Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании
Учитель: Коробова
О.В.
Русский язык. Урок
– закрепление
Тема: Не с
глаголами
Продолжительность:
1 урок - 45 минут
Класс: 5
Технологии:
презентация, обучающая программа - тренажёр «Фраза»
Цели:
повторить изученные сведения о глаголе, повторить и закрепить правило
правописания не с глаголами, особое внимание обратить на случаи слитного
написания не с глаголами; развивать интерес к русскому языку; побеседовать о
нормах поведения учащихся, развивать чувство ответственности за свои поступки.
План.
Слайд 1.Не
стыдно не знать, стыдно не учиться.
I Вступительное
слово учителя о целях урока.
Сегодня на
уроке мы продолжим работу по теме «Глагол». Обратите внимание на цитату «Глагол
– самая огнепышущая, самая живая часть речи. Назначение глагола – выражать само
действие». Эпиграф нашего урока – народная мудрость «Не стыдно не знать –
стыдно не учиться». Давайте учиться и познавать новое.
II Работа по
повторению.
1. Индивидуальная
работа у доски:
Синтаксический
разбор предложения
|
Морфемный
разбор слов
|
Попутное
повторение
|
Друзья
познаются в беде.
|
Предл…гать,
объ…диняем,
выр…сли,
возл…жит,
подр…стёт.
|
1.Безударные
и чередующиеся
гласные
в корне слова.
|
2. Блиц
– опрос «Что мы знаем о глаголе?»
-
Что такое глагол?
- С каким членом
предложения согласуется глагол?
-На какие вопросы
отвечает?
- Как называется
такая форма глагола?
-Почему она так
называется?
- Как изменяется
глаголв настоящем, будущем и прошедшем времени?
- Какова
синтаксическая роль глагола в предложение?
3. Проверка
индивидуальной работы.
4. Слайд 2.
Определите формы глагола
Рядом с нами лени
жить запрещено.
Помните, ребята,
правило одно:
Сам барабан не
забарабанит,
Медная
труба сама трубить не станет.
Задание:
найдите в тексте глаголы, определите, в какой форме они стоят. (Ребята устно
называют глаголы и определяют их формы).
5. Учитель.
Найдите в этом стихотворении глаголы с НЕ.
Не забарабанит, не станет.
- Как
пишутся НЕ с глаголами? Ответ учащегося.
Слайд
3. Правописание НЕ с глаголами.
Учитель.
Итак, тема нашего урока «Правописание НЕ с глаголами». (Запись темы урока).
Цель
урока: повторим и закрепим раздельное правописание НЕ с глаголами и обратим
особое внимание на слитное написание НЕ с глаголами, кроме того, мы с вами
поговорим о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах
человека.
Слайд 4. Не делай
- ?
III Работа по теме
урока.
1. Учитель. Я
прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы послушайте и ответьте на вопрос:
«Почему маме обидно за сына?»
Как часто мама
говорит:
«Не делай этого,
сынок!»
И укоризненно
глядит,
Ей за него обидно.
- Найдите
обращение в этом отрывке. Вспомним знаки препинания при обращении.
- Назовите глагол,
который запрещает какое-либо действие. –Не делай.
-Что обозначает частица НЕ? –Запрет на
действие.
-
О чём же мама просит сына? Почему ей обидно за сына?- Ответы учащихся.
- Давайте запишем
глаголы с НЕ, которые будут отрицать недостойные действия человека, которые он
иногда проявляет.- Ответы учащихся.
Слайд 5.
О чём стоит задуматься?
Не огорчай, не
трусь, не хвались, не дерись, не обманывай, не бойся трудностей, не завидуй, не
гордись.
- Как надо писать
не с глаголами?
- Давайте подумаем о том, как мы с вами
ведём себя, как относимся к товарищам, как ведём себя на уроке, на перемене.
2. Учитель.
Послушаем стихотворение «Весёлые рифмы»
Задание:
выписать на слух глаголы с НЕ.
Весёлые рифмы.
Завести велели мне Я
согласен даже НЕ
Новые привычки. Рисовать
на парте.
Никогда девчонок
НЕ Я согласен даже НЕ
Дёргать за косички. Танцевать
на парте.
Никогда с
братишкой НЕ Но не делайте вы мне никаких упрёков,
Драться за обедом. Если
даже я и НЕ
На уроках больше НЕ Выучу
уроков.
Говорить с
соседом. Ю.
Вронский
- Какие же
глаголы вы выписали? Как написали НЕ с глаголами?
Слайд 6.
Взаимопроверка.
Действие
какого глагола нежелательно выполнять? –Не выучу. А остальные глаголы чему вас
могут научить?
3.
Учитель. А теперь обратимся к учебнику (Параграф 95, стр. 246) и прочитаем
стихотворение С.Михалкова «Твой друг».
-Выразительное
чтение стихотворения учащимися.
-Хотели бы вы
иметь такого друга?
- А как пишутся в
этом стихотворении глаголы с частицей НЕ? – Ответы учащихся.
Слайд
7. И снова раздельно…
4. Учитель. Есть в
русском языке удивительные глаголы, они такие маленькие, что их можно назвать
лилипутами. Но они очень часто встречаются в нашей речи, поэтому советую вам их
запомнить.
Задание: на слайде
даны глаголы в утвердительной форме, вы должны их записать с частицей НЕ.
Буду – не буду
Хочу – не хочу
Могу – не могу
Стану – не стану
Слайд 8.
Азбука народной мудрости.
5.Учитель.
Запиши и вдумайся в смысл пословицы.
1.
Лентяя хлебом (не) корми, только с печи (не) гони.
2.
Хочешь есть калачи, так (не) сиди на печи.
2.
Завистливые глаза (не) знают стыда.
3.
(Не) учись до старости, а учись до смерти.
4. Дело
делать и за себя (не )может, а кричит за всех.
Последнее
предложение появляется позже и учитель задаёт вопрос: « А почему слова
неможется и нездоровится пишутся с НЕ слитно?
5.Лентяю
всё неможется и нездоровится.
Слайд 9.
Наш эксперимент
5.Учитель. В некоторых случаях глагол и
частица НЕ не могут жить друг без друга, и тогда глагол с НЕ пишется
слитно. Когда это бывает? Давайте проведём эксперимент.
Слайд 8. Наш
эксперимент.
Есть ли такие
слова в русском языке? Как правильно?
Можется Неможется
Здоровится Нездоровится
Домогать Недомогать
Навидеть Ненавидеть
Доумевать Недоумевать
Ответ: Нет Вывод:
НЕ с глаголом пишется слитно
Слайд
10. Заглянем в толковый словарь.
Учитель.
Познакомимся с лексическими значениями слов.
Недоумевать – это
значит сомневаться, удивляться
Негодовать –
выражать неудовольствие
Неволить –
заставлять что – то делать против желания человека
6. Работа с
учебником. Упр. 597. Замена выделенных слов и словосочетаний глаголами, которые
пишутся с НЕ слитно.
Слайд 11.
Распределительный диктант с самопроверкой.
7. Учитель.
Запишем слова и распределим их в 2 столбика.
Не был,
негодовал, не хотел, не стал, не смогла, не буду, ненавидел, не дам, не еду,
недомогал, мне нездоровится, не хочу, неистовствовать.
8.Учитель.
Мы с вами говорили о правилах поведения, о качествах, которые надо воспитывать
в себе. А как вы относитесь к природе?
Слайд
12. Диктант с отрицанием.
В
долинах снег растаял. Зеленеет трава. Пестреют цветы. Щебечут птицы. Солнышко
пригревает. Здесь чувствуется приближение весны. Губить природу? (Дайте ответ
на последний вопрос).
Слайд
13. Проверяю себя. (На слайде дан текст с частицей НЕ)
Слайд 14.
Творческая работа «Не губите природу»
Задание:
составить текст на данную тему (не менее 5 предложений)
Слайд 15.
III
Закрепление материла на основе обучающей программы – тренажёра «Фраза».
Использовать вариант № 239 по данной теме.
Слайд
16.
IV Итоги
урока.
- Как пишется НЕ с
глаголами?
- Что нового вы
узнали о правописании не с глаголами?
- Усвоили ли вы
правила поведения в школе?
-Выставление
оценок.
V Домашнее
задание.
1. Параграф
95
2. Выучить
правило, запомнить правописание словарных слов.
3. Выполнить
упражнение № 600.
Слайд 17.
Спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.