тайны.Учебник наш так и
называется «К тайнам нашего языка». Много открытий мы с вами сделали, ещё
больше открытий и тайн – впереди. Какие-то вы можете разгадывать сами, а
некоторые помогу разгадать вам я. Но самое главное было и остаётся для нас научиться
грамотно писать.
4.Постановка
учебной задачи
- Сегодня на уроке мы узнаем «Ещё об одной опасности письма»(запись на
доске).
Задание 379 в тетради-задачнике:
- Допиши концы слов значками звуков.
В классе радостные ли[ ] –
Детям нрави[ ] учи[ ]!
Назови орфограммы, которые видишь не в глаголах.
- Как обозначить звуки буквами в первом слове?
А в двух последних словах запишем так: нравится учиться.
Задание 380 в тетради-задачнике:
- Продолжим работу со словами: лица, нравится, учиться. Для этого
сравни буквы, которыми может обозначаться сочетание [ца]. Объясни, почему на
месте этого сочетания есть орфограмма.
- Запиши слова, в которых эти сочетания встретились.
- Подчеркни их в глаголах.
- Чем они различаются?
- Второй из глаголов употреблён в неопределённой форме.
- Как это доказать?
- Надпиши над ним: неопр. ф. и обведи кружком букву, которой
различаются сочетания –тся и –ться.
- Что ты знаешь о написании ь в неопределённой форме?
- Подтверждается ли правило?
- Чему мы будем учиться на уроке?
5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения
информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в
измененной ситуации
Задание 381 в тетради-задачнике:
- Впиши в рассуждение нужные слова.
- «Услышав [ца] на конце слова, буду узнавать:
1. Звуки [ца] на конце слова или нет?
2. Если в глаголе, то в неопределённой форме или нет?
3. Если в неопределённой форме, то пишу ться; если в другой форме, то
напишу тся.
Если [ца] не в глаголе, напишу – ца.
- Сверьте своё рассуждение с сообщением в учебнике на с.16.
- В какой форме употребляется глагол, где пишется -тся?
Задание 383 в тетради-задачнике выполнить коллективно.
Выполнить разбор глагола приказали как части речи – 1 ученик у доски.
6. Физкультминутка
Встали,
руки вверх – представили, что достали до солнышка.
Бережно
«перенесли» солнечные лучики в свое сердце.
В
сердце появилась «звёздочка».
Сказали
«Любовь!» – звёздочка увеличилась.
«Добро!» – больше,
«Радость!» – ещё больше,
«Здоровье!» – стала, как солнышко большое.
Оно
несёт всем тепло. Кто рядом с вами.
Поделись
друг с другом солнышком.
7. Применение и добывание знаний, построенных на основе усвоенных
Задание 384 с. 17
- Отгадай загадки.
- Не ошибись на месте звуков [ца].
-Как будешь рассуждать?
Списывание загадок с комментированием.
Взаимопроверка тетрадей.
Самостоятельная работа: упр.385 с.17.
Самоконтроль по ключу на доске:
Приходи к
нему лечится
И корова, и волчица…
А птица над ними кружится,
А птица на землю садится…
8. Домашнее задание: упр.386
9. Рефлексия
-Ребята, если вам понравился урок, то выберите красные солнышки, если
вам понравился, но вы что-то не поняли, то выберите –оранжевые, а если вы
считаете, что урок был не интересным и бесполезным для вас, то – жёлтые.
-Какое у вас настроение сейчас?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.