Внимание на экран!
Солнце, солнышко, солнечный.
Весна, весенняя, веснушка.
Снежное, подснежник, снег.
Лес, лесок, лесные.
- Что объединяет слова в каждой группе?
-Докажите.
-Найдите лишнее слово.
-Назовите, какой части речи эти слова?
-А что мы уже знаем об этой части речи?
- С какой частью речи мы сегодня будем работать?
( Появляется начало кластера на доске)
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
часть речи
ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬИ?
- У вас на столе лежат конверты. Достаньте карточку №1 .
Прочитайте слова 1 столбика. (денек, погода, жители, поле)
-Что их объединяет?
-Чем отличаются эти слова?
-жители лесная, лесной , лесные ,
лесное
-погода весенний, весенняя, весеннее,
весенние
-денёк солнечная, солнечные, солнечное,
солнечный
-поле снежные, снежное, снежная,
снежный
-Прочитайте слова 2 столбика.
-Что объединяет эти слова?
-Подберите в каждой строчке к существительному из 1 столбика
подходящее по форме прилагательное из 2 столбика и подчеркните его.
- Прочитайте получившиеся словосочетания.
( Появляется слайд.)
Солнечный денёк,
весенняя погода,
лесные жители,
снежное поле.
- Почему другие прилагательные остались не востребованы?
-Форма указывает на то, как изменяются слова.
-Вспомните, как изменяются имена существительные?
-Назовите постоянные и непостоянные признаки сущ?
-Знаем ли мы законы, по которым изменяются прилагательные?
-Хотите узнать?
-Давайте сформулируем тему нашего урока.
(появляется слайд)
КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
-Давайте сформулируем цель нашего урока опираясь на тему :
-узнать , как изменяются имена прилагательные,
- имеют ли они постоянные или непостоянные грамматические признаки
, какие и как их определить.
-Скажите , а какая часть речи нам поможет в этом?
-Чьи грамматические признаки мы уже изучили?
-Почему?
-Какие же задачи мы должны будем решить в течении урока?
-Что нам надо будет узнать о прилагательном?
(слайд)
ЗАДАЧИ урока:
-Узнать, прилагательные имеют род или изменяются по родам.
-Как определить род имени
прилагательного.
-Изменяются ли прилагательные по падежам и числам.
-Узнать, каким членом в предложении
является прилагательное.
|
Однокоренные.
(Имеют общий корень, близкие по значению.)
Лишние слова: солнечный, весенняя, снежное, лесные.
- Имена прилагательные.
- Отвечают на вопросы какой? какая? какое? - Называют признаки
предмета.
Имя прилагательное".
( на доске появляется табличка с темой)
-Это существительные.
- Разный род, число , одуш. ,неодуш.
Дети определяют род , число
сущ-ых .(фронтально)
-Это имена прилагательные.
Проверим:
Солнечный денёк,
весенняя погода,
лесные жители,
снежное поле.
-Не подходит форма.
По числам и падежам.
-Нет.
-Да.
-Как изменяются имена прилагательные.
-Имя существительное,
т. к оно тесно связано с именем прилагательным.
Прогнозируют.
|
Регулятивные УУД
ПОИСК НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Познавательные ууд
умение формулировать цель.
|
-Нам предстоит сегодня провести исследования.
-Чтобы ответить на эти вопросы мы с вами становимся исследователями.
-Но вопросов у нас много. Поэтому будем работать по группам.
Каждая группа будет вести свое исследование.
- Давайте разделимся на группы по цвету.
- Определим зоны исследовательских групп.
Первая зона -Род прилагательных-
Вторая зона -Падеж прилагательных-
Третья зона – Число прилагательных-
Четвертая зона – Роль прилагательных в предложениии
Займите место в той рабочей зоне, цвет которой соответствует цвету
на вашем бейджике.
- Вспомните правила групповой работы.
-Выберите РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ.
- Каждая группа получает инструкционную карту и карточку-задание для
исследования.
По каждому заданию проведите наблюдение и сделайте необходимые
выводы.
1 исследовательское задание. Группа Род.
-Узнайте, прилагательное имеет постоянный род или изменяется по
родам?
-Как определить род
прилагательного?
- Сравните. Слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет?
высокий дуб
высокая сосна
высокое дерево
Инструкционная карта.
1.Прочитайте словосочетания.
|
2. Выделите окончания прилагательных и сравните их между собой.
Что с ними происходит?
|
3. Предположите почему окончания прилагательных разные и изменяются
?
|
4.Определите род существительных.
|
5.Определите главное слово, поставьте стрелку, над стрелкой
укажите вопрос к прилагательному.
|
6.Подумайте , можно ли определить род прилагательных?
Как? Почему?
Зависит ли род прилагательных от рода существительных, с которым
употреблено прилагательное?
|
7. Попробуйте определить род прилагательных.
|
9. Дополните предложения:
Вывод: Имена прилагательные могут изменяться по……………
Имена существительные по родам не …………………..
Род имен прилашгательных зависит от……..имен ……….
Чтобы определить род прилагательного, надо сначала……. ……..
а потом……………………………………………..
|
Карточка №2 определите род прилагательных.
Солнечный денёк,
весенняя погода,
лесные жители,
снежное поле.
Давайте проверим по учебнику совпало ли мнение группы с
мнением автора учебника.
- Вывод
имена существительные по родам не изменяются;
имена прилагательные по родам изменяются ( помещается в кластер)
ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ
-А как определить род у прилагательных множественного числа?
-Давайте проверим ,как группа определила род в словосочетании лесные
жители?
-А давайте попробуем подставить к прилагательному лесные сущ-ые
другого рода
например : лесные мыши
зайцы
ягоды
-что заметили?
-Во мн. числе у прилагательных род не определяется!
(ДОБАВЛЯЕМ В КЛАСТЕР)
ВО МН. ЧИСЛЕ РОД НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ.
Устная самооценка группы.
- Как вы считаете поработала ваша группа?
ФИЗМИНУТКА 3 мин (Слайд)
Ж.р. дети руки встороны, м.р. присаживаются, ср. род- руки вверх
спелая груша, крупный картофель, золотая пшеница, соломенное кашпо,
холодное молоко, новый тюль м.р., детский шампунь м.р.)
|
Существительное меняет род .,а род прилагательного не меняется.
|
Коммуникативные УУД
Умение взаимодействовать, согласовывать коммуникативные усилия.
Познавательные УУД
Поиск и анализ необходимой информации
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять заданную цель . контролировать свою
деятельность по результатам
Самооценка.
|
3 Группа. Число.
Исследовательское задание.
-Узнайте, могут ли прилагательные изменяться по числам.
-От чего зависит число имен прилагательных.
-Как определить число имени прилагательного.
Серебристая песенка - серебристые песенки
Лесной житель - лесные жители
Открытое окно- открытые окна
Снежное поле - снежные поля
Инструкционная карта.
1.Возьмите карточку №1.
-Прочитайте первую пару словосочетаний.
|
2. Выделите окончания существительных и сравните их.
-Почему они изменились?
|
3.Определите число существительных. Укажите их сверху
|
4.Выделите окончания прилагательных и сравните их.
-Почему они изменились?
- От чего это зависит?
|
5.Предположите, в каком числе стоит прилагательное.
-Укажите число сверху.
|
6.Дополните предложение и сделайте вывод от чего зависит число
имен прилагательных?
|
7.Вывод: имена прилагательные изменяются по …………….
Число имён прилагательных зависит от …………имён…………….
Чтобы определить число имён прилагательных ,надо………………..
…………………………………………………………………………………… .
Какое число у …………………….. ,такое же число и у
………………….
|
-Проверим:
(Выступают исследователи 3 группы)
Вывод в кластер : изменяются
по числам .
4 группа Роль прилагательных в предложении.
Исследовательское задание:
-Узнать, каким членом в предложении чаще всего бывает имя
прилагательное.
Инструкционная карта.
Наступили солнечные деньки. Лесные жители обрадовались весенней
погоде. На снежном поле появились проталинки.
1.
Возьмите карточку-задание с текстом.
2.
Прочитайте текст.
3.
Подчеркни главные члены в каждом предложении
.
|
4. Найди имена прилагательные, укажи стрелочкой их связь в
предложении. Подчеркни имена прилагательные как члены предложения.
5.Прочитай текст без прилагательных.
-Каким он стал?
-Какова роль прилагательных в речи?
|
6.Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего является имя
прилагательное.
Вывод: имя прилагательное в предложении является……………… .
Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы……………..
………………………………………………………………………………… .
|
Добавляем в кластер .Член предложения – определение.
Давайте сделаем вывод: что мы узнали о прилагательном?
- Какие учебные задачи мы с вами решили в ходе исследования?
(Слайд повторно.)
Учебная задача: узнать, как изменяются имена
прилагательные.
-Мы достигли цели урока?
Закрепление. (5 мин)
Возьмите в конверт карточку №2.
Определи падеж род число имён прилагательных. Слайд
Как определить род число падеж прилагательного?
Алгоритм слайд.
пушистым ( ) снегом( )
прекрасная( ) погода( )
солнечному( ) дню( )
о белой( ) берёзе( )
у яркого( ) цветочка( )
сочную( ) траву( )
-у вас в конверте карточка №3
-Достаньте ее . Это кластер( ,тот который находится на доске)
( около кластера поставьте значки)
- научился делать +
- не совсем понял ?
- совсем ничего не понял -
Лист самооценки и карточки положите в конверт и сдайте.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)
Вы хорошо и активно поработали.
-Попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, указывающих
на то - каким я был исследователем на уроке.
Активный , умный, внимательный, организованный, наблюдательный .
вдумчивый. …..(на листочках пишут и прикрепляют к дереву, нарисованному на
листе бумаги.)
|
Отчет группы.
Отчет группы.
Дети по кластеру делают обобщение.
|
Познавательные ууд
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Самооценка.
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Умение оценивать себя на основе критерия.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.