Организационный
момент.
Долгожданный
дан звонок!
Ты
готов начать урок?
Всё ль
на месте? Всё ль в порядке
Книжки,
ручки и тетрадки?
Все ли
правильно сидят?
Все ль
внимательно глядят?
-
Начинаем урок русского языка.
А начать
его мне хочется со стихотворения М. Данилова.
«Я ко
всем наукам ключ имею.
Я со
всей вселенною знаком.
Это
потому, что я владею
Русским
всеохватным языком».
-
Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?
-
Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для
этого проведем минутку каллиграфии.
Минутка
каллиграфии.
- Для
того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои
пальчики.
(Пальчиковая
гимнастика)
-
Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я
тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я,
друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду
ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
(Обратить
внимание на правильность посадки).
-
Написание каких букв мы будем сегодня повторять?
Орфографическая
минутка.
-
Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть
буквосочетание ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.
·
Прибор
для измерения времени
·
Кислое
травянистое растение
·
Хищная
речная рыба
·
Очень
мало
·
То
же самое, что еда
-
Подчеркните в словах орфограмму.
- Каким
правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова?
-
Составьте предложения с одним из слов.
Самоопределение
к деятельности
-
Послушайте стихотворение Андрея Усачева. Как назовете это стихотворение?
Есть
носы у журавлей,
Есть
носы у кораблей,
Носик
есть у чайника,
Только
очень маленький.
Необычный
зверь носуха,
У носухи
нос до уха.
А
огромный носорог
Вместо
носа носит рог.
Нос у
лешего сучком,
А у
свинки пятачком.
Но и свинка,
и матрос
Вытирать
должны свой нос!
- Как
озаглавите стихотворение?
- О
каких носах говорится в тексте?
-
Сегодня мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических
значений.
Работа
по теме урока.
- Откройте
учебник на странице 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на этом уроке.
-
Упражнение 58 на с.47
Задание:
Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
1. Швейные
иглы
2.
Иглы
сосны.
3.
Иглы
у ежа
4.
Соломенная
шляпка
5.
Шляпка
гриба
6. Шляпка
гвоздя.
-
Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.
- Чем
похожи все иголки?
- Почему
эти разные предметы имеют одинаковое название?
- Чем
похожи все шляпы?
- Почему
эти разные предметы названы одинаково?
- Как вы
думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные?
- А
какие слова называются многозначными?
-
Составьте предложение с любым из этих слов.
Физкультминутка
Две
веселые лягушки
Ни
минуты не сидят, ловко прыгают подружки,
Только
брызги вверх летят.
(Дети
кладут руки ладошками на парту и изображают прыжки лягушек.)
Пальцы в
парту упираем,
Потихоньку
нажимаем.
Если же
сильней нажмем.
Дырку в
парте мы проткнем.
(Дети
ставят на парту подушечки пальцев, нажимают ими на парту.)
Словарная работа.
(на
разворотной доске написано слово
)
- Еще мы
сегодня ребята научимся писать новое слово. Оно словарное.
Для
этого отгадайте загадку
Куда
бежит – сама не знает.
В степи
ровна,
В лесу
плутает,
Споткнется
у порога.
Что это?
…
-
Прочитайте слово орфографически
-
Прочитайте целиком
-
Прочитайте с ударением
- Правописание
этого слова надо запомнить, в нем есть безударные гласные о, а.
-
Ребята, что такое дорога?
-
Правильно, дорога - Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь
сообщения. Асфальтированная, , грунтовая, просёлочная дорога. (грунтовая дорога
между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами)
-
Запишите слово, не забудьте поставить ударение и подчеркнуть безударные
гласные.
-
Давайте подберем однокоренные слова к слову – дорога.
Дорожка
– дороженька – дорожный – дорожник – бездорожье – подорожник –
железнодорожный – железнодорожник.
- А
теперь давайте составим предложение с любым из этих слов.
Закрепление изученного материала.
(Работа
в парах)
-Упражнение
59 на с.48
-
Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
- Почему
слова так называются – многозначные и однозначные?
-
Объясните значение любого многозначного слова из упражнения.
Упражнение
60 на с.48
Прочитайте
стихотворение
Подумайте
только, как много
Значений
у слова дорога.
Дорогой
зовут автостраду,
И
тропку. бегущую рядом,
И
шляпах, что лежит на равнине,
И путь
каравана в пустыне,
И шаг
альпиниста по круге
К
вершине, упрятанной в тучах.
И след
корабля над волнами,
И синее
выси над нами…
В. Остен
- Сколько
разных значений слова дорога встретилось в тексте?
- Какие
это значения?
- Как вы
понимаете значение этих слов?
-
Скажите, а слово дорога многозначное или однозначное?
Подведение итогов урока.
- Что
нового узнали на уроке?
- Что
такое однозначные, а что такое многозначные?
- Для
чего в речи нужны многозначные слова?
Домашнее задание
Выполнить
упр. 61 на с.49
ТПО с.17
упр. 32.
Выписать
5 многозначных слов, используя толковый словарь.
|
Приветствие
(Правильно
и красиво говорить, …)
Я
тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я,
друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду
ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
с
в___________________________
·
Часы
·
Щавель
·
Щука
·
Чуть
- чуть
·
Пища
Учащиеся
подчеркивают в словах орфограмму ча-ща, чу-щу.
Сочетания
ЧА-ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ-ЩУ пишу с буквой У.
Я купил
наручные часы. До назначенного пункта осталось еще чуть-чуть.
-
слушают стихотворение
«Разные
носы», «Нос»
Нос –
передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.
Что
такое однозначные и многозначные слова.
Выполняют
задание.
Они
острые и тонкие, могут уколоть.
Они
похожи по внешнему виду.
Они
круглой формы и находятся на верху предмета.
Похожи
по внешнему виду.
Многозначные
Слова, у
которых несколько лексических значений.
Дорога
была длинной, а большая шляпа спасала меня от дождя.
Две
веселые лягушки
Ни
минуты не сидят, ловко прыгают подружки,
Только
брызги вверх летят.
(Дети
кладут руки ладошками на парту и изображают прыжки лягушек.)
Пальцы в
парту упираем,
Потихоньку
нажимаем.
Если же
сильней нажмем.
Дырку в
парте мы проткнем.
(Дети
ставят на парту подушечки пальцев, нажимают ими на парту.)
Дорога
До\ро\га
дорога
доро’га
Путь
передвижения для людей.
-
Записывают слово, ставят ударение и подчеркивают безударную гласную.
Записывают
все слова в тетрадь.
Из-за
бездорожья не пройти, ни проехать. Дорогой идёшь, и то спотыкаешься. Пословицу
сказал - дорогу указал. Дорога, ведущая к счастью.
-
выполняют данное упражнение самостоятельно.
Одни слова
имеют много значений, а другие – одно значение.
Звезда:
1. Небесное
тело
2.
Знаменитость
(звезда эстрады)
3.
Фигура
(пятиконечная звезда)
4. Название
морского животного (морская звезда).
Игла:
1. Швейная
принадлежность
2.
Любой
предмет формы иглы и острый
3. острый шпиль
здания
Язык:
1. Орган во
рту
2.
Металлический
стержень в колоколе
3.
Все,
что имеет форму языка (язык пламени)
4. Система
звуков, слов, правил (Русский язык)
Подумайте
только, как много
Значений
у слова дорога.
Дорогой
зовут автостраду,
И
тропку. бегущую рядом,
И
шляпах, что лежит на равнине,
И путь
каравана в пустыне,
И шаг
альпиниста по круге
К
вершине, упрятанной в тучах.
И след
корабля над волнами,
И синее
выси над нами…
В. Остен
Семь
Автострада,
тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.
Автострада
(автомагистраль), автомобильная дорога, обычно большой протяженности. Шлях
степная дорога в районе южных границ.
Многозначное,
значений много.
Слова
бывают однозначные и многозначные.
Однозначные
– это одно лексическое значение. Многозначные – два и более лексических
значения.
Чтобы мы
могли точнее высказывать свои мысли.
Записывают
домашнее задание.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.