Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по русскому языку на тему "Причастный оборот" (7 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Причастный оборот" (7 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС



Тема урока: Причастный оборот.

Тип урока: урок изучения нового материала 
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки 
Технология: элементы игровой технологии 
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который» 
Знать: опознавательные признаки причастного оборота 
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом 
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные 
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации 
Ход урока 
1. Вступительное слово учителя 
Цель: объяснить учащимся цель урока 
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение] некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов. 
2. Актуализация 
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом 
Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки с картинками и подписями к ним: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который думает, Который читает, Который танцует). 
Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен: Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушел, Который замолчал, Который устал. 
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения кото- рый, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое... 
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. 
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: 
— Я король, который любит. 
— Любящий, — поправляла она. 
— Я тот, который восхищается вами. 
— Восхищающийся, — вторила она. 
— Годы, которые мне остались... 
— Оставшиеся... 
— Я хочу посвятить вам. 
— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий... 
Представьте, как обрадовались подданные короля! 
3. Работа по образованию причастий 
Цель: показать на примерах процесс образования причастий 
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие. 
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает —рассказывающий, который смеется — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал —ускакавший, который убежал —убежавший, который ушел — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал —уставший) 
4. Выполним упражнение 
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами 
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикар-наса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение. 
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту) 
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами 
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен. 
1.Это ш_девр архитектуры, который был возведен в IV веке до S нашей эры. 
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Ар-темисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола. 
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте. 
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам_ра. 
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой. 
6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная кв_дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. 
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м_взолея. 
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м_ взолеями. 
* Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур. 
5. Выполнение разноуровневых заданий 
Цепь: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении 
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности. 
Уровень 1 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах 

Уровень 2 
Закончите таблицу, используя слова из упражнения 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
КЛЮЧ 
Французское «труд, достойный масте¬ра» шедевр 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» камера 
Путинское «деньги, пособие, срок вы¬дачи пособия» эра 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» мрамор 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» прах 
Соединительными линиями покажите соответствия 
Французское «помещение со сводообразным потолком» шедевр 
Старославянское «труд, достойный масте¬ра» эра 
Греческое «деньги, пособие, срок выдачи пособия» прах 
Греческое его происхождение связано со словом «порох» камера 
Латинское «глыба, блестящий камень» мрамор 

6. Работа по развитию речи 
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов 
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты всвоей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки. 
Исправьте грамматические ошибки 
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. (Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову) 
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих в котором победили Пифей и Сатир. 
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым су-ществительным) 
3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. (Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот) 
7. Подведение итогов урока 
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. 
Что узнали на уроке? (Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкции. ) 
В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова). 
8. Домашнее задание 
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу. 
Шарик, который летит, — летящий. 
Снежок, который хрустит, — хрустящий. 
Ручей, который журчит, — 
Речь, которая звучит, — 

- Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение. 
Итак, урок окончен.

  • Русский язык и литература
Описание:

 

Тема урока: Причастный оборот.

 

Тип урока: урок изучения нового материала 
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки 
Технология: элементы игровой технологии 
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который» 
Знать: опознавательные признаки причастного оборота 
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом 
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные 
Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации 
Ход урока 
1. Вступительное слово учителя 
Цель: объяснить учащимся цель урока 
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение] некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов. 
2. Актуализация 
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом 
Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки с картинками и подписями к ним: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который думает, Который читает, Который танцует). 
Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен: Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушел, Который замолчал, Который устал. 
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения кото- рый, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое... 
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. 
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: 
— Я король, который любит. 
— Любящий, — поправляла она. 
— Я тот, который восхищается вами. 
— Восхищающийся, — вторила она. 
— Годы, которые мне остались... 
— Оставшиеся... 
— Я хочу посвятить вам. 
— Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий... 
Представьте, как обрадовались подданные короля! 
3. Работа по образованию причастий 
Цель: показать на примерах процесс образования причастий 
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие. 
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает —рассказывающий, который смеется — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал —ускакавший, который убежал —убежавший, который ушел — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал —уставший) 
4. Выполним упражнение 
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами 
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикар-наса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение. 
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту) 
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами 
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен. 
1.Это ш_девр архитектуры, который был возведен в IV веке до S нашей эры. 
2. По некоторым свидетельствам, он был построен Ар-темисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола. 
3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте. 
4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам_ра. 
5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой. 
6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная кв_дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. 
7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м_взолея. 
8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м_ взолеями. 
* Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур. 
5. Выполнение разноуровневых заданий 
Цепь: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении 
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности. 
Уровень 1 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах 

Уровень 2 
Закончите таблицу, используя слова из упражнения 
Происхождение Значение Пример из текста 
Французское «труд, достойный мастера» 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» 
Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» 
КЛЮЧ 
Французское «труд, достойный масте¬ра» шедевр 
Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» камера 
Путинское «деньги, пособие, срок вы¬дачи пособия» эра 
Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» мрамор 
Старославянское его происхождение связано со словом «порох» прах 
Соединительными линиями покажите соответствия 
Французское «помещение со сводообразным потолком» шедевр 
Старославянское «труд, достойный масте¬ра» эра 
Греческое «деньги, пособие, срок выдачи пособия» прах 
Греческое его происхождение связано со словом «порох» камера 
Латинское «глыба, блестящий камень» мрамор 

6. Работа по развитию речи 
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов 
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты всвоей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки. 
Исправьте грамматические ошибки 
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. (Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову) 
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих в котором победили Пифей и Сатир. 
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым су-ществительным) 
3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. (Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот) 
7. Подведение итогов урока 
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. 
Что узнали на уроке? (Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкции. ) 
В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова). 
8. Домашнее задание 
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу. 
Шарик, который летит, — летящий. 
Снежок, который хрустит, — хрустящий. 
Ручей, который журчит, — 
Речь, которая звучит, — 

- Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение. 
Итак, урок окончен.

Автор Салхаева Шынар Уйсимбаевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 828
Номер материала 3218
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»