Конспект
урока по русскому языку
2
класс
Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только
единственного или только множественного числа»
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление об именах существительных, имеющих форму
только единственного числа или только множественного числа.
Оборудование: комплект мультимедийной аппаратуры.
Программное
обеспечение: презентация MS PowerPoint.
Ход урока:
1.
Мотивация к
учебной деятельности.
- Сегодня на уроке вы будете открыть новое знание.
- Вспомните, как вы открываете новое знание? (Узнаём,
что мы не знаем, и сами находим способ)
- Кто готов отправиться в путь за новыми знаниями?
- Я желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнём свою работу? (С повторения необходимых
знаний)
- Чем являются эти знания? (Ключами к новому знанию)
- Прочитайте слова. Выпишите только «лишние».
Конфеты, книги, пассажиры, альбомы.
Перрон, художник, лисица, учитель.
Россия, троллейбус, Байкал, Эльбрус.
Картина, пейзаж, иней, Алла.
- Что объединяет выписанные слова? (Имена
существительные, орфограмма «Удвоенная согласная»)
- Что такое имя существительное? (Часть речи, которая
обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)
- На какие группы можно разделить выписанные имена
существительные?
(1 гр: имена собственные и нарицательные;
2 гр: одушевлённые и неодушевлённые;
3 гр: единственное число и множественное число)
3.Пробное действие.
- Задание на пробное действие.
- Для чего вы его получите? (Чтобы мы поняли, что ещё
не знаем)
- Сейчас вам нужно будет изменять имена существительные: от имён
существительных ед. ч. образуйте имена существительные мн. ч., а от имён
существительных мн. ч. - имена существительные ед. ч. Запишите полученные имена
существительные в соответствующие столбики.
ед.ч. мн.ч
Ручка, лисята, дом, друзья, книга, картины,
собака, моряки, мёд, макароны.
- У кого возникло затруднение?
- В чём ваше затруднение? (Мы не смогли образовать
мн.ч. от слова мёд, и ед.ч. от слова макароны. Слова не изменяются по числам.)
4. Выявление причины затруднения.
- Что вы не знаете? (Мы не знаем, есть ли слова,
которые не изменяются по числам?)
5. Построение проекта выхода из
затруднения.
- Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать,
какие слова не изменяются по числам?)
- С помощью какого ключа мы будем открывать новое знание? (Использовать
свои знания или обратиться к источнику информации)
- Где можно найти необходимые знания для открытия
нового? (Учебник, Интернет, спросить у кого-нибудь)
6. Реализация построенного проекта.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один – много»
- Я бросаю вам мяч и называю имя существительное в ед.ч., а вы
возвращаете мне мяч, называя это имя существительное во мн.ч.
Лампа, сказка, тетрадь, печенье, сахар,
молоко.
- Что мы можем сказать о существительных печенье,
сахар, молоко?
(У данных существительных нет мн.ч., только ед.ч.)
- Продолжим нашу игру, но сейчас я буду называть
существительные мн.ч., а вы - в форме ед.ч.
Моря, снега, парты, ножницы, весы, грабли.
Что мы можем сказать о существительных ножницы,
весы, грабли?
(У данных существительных нет ед.ч.)
- Какой общий вывод мы можем сделать?
(Не все существительные изменяются по числам.
Некоторые имеют форму только ед.ч. или только мн.ч.)
7. Физминутка.
8. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи.
- Пришло время научиться пользоваться новым знанием.
- Запишите имена существительные в 2 столбика, в первый –
существительные ед.ч., во второй – существительные мн.ч.
(Картинный диктант. Демонстрирую предметные картинки,
изображающие предметы, названия которых имеют форму только ед.ч. или только
мн.ч.)
Кефир, санки, пальто, очки, сахар, духи, молоко, брюки.
- Проверим работу.
9. Самостоятельная работа.
- Какой следующий шаг на уроке? (Мы должны выполнить самостоятельную
работу)
- Для чего? (Чтобы проверить себя)
- 1 в: выпишите имена
существительные, которые имеют форму только единственного числа;
- 2 в: имена
существительные, которые имеют форму только множественного числа;
Фарфор, каникулы,
шахматы, лыжи, чай, сливки, сено, сахар.
- Проверим
работу.
− У кого возникли затруднения при выполнении задания?
(Нужно ещё потренироваться)
- У кого задание
не вызвало затруднения? (Хорошо усвоили правило)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Наш урок подходит к концу.
- Какие знания мы с вами сегодня открыли? (Мы узнали, что бывают
имена существительные в форме только ед.ч. и в форме только мн.ч.)
- Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?
11. Самооценка.
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
– Зеленый цвет
показывает, что ваша работа была успешной и дорога к следующим знаниям для вас
открыта. Если у вас еще есть небольшие затруднения и вам нужно немного
поработать над новым знанием – покажите желтую карточку. Красный
покажет, что путь к новым знаниям пока закрыт.
- Кто готов озвучить результаты
своей работы?
Д/З: Сходите на экскурсию в продовольственный магазин. Запишите
названия продуктов в тетрадь, укажите число имён существительных.
- Я желаю вам
удачи в изучении русского языка. Спасибо за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.